Белорусская организация ввозит из Российской Федерации картонные коробки (код ТН ВЭД ТС 4819 10 000 0), которые затем использует для упаковки оборудования. Это оборудование не относится к потребительским товарам и не реализуется населению.
Должна ли организация выполнять обязанность по сбору отходов, установленную Указом № 313?
Из вопроса видно, что организация "связывает" ввозимую ею тару с будущими отходами от использования этой тары и указывает на то, что отходы тары не будут образовываться у населения. Такая трактовка неверна. В подп. 1.2 п. 1 Указа № 313 четко определено, когда субъект становится обязанным лицом: при ввозе или производстве товаров (тары), названных в приложении 1 к Указу № 313. При этом в указанной норме отсутствуют какие-либо привязки к дальнейшему использованию таких товаров и тары, в т.ч. и в качестве отходов.
Если организация не подпадает под случаи освобождения, указанные в подп. 1.3 п. 1 Указа № 313, то ее дальнейшие действия с тарой, как, например, собственное потребление, реализация третьим лицам и т.д., не освобождают ее от обязанности осуществлять сбор отходов (далее – обязанность).
– произведенной и (или) ввезенной пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона, предназначенной для упаковки хлеба, хлебобулочных и макаронных изделий, круп и крупяных изделий, молочных продуктов, детского питания, сахара, соли, муки, мяса (в т.ч. птицы), лекарственных и ветеринарных средств, фармацевтических субстанций, протезно-ортопедических изделий, медицинской техники и других товаров медицинского назначения (включая используемые в ветеринарии), денежных знаков, а также использованной для упаковки товаров, реализуемых за пределы Республики Беларусь;
– произведенных товаров, названных в приложении 1 к Указу № 313, реализованных за пределы Республики Беларусь;
– произведенных масел, пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона при условии использования для их производства не менее 30 % отработанных масел, отходов пластмасс, стекла, бумаги и картона соответственно (подп. 1.3 п. 1 Указа № 313).
Освобождена ли организация от обязанности по сбору отходов?
Ртутные лампы (код ТН ВЭД ТС 8539 32 200 1) являются товаром из приложения 1 к Указу № 313. Следовательно, организация, осуществляющая их поставку и реализацию на территорию республики, является обязанным лицом в силу требования подп. 1.2 п. 1 Указа № 313 и должна обеспечить сбор отработанных ртутных ламп (отходов) в размере не менее 10 % от общего количества ввезенных ламп. Причем собирать отработанные ртутные лампы необходимо от населения (абз. 2 подп. 1.4.1 п. 1 Указа № 313).
В вопросе сказано, что негодные к использованию лампы образовались у субъектов хозяйствования. Соответственно такие лампы классифицируются как отходы производства. Поэтому сбор этих отходов и передача на обезвреживание не будут зачтены в выполнение обязанности для организации.
При расчете платы, перечисляемой оператору*, должна использоваться цена товаров без учета НДС.
Какая цена должна использоваться: контрактная или с учетом таможенных платежей?
Действительно, в тексте Указа № 313 есть словосочетание "цена товаров". Эту цену используют для расчета платы, перечисляемой оператору. По смыслу Указа № 313 размер платы – это своеобразный эквивалент расходов на сбор отходов товаров. Установить для каждого вида отходов товаров свою фиксированную плату очень сложно. Удобно отталкиваться от цены товара, полагая, что расходы на изготовление товаров будут корреспондироваться с расходами на обращение с отходами товаров (чем сложнее товар в изготовлении, тем сложнее его переработать или уничтожить). Понятно, что "накрутки" к цене производителя товара не оказывают вредное воздействие на окружающую среду (не образуют отходов), а воздействие оказывает только сам товар в физическом смысле. Таможенные и иные платежи устанавливаются для иных целей. Взимание платы с этих платежей не носит экологического аспекта.
Контрактная цена – это первая цена для поставщика и может рассматриваться как цена производителя товара. Эта цена может быть проверена, что является важным фактором при осуществлении контрольных мероприятий.
Напомним также, что ранее при расчете сумм экологического налога за импорт тары и товаров использовалась именно контрактная цена товара.
Таким образом для расчета платы, перечисляемой оператору, необходимо использовать цену товара, указанную в контрактах на поставку товаров.
Где взять сведения о видах и количестве тары, в которую упакованы ввезенные потребительские товары?
Указ № 313 не содержит нормы, которые бы устанавливали порядок определения вида использованной тары и ее количества. Установлено только, что определение вида и количества тары, в которую упакованы ввезенные потребительские товары, является обязанностью поставщика (импортера) таких товаров.
Можно указать на следующие способы получения этих сведений:
1) из договора (контракта) на поставку потребительского товара.
Как правило, стороны или непосредственно в договоре отражают вид тары, используемой для упаковки товара, и ее характеристики, или указывают документы, в которых такие сведения будут предоставлены покупателю;
2) из товаросопроводительных документов (если в договоре не определен способ получения сведений о таре).
Например, из инвойса, упаковочного листа, накладной, акта приема-передачи и т.д.;
3) самостоятельно.
Если потребительский товар поставлен и нет никаких сведений о таре, то поставщик (импортер), вправе определить вид и количество тары путем проведения взвешивания тары одной единицы товара с дальнейшим пересчетом на все количество ввезенных товаров. Целесообразно оформить данную процедуру в соответствии с требованиями законодательства о бухгалтерском учете и отчетности.
Для установления видов тары необходимо использовать ГОСТ 17527–2003 "Упаковка. Термины и определения".
Какой объект в данном случае повлечет возникновение обязанности – производство тары или производство потребительских товаров, упакованных в тару?
Производство и (или) ввоз товаров согласно приложению 1 к Указу № 313, а также ввоз потребительских товаров, упакованных в пластмассовую, стеклянную тару, тару на основе бумаги и картона, влечет обязанность по сбору отходов для производителей и поставщиков товаров (подп. 1.2 п. 1 Указа № 313). Производство в Беларуси потребительских товаров, упакованных в пластмассовую, стеклянную тару, тару на основе бумаги и картона, не названо в Указе № 313 основанием возникновения такой обязанности.
Полиэтиленовые баночки – это товар, названный в приложении 1 к Указу № 313 (код ТН ВЭД ВС 3923 30 10). Следовательно, у организации обязанность возникает только в части производства полиэтиленовых баночек.
Какой расчет правильный?
Размеры платы, вносимой поставщиками (производителями) оператору, установлены в постановлении № 708. При этом для тары установлены различные размеры платы исходя из следующих характеристик тары (объект платы): массы тары, площади тары и условных литров в таре. В Указе № 313 и постановлении № 708 не установлен порядок выбора размера платы. Поэтому плательщик вправе самостоятельно выбирать размер платы исходя из того, какие у него есть данные по количеству ввезенной (произведенной) тары – в тоннах или тысячах квадратных метров, условных литрах. Количество тары организация рассчитывает в соответствии с принятой у нее системой учета ввозимой (производимой) тары.
Важно, что плату за тару рассчитывают и уплачивают только по одному выбранному размеру платы. Иными словами, если уплачено "исходя из массы", то не нужно платить "исходя из литров".
Не будет также нарушением, если плательщик для разных партий тары при расчете платы будет использовать различные характеристики тары.
Является ли это предприятие Минжилкомхоза оператором в сфере обращения со вторичными материальными ресурсами?
Согласно требованиям Указа № 313 Минжилкомхоз создал новую некоммерческую государственную организацию (подп. 1.1 п. 1 Указа № 313).
Государственное учреждение "Оператор вторичных материальных ресурсов" зарегистрировано решением Мингорисполкома. Только эта организация Минжилкомхоза будет выполнять специальные функции, установленные в Указе № 313. Адрес, контактные телефоны и иная информация об этой организации представлена на сайте Минжилкмохоза (http://www.mjkx.gov.by) в разделе "Вторичные материальные ресурсы".
Заключение договоров с иными организациями, подведомственными Минжилкомхозу или иной подчиненности или формы собственности, не признаются выполнением требований Указа № 313.
Что конкретно нужно указывать?
Исходя из норм Указа № 313, обязанность для субъекта возникает:
– при производстве и ввозе товаров, названных в приложении 1 к Указу № 313;
– ввозе потребительских товаров, упакованных в пластмассовую, стеклянную тару, тару на основе бумаги и картона.
Получается, что сбору подлежат:
– отходы товаров, названных в приложении 1 к Указу № 313;
– отходы пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона.
Товары в приложении 1 к Указу № 313 выражены через код ТН ВЭД ТС. Поэтому, если субъект выполняет обязанность по товару, включенному в приложение 1 к Указу № 313, то важно указывать код ТН ВЭД ТС согласно приложению 1 к Указу № 313, а не название товара.
Исходя из сказанного в договоре можно записать (см. табл.):
Необходимо ли для выполнения требований Указа № 313 вносить изменения в действующую у субъекта инструкцию по обращению с отходами производства?
Согласно положениям Указа № 313 обязанные лица должны обеспечить сбор отходов товаров, отходов тары, которые относятся к отходам потребления (абз. 2 подп. 1.2 п. 1 Указа № 313).
Напомним, что к отходам производства относятся отходы, образующиеся в процессе осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями экономической деятельности (производства продукции, энергии, выполнения работ, оказания услуг), побочные и сопутствующие продукты добычи и обогащения полезных ископаемых (п. 21 ст. 1 Закона РБ "Об обращении с отходами").
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие обращение с отходами производства, разрабатывают и утверждают специальный документ – инструкцию по обращению с отходами производства (п. 3 Инструкции о порядке разработки и утверждения инструкции по обращению с отходами производства, утвержденной постановлением Минприроды РБ от 22.10.2010 № 45).
Так как сбору подлежат только отходы потребления, а не отходы производства, то выполнение Указа № 313 не влечет необходимость вносить изменения в инструкции по обращению с отходами производства субъектов, которые являются обязанными лицами согласно Указу № 313.