В настоящее время многие организации оптовой торговли закупают картофель и плодоовощную продукцию у сельхозпроизводителей республики и реализуют ее организациям розничной торговли. При этом возникает вопрос: имеют ли организации оптовой торговли право формировать отпускные цены на плодоовощную продукцию и если имеют, то правомерно ли включать в отпускные цены транспортные расходы?
Государственное регулирование цен
Указом Президента РБ от 25.02.2011 № 72 "О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь" (далее – Указ № 72) установлено, что цены на товары (работы, услуги) определенные этим Указом, регулируют Совет Министров, государственные органы (организации) в порядке, установленном ими в соответствии с законодательными актами.
Перечни товаров (работ, услуг), цены на которые регулируют Минэкономики, Минздрав, облисполкомы и Минский горисполком, утверждены постановлением Совета Министров РБ от 14.04.2011 № 495. Так, регулирование цен на отдельные виды сельскохозяйственной продукции (свежие картофель, капуста белокочанная, морковь столовая, свекла столовая, лук репчатый), а также огурцы, помидоры, яблоки, апельсины, бананы, лимоны, чулочно-носочные изделия, мыло хозяйственное и синтетические моющие средства бытового назначения, предназначенные для стирки, и товары для детей осуществляют облисполкомы и Минский горисполком.
Постановлением Минэкономики РБ от 22.07.2011 № 111 утверждена Инструкция о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов) (далее – Инструкция № 111), которая определяет общий порядок формирования и применения цен (тарифов) на товары (работы, услуги), регулируемые Указом № 72.
Данная Инструкция применяется, если иное не установлено нормативными правовыми актами государственных органов, осуществляющих регулирование (тарифов) на товары (работы, услуги) в соответствии с Указом № 72.
Инструкция № 111 не содержит норм, устанавливающих порядок формирования и применения цен на сельскохозяйственную продукцию, закупаемую у сельскохозяйственных организаций и физических лиц для дальнейшей поставки перерабатывающим и торговым организациям.
Цены на сельскохозяйственную продукцию регулируют облисполкомы и Минский горисполком
В соответствии с предоставленными полномочиями облисполкомами и Минским горисполкомом приняты решения о регулировании цен (тарифов) на товары (работы, услуги).
Мингорисполком осуществляет регулирование цен путем установления предельных максимальных торговых надбавок на картофель и овощную продукцию (решение Мингорисполкома от 19.05.2011 № 1383 "О торговых надбавках к ценам на продовольственные товары"), которые составляют:
– на картофель – 200 руб. за 1 кг;
– на капусту белокочанную – 240 руб. за 1 кг;
– на морковь столовую – 240 руб. за 1 кг;
– на свеклу столовую – 200 руб. за 1 кг;
– на лук репчатый – 240 руб. за 1 кг;
– на яблоки – 1 000 руб. за 1 кг;
– на свежие огурцы, помидоры, бананы, апельсины, лимоны – в размере не более 25 %.
В настоящее время решениями облисполкомов и Минского горисполкома регулируются предельные торговые надбавки на свежие картофель, капусту белокочанную, морковь столовую, свеклу столовую, лук репчатый, огурцы, помидоры, яблоки, апельсины, бананы, лимоны (см. таблицу).
Указанными решениями облисполкомов и Минского горисполкома установлены требования по формированию и применению цен в отношении приведенных видов сельскохозяйственной продукции. Хозяйствующие субъекты должны руководствоваться данными решениями.
При закупке картофеля и плодоовощной продукции и дальнейшей их реализации на территории г. Минска организациям оптовой торговли целесообразно руководствоваться п. 10 Инструкции № 111. Связано это с низким уровнем предельных максимальных торговых надбавок на картофель и овощную продукцию, установленным решением Мингорисполкома от 19.05.2011 № 1383, который не покрывает издержки организаций оптовой и розничной торговли и не позволяет им получить прибыль.
Напомним норму п. 10 Инструкции № 111: производители имеют право при реализации товаров предоставлять юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим оптовую торговлю, оптовые скидки с отпускных цен в размере, определяемом по соглашению сторон.
Дальнейшая реализация товаров, приобретенных на условиях предоставления оптовой скидки, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими оптовую торговлю, производится по отпускным ценам, установленным производителем, без применения оптовой надбавки.
Оптовая скидка может делиться по соглашению сторон между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими оптовую торговлю.
Следовательно, оптовая скидка будет являться доходом оптовой организации. Как видим, организация оптовой торговли не имеет права формировать отпускные цены на сельскохозяйственную продукцию.
Формирование цен организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих хранение стабилизационных запасов продукции растениеводства в межсезонный период (с 15 ноября по 31 мая)
Порядок создания стабилизационных фондов (запасов) продовольственных товаров, реализуемых на территории республики, определен постановлением Совета Министров РБ от 24.03.2008 № 449 (далее – постановление № 449).
Облисполкомам и Минскому горисполкому поручено ежегодно утверждать перечень организаций, осуществляющих хранение стабилизационных запасов, и до 15 ноября утверждать на период хранения и реализации картофеля и плодоовощной продукции из стабилизационных запасов предельные отпускные цены на них (п. 4 постановления № 449).
Следовательно, если организация оптовой торговли занимается заготовкой, хранением и реализацией свежих картофеля и овощной продукции и входит в Перечень организаций, осуществляющих хранение стабилизационных запасов продукции растениеводства в межсезонный период, утвержденный решениями облисполкомов и Минского горисполкома (далее – Перечень), то она имеет право формировать отпускные цены на межсезонный период с 15 ноября по 31 мая.
Например, решением Мингорисполкома от 14.11.2012 № 3471 "О предельных максимальных отпускных и розничных ценах на свежие картофель и овощную продукцию" было определено, что субъекты предпринимательской деятельности, осуществляющие закупки свежих картофеля, капусты белокочанной, моркови столовой, свеклы столовой, лука репчатого у сельскохозяйственных организаций и физических лиц, формируют отпускные цены, по которым осуществляется поставка продукции юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, исходя:
– из закупочной цены;
– плановых расходов по заготовке, хранению и транспортировке сельскохозяйственной продукции;
– установленных налогов и неналоговых платежей;
– предельного норматива рентабельности в размере 20 % к себестоимости.
Отпускные цены, сформированные субъектами предпринимательской деятельности, не должны были превышать предельные максимальные отпускные цены, установленные п. 1 указанного решения.
Организации оптовой торговли, не включенные в Перечень, закупают картофель и плодоовощную продукцию у сельхозпроизводителей республики и реализуют ее торговым организациям по отпускным ценам, не превышающим установленные решениями облисполкомов и Мингорисполкома предельные максимальные отпускные цены.