Организации государственной формы собственности: определены единые подходы к установлению коэффициента соотношения заработных плат руководителя и заместителя руководителя (главного специалиста)
Как известно, коэффициент соотношения средней заработной платы руководителей организаций независимо от формы собственности (за исключением бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций) и средней заработной платы по организации в целом не может превышать 8 (подп. 2.1 п. 2 постановления Совета Министров РБ от 08.07.2013 № 597 "О совершенствовании условий оплаты труда руководителей коммерческих организаций в зависимости от результатов финансово-хозяйственной деятельности, признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов"; далее – постановление № 597).
В организации государственной формы собственности коэффициент соотношения средней заработной платы заместителя руководителя (главного специалиста) и средней заработной платы по организации в целом устанавливают по нормам постановления Совета Министров РБ от 27.12.2004 № 1651 "О некоторых вопросах регулирования оплаты труда работников коммерческих организаций"; далее – постановление № 1651).
В связи с тем что постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 23.08.2013 № 87 признана утратившей силу Инструкция о порядке исчисления коэффициента соотношения средней заработной платы заместителя руководителя и главного специалиста и средней заработной платы в целом по коммерческой организации государственной формы собственности либо с долей собственности государства в ее имуществе, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 17.02.2005 № 13, в отношении заместителей руководителя (главных специалистов) используется перечень выплат, неучитываемых при расчете коэффициента соотношения, установленный для руководителя организации согласно нормам постановления № 597.
Вместе с тем на практике (чаще всего это касается организаций негосударственной формы собственности) возникают следующие вопросы:
1. Будет ли являться выплата вознаграждения за общие результаты работы (вознаграждения по итогам работы за год) выплатой, неучитываемой при расчете коэффициента соотношения для заместителя руководителя (главного специалиста), поскольку выплата годового бонуса не учитывается при расчете коэффициента соотношения руководителя организации?
2. Если данное вознаграждение учитывается при расчете коэффициента соотношения, то возможно ли учитывать при расчете коэффициента соотношения заместителя руководителя (главного специалиста), например, за январь – март 2014 г. только 1/4 часть вышеуказанного вознаграждения?
3. В случае, когда заместитель руководителя является членом наблюдательного совета открытого акционерного общества (далее – член НС), возможно ли сумму вознаграждения, выплачиваемую ему как члену НС 1 раз в квартал, учитывать помесячно в размере 1/3 части указанного вознаграждения?
Включать или не включать вознаграждение по итогам работы за год, а также вознаграждение члену наблюдательного совета в расчет коэффициентов соотношения заработных плат?
Итак, коэффициент соотношения средней заработной платы заместителя руководителя (главного специалиста) коммерческой организации государственной формы собственности или с долей собственности государства в ее имуществе (далее – должностные лица) и средней заработной платы по организации в целом не может превышать размера коэффициента соотношения, установленного согласно законодательству для руководителя организации (подп. 3.4 п. 3 постановления № 1651).
Важно! Коммерческим организациям негосударственной формы собственности рекомендовано устанавливать коэффициент соотношения средней заработной платы заместителя руководителя (главного специалиста) и средней заработной платы по организации в целом в соответствии с указанной нормой.
Размеры оплаты труда работников, включая названных должностных лиц, в т.ч. коэффициенты соотношения их средней заработной платы и средней заработной платы по организации в целом, наниматель устанавливает на основании коллективного договора, соглашения и трудового договора (часть первая ст. 63 Трудового кодекса РБ (далее – ТК)).
Таким образом, к компетенции нанимателя относится не только установление для должностных лиц соответствующих коэффициентов в размерах, не превышающих размера коэффициента, предусмотренного для руководителя коммерческой организации, но и установление порядка их исчисления, включая перечень выплат, которые не включаются в расчет.
Например, такой перечень может включать выплаты, неучитываемые при расчете коэффициента, предусмотренные для руководителей подп. 2.2 п. 2 постановления № 597, а именно:
– Государственные премии Республики Беларусь;
– единовременные поощрения (вознаграждения), выплаченные руководителю за награждение в установленном порядке государственными наградами, нагрудными знаками, почетными грамотами, независимо от источника их выплаты;
– премию либо вознаграждение, выплаченные руководителю организации, занесенной на Республиканскую доску Почета или признанной победителем в соревновании (конкурсе), связанном с производственной деятельностью организации, проводимом на республиканском, областном, городском, районном и отраслевом уровнях;
– единовременную премию либо вознаграждение, выплаченные руководителю за обеспечение подготовки и проведения республиканского фестиваля-ярмарки тружеников села "Дажынкi", независимо от источника их выплаты;
– годовой бонус;
– единовременное вознаграждение за принятие (перевод) работников на дополнительно введенные высокопроизводительные рабочие места по результатам реализации инвестиционных проектов;
– материальную помощь при предоставлении трудового отпуска и материальную помощь (единовременные выплаты) по основаниям, предусмотренным в коллективном договоре либо ином локальном нормативном правовом акте, принятом в порядке, установленном законодательством;
– выплаты за преподавательскую, научную или иную творческую деятельность, медицинскую практику, осуществляемую в соответствии с законодательством;
– вознаграждения за содействие созданию и использованию изобретения и рационализаторского предложения, за внедрение новой техники;
– заработную плату за руководство производственной практикой учащихся и студентов;
– суммы, уплаченные организацией в порядке возмещения расходов работников по оплате жилищно-коммунальных услуг или за пользование жилым помещением (сверх предусмотренных законодательством);
– денежную компенсацию за неиспользованный трудовой отпуск.
Что касается вознаграждений за общие результаты работы (по итогам работы за год), а также выплачиваемых членам НС акционерного общества, то порядок их включения (либо невключения) в расчет соответствующих коэффициентов должностным лицам также находится в компетенции нанимателя.
При этом указанные вопросы должны решаться нанимателем на основании нормы части первой ст. 63 ТК.