Указом № 72 определены перечень товаров (работ, услуг), на которые распространяется государственное регулирование цен (тарифов), а также органы государственного управления, в компетенцию которых входят эти функции.
Действующие нормативные документы, регулирующие вопросы ценообразования в связи со вступлением в силу Указа № 72, будут пересмотрены и приведены в соответствие с требованиями принятого законодательного акта.
Перечень нормативных документов, регламентирующих порядок формирования цен, значительно сокращен
Постановлением Минэкономики РБ от 31.03.2011 № 46 "О признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства экономики Республики Беларусь" (вступило в силу с 14 апреля 2011 г.; далее – постановление № 46) отменен ряд постановлений Минэкономики РБ:
– от 10.09.2008 № 183 "Об утверждении Инструкции о порядке формирования и применения цен и тарифов" (далее – постановление № 183);
– от 26.02.2004 № 51 "О порядке формирования тарифов на услуги по установке охранной сигнализации в квартирах";
– от 16.06.2006 № 99 "Об утверждении форм уведомлений об уровне отпускных цен (тарифов) на товары (работы, услуги)";
– от 21.01.2010 № 11 "Об утверждении прейскуранта на услуги по проведению государственного технического осмотра транспортных средств".
Отмена вышеуказанных постановлений позволяет субъектам предпринимательской деятельности самостоятельно определять уровень цен (тарифов) на производимые и реализуемые товары (работы, услуги) с учетом сложившегося спроса и предложения. Однако не надо забывать, что с отменой определенных требований по формированию цен в республике, предусмотренных постановлением № 183, действуют связанные с ценообразованием ограничительные нормы на отдельные товары (работы, услуги), в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен (тарифов).
Регулирование цен сохранено по социально значимым товарным группам
Конкретное определение товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируют Минэкономики РБ и другие министерства, а также облисполкомы и Мингорисполкомы, установлено постановлением Совета Министров РБот 14.04.2011 № 495 (далее – постановление № 495) (вместо ранее утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 18.06.1999 № 943 перечня социально значимых товаров (работ, услуг)). В постановлении № 495 объединены несколько перечней социально значимых товаров (работ, услуг), в частности переченьтоваров (работ, услуг), затрагивающих ценообразование в торговле и при оказании бытовых услуг, утвержден двумя приложениями:
I. Перечень социально значимых товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулирует Минэкономики РБ:
1) хлеб ржаной и ржано-пшеничный, батоны и хлебцы из пшеничной муки несдобные развесом 300 г и более;
2) мясо (говядина, свинина);
3) молоко коровье пастеризованное и кефир из коровьего молока жирностью до 3,5 % включительно, сметана жирностью до 25 % включительно, творог жирностью до 9 % включительно без вкусовых добавок и наполнителей;
4) сухие молочные смеси и мясные консервы для детского питания;
5) сахар-песок белый без добавок весовой и расфасованный в потребительскую упаковку развесом 500 г и более (за исключением реализуемого для промышленной переработки);
6) мука пшеничная;
7) крупа: рис белый шлифованный, пшено, гречневая, манная;
8) сухие макаронные изделия, не содержащие муки из твердых сортов пшеницы;
9) мясо птицы: куры, цыплята-бройлеры и полуфабрикаты из них на кости;
10) яйцо куриное свежее;
11) масло коровье сливочное без наполнителей;
12) масло подсолнечное и рапсовое;
13) овощные, фруктово-ягодные, плодоовощные консервы и соки для детского питания;
14) услуги детских оздоровительных лагерей;
II. Перечень социально значимых товаров (работ, услуг), цены (тарифы) по которым регулируют облисполкомы и Мингорисполком:
1) свежие картофель, капуста белокочанная, свекла столовая, морковь столовая, лук репчатый;
2) твердое топливо, топливные брикеты и дрова для населения;
3) товары для детей:
3.1) белье для новорожденных и детей ясельного возраста (швейное);
3.2) бельевые трикотажные изделия для новорожденных и детей ясельного возраста (по 60-й размер включительно);
3.3) обувь для детей ясельного возраста и малодетская;
3.4) чулочно-носочные изделия для детей (по 16-й размер включительно);
3.5) мыло и крем-мыло туалетное для детей;
3.6) тетради ученические;
3.7) соски молочные, пустышки, бутылочки для кормления детей;
3.8) санитарно-гигиенические изделия из бумаги для детей: пеленки, подгузники, памперсы, салфетки влажные;
4) оказываемые населению услуги:
4.1) ритуальные (в пределах минимума похоронного ритуала);
4.2) общих отделений бань (за исключением разрядов первого, высшего и люкс) и душевых;
4.3) социальные, предоставляемые государственными учреждениями социального обслуживания системы органов по труду, занятости и социальной защите.
Сравнивая перечни товаров (работ, услуг), на которые установлены ограничения при формировании цен в новой и прежней редакции, можно сделать вывод, что произошло сокращение товаров (работ, услуг) в количественном выражении, при этом определены более социально значимые товары (услуги).
Кроме того, продолжают действовать предельные торговые надбавки на перечень товаров для детей, утвержденный постановлением Минторга РБ от 28.10.2009 № 47 (далее – постановление № 47), на заменители сахара для больных сахарным диабетом, утвержденные решениями облисполкомов и Мингорисполкома.
В настоящее время сохранено регулирование цен со стороны Минэкономики РБ на товары, реализуемые по фиксированным розничным ценам, включающие в себя: сахар-песок, водку белую (кроме в сувенирном оформлении), табачные изделия отечественного и иностранного происхождения. По этим товарам уровень цен утверждает Минэкономики РБ и включает их в прейскурант розничных цен. Продажу такой продукции торговым организациям следует осуществлять по прейскурантным ценам (на водку дополнительно необходимо включать стоимость бутылки). В данной ситуации для возмещения затрат по реализации товаров по фиксированным ценам товаропроизводители предоставляют торговые скидки и расчеты между торговлей и товаропроизводителями за поставку данной продукции производят за минусом предоставленной скидки.
Обоснование уровня цен в торговом зале должно присутствовать
При отмене норм постановления № 183, которые определяли порядок формирования цен и иные требования, связанные с его осуществлением, возник ряд вопросов. Рассмотрим их.
Необходимо ли иметь подтверждение уровня цен в розничной торговле в новых условиях?
Указом № 72 определено, что не является правонарушением реализация товаров (работ, услуг) индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом при отсутствии экономических расчетов (калькуляции с расшифровкой статей затрат на товары (работы, услуги) собственного производства, товары, произведенные из сырья, переданного резидентом или нерезидентом РБ на переработку на давальческих условиях, расчета отпускных цен в установленномпорядке на импортируемые товары), подтверждающих уровень применяемых цен (тарифов),за исключением перечня регулируемых товаров (работ, услуг).
На первый взгляд расчет продажных цен необходим только на социально значимые товары, т.е. на ассортимент товаров, предусмотренный постановлениями № 184, № 47, № 495.
Однако необходимо учесть требования п. 15 Правил осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания, утвержденных постановлением Совета Министров РБ от 07.04.2004 № 384, предусматривающие доведение до сведения покупателя необходимой и достоверной информации о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров, в т.ч. об уровне цен на реализуемый товар.
В связи с этим возникает вопрос: чем можно подтвердить достоверную информацию об уровне цен на товары, которые не входят в перечень регулируемых цен? Понятно, что возникает необходимость наличия в торговом объекте документа (возможно упрощенной формы), подтверждающего уровень продажной цены. Обоснованием в этом случае может служить реестр цен или другой аналогичный документ. Безусловно, указанный уровень цены должен быть перенесен на ярлык цен в торговом зале, который будет служить информацией для покупателя.
Предоставление скидок предусмотрите при заключении договора
Взаимоотношения между товаропроизводителем и субъектами хозяйствования, осуществляющими торговую деятельность, должны быть определены договорными отношениями.
В условиях отмены обязательных норм предоставления скидок с цен, а также оптовых скидок между организациями – изготовителями и оптовой торговлей возможность предоставления скидок следует оговаривать при заключении договора.
Рекомендуем сохранить порядок применения торговых (оптовых) надбавок при поступлении товара на условиях предоставления скидки, а также подходы к формированию цен оптовыми организациями при отгрузке товаров, полученных на условиях предоставления оптовых скидок, наработанные до отмены постановления № 183.
Все дополнительные нюансы по вопросам предоставления скидок необходимо определять на взаимовыгодных условиях при заключении договорных отношений.
Формируем цены на товары иностранного происхождения с учетом конъюнктуры спроса
Формирование отпускных цен на товары иностранного происхождения, в т.ч. включенные в перечень социально значимых товаров, реализуемые на территории Республики Беларусь, импортерам в связи с отменой норм постановления № 183 следует осуществлять с учетом сложившегося спроса и предложения. При этом необходимо помнить о наличии экономических расчетов на ассортимент регулируемых товаров.