Клиенты банка имеют право получить в банке по письменному запросу информацию, касающуюся их финансовых операций
Банки при обслуживании клиентов сталкиваются с ситуациями, когда клиенты (юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица) просят письменно разъяснить:
1) в соответствии с какими нормативно-правовыми актами банк при осуществлении финансовой операции требует от клиента представить:
– документ, удостоверяющий личность;
– иные сведения (например, УНП, адрес электронной почты, вид договорных отношений с банком и т.д.).
Справочно: такие сведения предусмотрены в приложении 1 к Инструкции об осуществлении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями мер по предотвращению и выявлению финансовых операций, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием террористической деятельности, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 28.02.2008 № 34 (далее – Инструкция № 34);
2) в течение какого срока банк хранит идентификационные данные клиента;
3) в какие контролирующие органы банк передает информацию об идентификационных данных клиента и сведения об осуществленных им финансовых операциях, в т.ч. без специальных запросов данных органов.
В отношении письменных обращений клиентов отметим, что банки в 2011 г. должны рассматривать и представлять письменные ответы на запросы:
– граждан – в соответствии с Законом РБ от 06.06.1996 № 407-ХIII "Об обращениях граждан" (далее – Закон № 407-ХIII).
Справочно: при рассмотрении обращений граждане имеют право знакомиться с материалами, связанными с рассмотрением обращений, в той мере, в какой это не затрагивает права других граждан и не противоречит требованиям законодательства республики об охране государственных секретов, коммерческой и (или) иной охраняемой законом тайны (ст. 14 Закона № 407-XIII);
– юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) – в порядке, установленном законодательством для обращений граждан, если иной порядок не предусмотрен законодательством (подп. 1.5 п. 1 Указа Президента РБ от 15.10.2007 № 498 "О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц").
От редакции:
С 22 января 2012 г. будет действовать новый порядок обращения граждан и юридических лиц. Он определен Законом РБ от 18.07.2011 № 300-З "Об обращениях граждан и юридических лиц".
Теперь поговорим о государственных органах, в которые банки без специальных запросов обязаны передавать сведения о финансовых операциях и их участниках. Данные органы, а также порядок и сроки представления таких сведений, определены:
– Указом Президента РБ от 07.02.2006 № 71 "О мерах по обеспечению своевременной уплаты подоходного налога с физических лиц и отдельных страховых взносов".
От редакции:
До 24 июня 2011 г. юридические лица (индивидуальные предприниматели) обязаны были для совершения операции по переводу денежных средств со своего счета в пользу физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, на сумму, превышающую 100 базовых величин на дату совершения такой операции, получить у налогового органа соответствующую справку и представить ее банку (подп. 1.4 п. 1 Указа № 71).
С 24 июня 2011 г. требование о представлении в банк такой справки отменено Указом Президента РБ от 17.06.2011 № 254 "О внесении изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 7 февраля 2006 г. № 71";
– Законом РБ от 19.07.2000 № 426-З "О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности" (далее – Закон № 426-З);
– Инструкцией о порядке представления в Департамент финансового мониторинга Комитета государственного контроля Республики Беларусь Национальным банком Республики Беларусь и банками Республики Беларусь информации по безналичным платежам в белорусских рублях и иностранной валюте, утвержденной постановлением КГК и Правления Нацбанка РБ от 26.08.2004 № 1/134;
– Инструкцией по представлению отчетности по целевому использованию иностранной безвозмездной помощи в виде денежных средств, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 30.09.2004 № 150.
Перечисленные нормативные правовые акты не имеют какого-либо грифа, ограничивающего право доступа к ним (для служебного пользования, секретно и т.п.), т.е. тексты этих документов находятся в свободном доступе для пользователей, в т.ч. в сетевых юридических базах. Граждане, должностные лица и иные работники организаций, индивидуальные предприниматели имеют право как самостоятельно знакомиться с указанными нормативными правовыми актами, так и получать информацию об их содержании от банка в ответ на свои обращения (ст. 14 Закона № 407-ХIII).
В данном контексте следует обратить внимание на ст. 4 Закона № 426-З. Ею определены меры, направленные на предотвращение легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности.
Одной из таких мер является запрет на информирование участников финансовой операции о принимаемых мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности. При этом лицам, осуществляющим финансовые операции, запрещено разглашать сведения о передаче информации в орган финансового мониторинга, если иное не установлено законодательными актами (часть седьмая ст. 5 Закона № 426-З).
Иных запретов, в т.ч. об информировании клиентов о содержании вышеперечисленных нормативных правовых актов, законодательство не содержит.
Банковские переводы, превышающие 100 базовых величин, должны содержать полную информацию об отправителе (плательщике)
Лица, осуществляющие финансовые операции, при проведении денежных (банковских, почтовых, телеграфных, электронных) переводов по поручению отправителя (плательщика) на сумму, равную или превышающую 100 базовых величин (кроме расчетов с использованием банковских пластиковых карточек при оплате товаров и услуг, получении по ним наличных денежных средств и межбанковских расчетов, когда плательщиком выступает банк от своего имени), должны обеспечить на любом этапе их осуществления получение, передачу, хранение определенной информации (часть вторая ст. 5 Закона № 426-З). Это информация:
– об отправителе (плательщике) – физическом лице: фамилия, собственное имя, отчество (при наличии), номер счета (в случае его отсутствия – номер финансовой операции), место жительства (пребывания), реквизиты документа, удостоверяющие личность, а для отправителя (плательщика) – физического лица, являющегося индивидуальным предпринимателем, также учетный номер плательщика (при его наличии);
– об отправителе (плательщике) – организации: наименование, номер счета (в случае его отсутствия – номер финансовой операции), учетный номер плательщика (в случае его отсутствия для иностранных организаций – иной идентификационный номер) (при его наличии).
Важно! При отсутствии в расчетном или ином документе, содержащем поручение отправителя (плательщика), или неполучении иным способом вышеуказанной информации банк вправе отказаться от выполнения поручения отправителя (плательщика).
Порядок указания в расчетных и иных документах, содержащих поручение отправителя (плательщика), полной информации о нем регламентирован:
1) пп. 9, 11¹, 52 Инструкции о банковском переводе, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 29.03.2001 № 66 (далее – Инструкция № 66).
Так, в случаях, предусмотренных законодательством о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности (далее – ПОД/ФТ), в платежных инструкциях плательщика при заполнении реквизитов плательщика – физического лица указывают место жительства (пребывания), реквизиты документа (наименование, серия, номер, дата выдачи и орган, выдавший документ), удостоверяющего личность плательщика (п. 11¹ Инструкции № 66).
В случае отсутствия номера счета плательщика номером финансовой операции считается номер платежной инструкции плательщика либо номер платежной инструкции банка, посредством которой осуществляется банковский перевод.
Банк вправе отказать клиенту в исполнении платежных инструкций в случаях, предусмотренных Инструкцией № 66, а также Банковским кодексом РБ или иными актами законодательства, в т.ч. регулирующего вопросы ПОД/ФТ (п. 9 Инструкции № 66).
Банк-получатель самостоятельно определяет возможность выдачи, перевода денежных средств, поступивших в пользу бенефициара – физического лица, не имеющего счета в данном банке, в случае неточного указания в платежном поручении его фамилии, собственного имени, отчества (при наличии), данных документа, удостоверяющего личность, а также в иных случаях при идентификации бенефициара в соответствии с законодательством о ПОД/ФТ (п. 52 Инструкции № 66);
2) Инструкцией по организации кассовой работы в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБот 21.12.2006 № 211 (в ред. от 06.06.2011 № 2012) (далее – Инструкция № 211).
Инструкцией № 211 определен порядок заполнения формы 0402280179 (приложение 11), представляющей собой комплект документов, состоящий из извещения и квитанции. Для обеспечения возможности указания дополнительныхсведений о плательщике – физическом лице, в т.ч. индивидуальном предпринимателе, этот порядок дополнен следующими позициями:
– учетный номер плательщика заполняют при совершении операций по уплате налогов, сборов (пошлин), в т.ч. таможенных платежей, а также индивидуальные предприниматели в случаях, предусмотренных законодательством;
– указанный в реестре принятых платежей порядковый номер операции проставляют, если ее сумма равна или превышает 100 базовых величин;
– реквизиты документа, удостоверяющего личность плательщика (вид, серия и номер, дата выдачи, орган, выдавший документ), заполняют в случаях, предусмотренных законодательством;
3) п. 8 Инструкции о порядке осуществления безналичных переводов через частные платежные системы, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 02.06.2004 № 87.
Так, в случаях, установленных законодательством о ПОД/ФТ, в заявлении на перевод и заявлении на получение перевода в качестве обязательного реквизита следует указывать место жительства (пребывания) отправителя перевода.
Заявление на перевод должно содержать реквизиты документа, удостоверяющего (подтверждающего) личность физического лица – плательщика (наименование, серия (при наличии), номер, дата выдачи и орган, выдавший документ); заявление на получение перевода (реквизиты документа, удостоверяющего (подтверждающего) личность физического лица – бенефициара).
При приеме к исполнению заявления на перевод (заявления на получение перевода) банк обязан требовать представления дополнительных сведений, необходимых для соблюдения банками норм законодательства о ПОД/ФТ.
Банки обязаны проводить идентификацию участников финансовой операции
Под участниками финансовой операции следует понимать организации и физических лиц, в т.ч. индивидуальных предпринимателей, в интересах или по поручению которых осуществляются финансовые операции, их представителей, а также иных лиц, действующих от имени таких организаций и физических лиц или в их интересах (ст. 1 Закона № 426-З).
Банки как лица, осуществляющие финансовые операции, обязаны проводить идентификацию участников финансовой операции:
– при заключении с ними договоров на осуществление финансовых операций в письменной форме;
– осуществлении финансовых операций, сумма которых равна или превышает 1 000 базовых величин, если идентификация участников финансовых операций не была проведена при заключении с ними вышеуказанных договоров;
– осуществлении финансовых операций, подлежащих особому контролю.
Участники финансовой операции обязаны представлять банкам документы (сведения), необходимые для их идентификации (ст. 7 Закона № 426-З).
Справочно: нормы, регулирующие операции с участием физических лиц, по купле-продаже, обмену наличной иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте, а также регистрации паспортных данных этих лиц установлены ст. 12 Закона РБ от 22.07.2003 № 226-З "О валютном регулировании и валютном контроле", Указом Президента РБ от 06.10.2011 № 449 "О некоторых вопросах осуществления валютно-обменных операций физическими лицами" (вступает в силу с 9 ноября 2011 г.).
Банк в рамках проведения политики "Знай своего клиента" может установить пороговое значение для идентификации нерегулярного клиента на уровне эквивалента 900 базовых величин
Банки как лица, осуществляющие финансовые операции, обязаны проводить идентификацию участников финансовой операции в случаях, установленных ст. 7 Закона № 426-З, в т.ч. при осуществлении финансовых операций, подлежащих особому контролю. Названной статьей предусмотрена обязанность участников финансовой операции представлять лицам, осуществляющим финансовые операции, документы (сведения), необходимые для их идентификации.
Финансовые операции подлежат особому контролю независимо от того, были они совершены или нет, если у лица, осуществляющего финансовую операцию, возникли подозрения, что она совершается в целях легализации доходов, полученных преступным путем, либо финансирования террористической деятельности (ст. 6 Закона № 426-З).
В Инструкции № 34 изложен порядок выявления финансовых операций, вызывающих подозрения, и отнесения их к финансовым операциям, подлежащим особому контролю. Для этого используют критерии выявления и признаки подозрительных финансовых операций, определенные п. 32 Инструкции № 34. Банки в правилах внутреннего контроля вправе конкретизировать и дополнять эти критерии и признаки.
При необходимости банк может установить в правилах внутреннего контроля дополнительный признак подозрительности об осуществлении клиентом без открытия счета финансовой операции на сумму, близкую по значению к 1 000 базовых величин.
При определении критерия, близкого по значению к установленной в признаке подозрительности пороговой величине, используют границы отклонения от 5 % до 10 % (п. 321 Инструкции№ 34). Так, сумму, близкую по значению к 1 000 базовых величин, можно установить на уровне 900 базовых величин.
Банки могут не только идентифицировать поручителей (залогодателей), но и заполнить на них анкеты клиентов
Как мы уже упоминали, банк обязан проводить идентификацию участников финансовой операции при заключении с ними договоров на осуществление финансовых операций в письменной форме (ст. 7 Закона № 426-З).
Напомним, что под финансовой операцией, осуществляемой в банке, следует понимать открытие счета, разовый платеж, перевод, поступление, выдачу, обмен, внесение средств (ст. 1 Закона № 426-З).
В целях обеспечения исполнения обязательств клиентов банка по заключенным с ними кредитным договорам и договорам, на основании которых осуществляют иные активные банковские операции, банк заключает договоры залога и поручительства с третьими лицами: физическими лицами, индивидуальными предпринимателями и организациями. Руководствуясь нормой ст. 7 Закона № 426-З, банк при заключении договоров поручительства и залога проводит идентификацию поручителей и залогодателей.
К клиентам банка отнесены физические лица, индивидуальные предприниматели, организации, обслуживающиеся (осуществляющие финансовые операции) в банке, а также банки-корреспонденты. Информацию, полученную банком в ходе идентификации клиента, фиксируют в анкете или карточке клиента (далее – анкета) (п. 14 Инструкции № 34).
Поручители и залогодатели при заключении договоров не считаются клиентами применительно к нормам Инструкции № 34, так как не обслуживаются в банке (не осуществляют финансовые операции). Следовательно, в отношении их банк вправе не фиксировать информацию, полученную в ходе идентификации поручителя (залогодателя), в предусмотренной Инструкцией № 34 анкете, и соответственно нет необходимости обновлять (актуализировать) содержащиеся в анкетах сведения, присваивать работе с ними итоговую степень риска, осуществлять иные мероприятия согласно Инструкции № 34.
Однако в случае исполнения поручителем (залогодателем) обязательств, вытекающих из заключенных договоров, и осуществления финансовых операций в банке (например, поручитель исполнил обязательство по уплате суммы основного долга и процентов за пользование кредитом путем внесения наличных денежных средств в кассу банка) он переходит в разряд клиентов (с ним заключен договор на осуществление финансовых операций в письменной форме, и он проводит финансовые операции в банке) со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Учитывая изложенное, представляется целесообразным проводить не только идентификацию данных лиц, но и заполнять на них анкеты стандартной формы в соответствии с требованиями Инструкции № 34. Анкеты поручителей (залогодателей), заполненные при заключении договоров, исключат необходимость проведения анкетирования в случаях, если данные лица в будущем станут участниками финансовых операций (исполнение обязательств за кредитополучателя или осуществление других финансовых операций). Анкеты будут доступны в электронной базе данных ответственным должностным лицам и ответственным исполнителям структурных подразделений банка, которые смогут видеть, что данные лица уже принимали участие в финансовых операциях. Это, в свою очередь, улучшит систему внутреннего контроля банка, будет способствовать выявлению финансовых операций, подлежащих особому контролю, и исключению нарушений сроков внесения сведений в электронную базу данных анкет клиентов.
Использование предметов залога, не связанных с деятельностью клиента, – один из признаков подозрительных финансовых операций
Одним из признаков подозрительных финансовых операций является использование предметов залога, не связанных с деятельностью клиента (подп. 32.35 п. 32 Инструкции № 34).
При осуществлении банковских операций под финансовой операцией понимают открытие счета, разовый платеж, перевод, поступление, выдачу, обмен, внесение средств. В связи с этим под использованием предметов залога, не связанных с деятельностью клиента-кредитополучателя, понимают фактическую передачу (реализацию) предмета залога банку (банком) (подп. 32.35 п. 32 Инструкции № 34).
В банковской практике широко применяют заключение договоров залога как на имущество, непосредственно используемое залогодателем в хозяйственном обороте (сырье, товары, производственное оборудование и т.д.), так и на прочее имущество, находящееся на балансе залогодателя, но непосредственно не участвующее в его основной деятельности (приобретенные недвижимость, ценные бумаги и прочие активы с целью вложения капитала). В равной степени данная практика относится и к залогодателям – третьим лицам (предприятиям и физическим лицам), связанным с кредитополучателем финансово-хозяйственными отношениями, общими учредителями, родственными взаимоотношениями.
Факт залога собственного имущества, непосредственно не связанного с основной деятельностью кредитополучателя, а также имущества третьего лица при наличии прозрачных для банка взаимоотношений между кредитополучателем и залогодателем не несет, по мнению банков, в себе признак подозрительности.
К подлежащим особому контролю относят финансовые операции, признанные банком подозрительными в порядке, установленном п. 34 Инструкции № 34. Этот порядок содержит неформальный подход к выявлению банком подозрительных финансовых операций клиента. Он предусматривает наличие исключительно обоснованных подозрений для отнесения (неотнесения) финансовой операции клиента к подозрительной, а также комплекта документов и сведений, анализируя которые ответственное должностное лицо может сделать вывод о необходимости представления (непредставления) в Департамент финансового мониторинга КГК специального формуляра по этой финансовой операции.