РАЗРАБОТКА ОТДЕЛЬНОЙ ИНСТРУКЦИИ ПО РТУТЬСОДЕРЖАЩИМ ОТХОДАМ НЕОБЯЗАТЕЛЬНА
Положение о порядке учета, хранения и сбора ртути, ртутьсодержащих отходов, утвержденное МЧС от 03.08.1998, Минприроды от 03.08.1998, Минэкономики от 31.07.1998, Минздрава РБ от 31.07.1998 № 263
Потребителям ртути на основании указанного Положения необходимо разработать инструкцию о порядке учета, хранения и сбора ртути, ртутьсодержащих отходов. Законодательством об административных процедурах согласование инструкции по ртутьсодержащим отходам не предусмотрено.
ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ С ОТХОДАМИ ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОБЯЗАНЫ ИМЕТЬ ЛИЦЕНЗИЮ
Указ Президента РБ от 01.09.2010 № 450 "О лицензировании отдельных видов деятельности"
Указом № 450 утверждены:
– Положение о лицензировании отдельных видов деятельности;
Минприроды выдает лицензии на деятельность, связанную с воздействием на окружающую среду, включающую использование отходов I–III класса опасности, обезвреживание, захоронение отходов (далее – деятельность в области обращения с отходами). Юридические лица, осуществляющие эти виды деятельности, обязаны иметь лицензию.
Положением о лицензировании отдельных видов деятельности предусмотрены:
– лицензионные требования к соискателю лицензий на деятельность в области обращения с отходами (п. 216 Указа № 450);
ЗА ПРИЧИНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ ПРИ ОБРАЩЕНИИ С ОТХОДАМИ ВРЕДА ПРЕДУСМОТРЕНО ЕГО ВОЗМЕЩЕНИЕ
Закон РБ от 26.11.1992 № 1982-XII "Об охране окружающей среды", с учетом изменений от 31.12.2010 № 228-З (далее – Закон № 1982-XII)
Законом № 1982-XII предусмотрены правовые основы порядка возмещения вреда, причиненного окружающей среде: субъекты, обязанные возмещать вред, причиненный окружающей среде; общий порядок установления факта причинения вреда окружающей среде; размер, способы и сроки возмещения вреда, причиненного окружающей среде, и др. (ст. 101–101-4 Закона № 1982-XII).
Положением установлены:
1) факты причинения вреда окружающейсреде при обращении с отходами.
К причинению вреда окружающей среде относят, в частности:
– хранение отходов вне санкционированных мест их хранения и (или) захоронение вне санкционированных мест их захоронения, не повлекшие деградацию земель (включая почвы);
– деградацию земель (включая почвы), в т.ч. в результате размещения отходов вне санкционированных мест или без разрешения на хранение и захоронение отходов производства, их загрязнение с концентрацией загрязняющего вещества в земле (включая почвы), превышающей норматив предельно допустимых или ориентировочно допустимых концентраций химических и иных веществ, а при отсутствии такого норматива – с концентрацией, превышающей в 2 и более раза показатель фоновой концентрации загрязняющего вещества; загрязнение лесного фонда отходами;
2) форма акта об установлении факта причинения вреда окружающей среде и порядок его заполнения.
Форма акта содержится в приложении 2 к Положению;
3) порядок фиксации фактов.
Факт причинения вреда окружающей среде устанавливают и фиксируют в акте определенной формы следующие министерства и ведомства:
Минприроды, Минлесхоз, Минсельхозпрод;
территориальные органы указанных министерств;
Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте;
местные исполнительные и распорядительные органы;
другие государственные органы, осуществляющие государственный контроль в области охраны окружающей среды в пределах своей компетенции;
4) порядок расчета размера вреда, причиненного окружающей среде.
Указом установлены таксы для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, в частности в результате размещения отходов вне санкционированных мест, не приводящих к деградации земель (почв).
ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОБРАЩЕНИИ С ОТХОДАМИ ПРЕДУСМОТРЕНА АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Кодекс РБ об административных правонарушениях от 21.04.2003 № 194-З, с учетом изменений от 30.12. 2010 № 225-З (далее – КоАП)
Юридические лица, нарушившие законодательство об обращении с отходами, несут гражданско-правовую, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательными актами (ст. 37 Закона № 1982-XII).
Правонарушения, за которые предусмотрена административная ответственность, установлены, в частности, в ст. 15.63 КоАП. Согласно указанной статье нарушение законодательства РБ об отходах влечет:
на физическое лицо – предупреждение или наложение штрафа в размере от 5 до 50 базовых величин (БВ);
на юридическое лицо – наложение штрафа в размере до 1 000 БВ.
Состав административных правонарушений может быть следующим (ст. 15.63 КоАП):
– невыполнение обязанностей, установленных законодательными актами об обращении с отходами;
– невыполнение правил обращения с отходами производства и их учета, предусмотренных актами законодательства об обращении с отходами, в т.ч. техническими нормативными правовыми актами.
В частности, к административным правонарушениям относят:
– смешивание отходов разных видов, исключая случаи, определенные законодательством;
– нарушение порядка сбора отходов, установленного в инструкции по обращению с отходами производства и актах законодательства об обращении с отходами;
– несанкционированное хранение отходов производства (временное, долговременное) и нарушение его порядка, установленного в инструкции по обращению с отходами производства или в разрешении на хранение и захоронение отходов производства;
– несанкционированное захоронение отходов производства и нарушение порядка захоронения отходов, определенного в разрешении на хранение и захоронение отходов производства;
– захоронение вторичных материальных ресурсов и других отходов, запрещенных к захоронению;
– перевозка отходов производства без наличия сопроводительного паспорта перевозки отходов производства;
– эксплуатация объектов хранения, захоронения, обезвреживания, использования отходов, не включенных в соответствующие реестры таких объектов;
– сокрытие отходов и отсутствие учета отходов;
– отсутствие книг учета отходов;
– отсутствие документов, подтверждающих инвентаризацию отходов производства в течение года;
– загрязнение отходами производства почвы, вод и т.п.
Для привлечения к административной ответственности необходимо установить факт нарушения работником, юридическим лицом требований законодательства об обращении с отходами.
ИНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ
Коммунальные отходы
Постановление Минжилкомхоза РБ от 30.11.2001 № 21 "О перечне коммунальных отходов";
Инструкция по организации раздельного сбора (сбора), хранения и перевозки коммунальных отходов, утвержденная постановлением Минжилкомхоза РБ от 30.07.2003 № 26
Коммунальные отходы – отходы потребления, образующиеся в населенных пунктах и иных населенных местах, уличный и дворовый смет, а также отходы производства, образующиеся в процессе осуществления экономической деятельности, необходимой для обеспечения жизнедеятельности человека в населенных местах согласно перечню отходов, утверждаемому Минжилкомхозом.
Инструкция устанавливает единый порядок организации раздельного сбора (сбора), хранения и перевозки коммунальных отходов с целью осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства в области охраны окружающей среды и обращения с коммунальными отходами, повышения экологической и экономической эффективности их обезвреживания, максимального вовлечения коммунальных отходов в гражданский оборот в качестве вторичного сырья. Она также регулирует отношения между юридическими и физическими лицами, в процессе деятельности (жизнедеятельности) которых образуются коммунальные отходы и (или) которые осуществляют на территории Республики Беларусь деятельность, связанную со сбором (раздельным и смешанным), хранением, перевозкой для использования и (или) обезвреживания коммунальных отходов.
Правила устанавливают порядок определения, уточнения и утверждения нормативов образования коммунальных отходов на территории населенных мест и предназначены для руководства местным Советам депутатов, местным исполнительным и распорядительныморганам, территориальным органам Минприроды, организациям жилищно-коммунального хозяйства, собственникам и производителям коммунальных отходов. Они обязательны для исполнения всеми юридическими и физическими лицами независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, деятельность и (или) жизнедеятельность которых связана с образованием коммунальных отходов.
Не признают объектом обложения экологическим налогом, в частности, захоронение отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности населения, при общем объеме захоронения отходов производства 50 и менее тонн в год.
Технический кодекс установившейся практики 17.11-02-2009 (02120/02030) "Охрана окружающей среды и природопользование. Отходы. Обращение с коммунальными отходами. Объекты захоронения твердых коммунальных отходов. Правила проектирования и эксплуатации", утвержденный постановлением Минжилкомхоза и Минприроды РБ от 25.04.2009 № 20/5-т
Черные и цветные металлы
Инструкция о порядке учета, хранения, использования и реализации черных и цветных металлов, их лома и отходов, утвержденная постановлением Минэкономики, Минстройархитектуры и Минпрома РБ от 15.06.2006 № 98/12/10
Инструкция содержит основные правила учета, хранения, использования и реализации черных и цветных металлов, их лома и отходов.
Вопросы обращения черных и цветных металлов, их лома и отходов, не предусмотренные указанной Инструкцией, регулирует законодательство РБ.
Инструкция распространяется на все субъекты предпринимательской деятельности, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие свою деятельность на территории республики.
К черным металлам относят: чугун, сталь, ферросплавы и изделия из них.
К цветным металлам относят: алюминий, вольфрам, кадмий, кобальт, магний, медь, молибден, никель, олово, ртуть, свинец, титан, цинк, их сплавы и изделия из них.
Юридические лица, в процессе хозяйственной деятельности которых образуются отработанные батареи, должны обеспечить их сбор при соблюдении следующих требований:
– назначение лиц, ответственных за сбор, хранение и учет отработанных батарей;
– учет отработанных батарей;
– оборудование мест хранения отработанных батарей в соответствии с требованиями, предусмотренными п. 3 указанного Положения;
– получение в установленном порядке разрешения на размещение отходов производства.
Хранение отработанных батарей нужно осуществлять с соблюдением следующих требований:
– размещение батарей в помещениях или на площадках с твердым (бетонным) покрытием, оборудованных навесом для предотвращения попадания атмосферных осадков;
– складирование батарей в пластмассовую или иную герметичную тару, инертную по отношению к электролиту, или штабелями на поддонах с обвязкой полиэтиленовой пленкой, не допускающей опрокидывания штабелей, сползания или падения отработанных батарей.
Транспортировка (перевозка) отработанных батарей осуществляется в соответствии со ст. 30 и 34 Закона РБ от 25.11.1993 "Об отходах" при соблюдении требований, определенных законодательством о транспорте.
Гигиенические требования к обращениюс отходами
Гигиенические требования к обращению с отходами установлены следующими санитарными правилами и нормами:
2.1.7.12-9-2006 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых коммунальных отходов", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РБ от 29.05.2006 № 68;
2.1.12-61-2005 "Гигиенические требования к сбору, хранению, транспортировке и первичной обработке вторичного сырья", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РБ от 30.12.2005 № 285;
2.1.7.12-42-2005 "Гигиенические требования к накоплению, транспортированию и захоронению токсичных промышленных отходов", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РБ от 16.12.2005 № 226;
2.1.7.12-44-2005 "Гигиенический классификатор токсичных промышленных отходов", утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача РБ от 16.12.2005 № 228.
2.1.7.14-20-2005 "Правила обращения с медицинскими отходами", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РБ от 20.10.2005 № 147.