Условие выплаты текущих авансов на выполнение строительных работ, планируемых в периоде, принятом за расчетный, а также целевых авансов на приобретение материальных ресурсов может быть предусмотрено в договоре строительного подряда. Конкретные размеры авансов (процент авансирования), сроки и порядок их перечисления зависят от характера объекта, условий строительства и других факторов (п. 56 Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденных постановлением Совета Министров РБ от 15.09.1998 № 1450, в ред. постановления Совета Министров РБ от 30.06.2011 № 875) (далее – Правила).
При финансировании объектов с привлечением бюджетных средств необходимо учитывать некоторые особенности.
Во-первых, размер текущего аванса не должен превышать 50 % стоимости строительных работ, планируемых к выполнению в расчетном месяце (за вычетом суммы целевого аванса, предполагаемого к освоению в этом месяце).
Во-вторых, при невыполнении графика производства работ по вине подрядчика сумма отработанного аванса определяется как произведение стоимости фактически выполненных строительных работ на установленный договором процент авансирования. Сумма неотработанного аванса определяется как разница между суммой аванса, фактически полученного подрядчиком для выполнения строительных работ в периоде, принятом за расчетный, и суммой отработанного аванса. Неотработанная сумма аванса признается чужими денежными средствами, неправомерно удерживаемыми подрядчиком.
В-третьих, за пользование чужими денежными средствами подрядчик уплачивает в бюджет, из которого осуществляется финансирование строительных работ, проценты, начисленные на сумму неотработанного аванса, в размере ставки рефинансирования Нацбанка, действующей на день подписания заказчиком акта сдачи-приемки работ, выполненных в периоде, принятом за расчетный, на который выдавался аванс. Период пользования чужими денежными средствами определяется с даты получения аванса до даты подписания заказчиком актов сдачи-приемки работ, на которые выдавался аванс.
Важно! Зачет подлежащей уплате суммы процентов за пользование чужими денежными средствами в счет оплаты выполненных строительных работ не допускается.
В-четвертых, текущий аванс считается полностью отработанным, если строительные работы, предусмотренные графиком производства работ, выполнены в полном объеме.
В-пятых, в заявке на выделение целевого аванса подрядчик указывает наименование, количество, стоимость, а также поставщика (изготовителя) материальных ресурсов.
Заказчик вправе с согласия подрядчика перечислять авансы непосредственно изготовителям материальных ресурсов, если с ними подрядчик заключил соответствующие договоры.
В-шестых, полученные бюджетные средства в виде целевых авансов должны быть отработаны в течение 3 месяцев с даты их получения, если иное не установлено законодательством.
Важно! Неиспользованные или использованные подрядчиком не по назначению целевые авансы подлежат возврату заказчику по его требованию с уплатой процентов за пользование чужими денежными средствами.
Вышеприведенные подходы к финансированию объектов строительства из бюджета определены пп. 57–58 Правил.
Справочно: в настоящее время подрядчику могут перечисляться 2 вида авансов – на выполнение работ в расчетном месяце (текущие авансы) и разовые (целевые) авансы на приобретение нестандартных строительных конструкций и изделий, материальных ресурсов, поставка которых зависит от сезонности выполнения работ, а также на закупки по внешнеторговым контрактам (п. 8-2 Инструкции о порядке оплаты расходов по строительству и ремонтным работам за счет средств бюджета, утвержденной постановлением Минфина РБ от 17.12.2001 № 120, далее – Инструкция № 120).
Предоставление разовых (целевых) авансов осуществляется при условии, если они предусмотрены нормами договора строительного подряда и графиком платежей. В случае потребности в целевых авансах в графике должна быть указана сумма аванса, месяц его предоставления и срок освоения (часть вторая п. 8 Инструкции № 120).
При наступлении срока, предусмотренного графиком платежей для освоения целевого аванса, материальные ресурсы, на приобретение которых он предоставлялся, должны быть использованы подрядчиком при выполнении работ. Сумма целевого аванса должна быть удержана с общей стоимости работ в срок, предусмотренный графиком платежей для его освоения.
Несвоевременное выполнение подрядчиком принятых им в соответствии с договором подряда сроков производства работ не является основанием для внесения изменений в график производства работ и соответственно в график платежей. То есть срок освоения целевого аванса, предусмотренный графиком платежей, не изменяется по причине допущенного подрядчиком отставания.
Важно! Целевой аванс должен удерживаться из общей стоимости работ в том месяце, в котором предусмотрено его освоение графиком платежей.
Авансы на выполнение строительных работ по объектам, финансируемым из бюджета, перечисляют в размере, не превышающем 50 % стоимости работ, планируемых к выполнению в расчетном месяце, если такая форма расчетов предусмотрена договором. Как правило, органы казначейства принимают платежные поручения на перечисление авансов до 20-го числа месяца, предшествующего расчетному.
В случаях, когда представленное заказчиком в органы казначейства платежное поручение на перечисление аванса на выполнение работ не исполнено на дату представления документов для расчетов за выполненные работы за этот же месяц, заказчик одновременно с платежным поручением на перечисление средств за выполненные работы должен представить в органы казначейства письмо на аннулирование платежного поручения на перечисление аванса. При этом к оплате должно быть представлено платежное поручение на общую сумму выполненных работ.
Кроме авансов на выполнение строительных работ, договором подряда могут предусматриваться также разовые (целевые) авансы на приобретение нестандартных строительных конструкций и изделий, материальных ресурсов, поставка которых зависит от сезонности выполнения работ, а также на закупки по внешнеторговым контрактам.
К материальным ресурсам, поставка которых зависит от сезонности выполнения работ, можно отнести грунт, песок, щебень, гравий, тротуарную плитку, дорожный борт, используемые в строительстве, благоустройстве и иных работах. Заготовка их может вестись в осенне-зимний период, а использование – в период, благоприятный для выполнения таких работ.
Предоставление разовых (целевых) авансов следует осуществлять при условии, что они предусмотрены положениями договора строительного подряда и графиком платежей.
Разовые (целевые) авансы могут быть перечислены на текущий (бюджетный) счет подрядчика или по решению заказчика и с согласия подрядчика непосредственно изготовителям конструкций, материалов, изделий при наличии соответствующего договора.
Ответственность за обоснованность представления в органы казначейства платежных поручений на перечисление подрядчику разовых (целевых) авансов несет заказчик, который осуществляет контроль за их целевым направлением и своевременным освоением в соответствии со сроками, указанными в графике платежей.
Внимание! Авансы, полученные и не использованные своевременно, подлежат индексации с учетом инфляции. Аванс считается использованным, если объем работ, предусмотренный графиком производства работ, выполнен в полном объеме.
Контроль за соблюдением порядка индексации не использованных своевременно авансов осуществляет заказчик.
При недовыполнении объема работ, предусмотренного графиком, в течение 2 месяцев подряд авансирование работ должно быть приостановлено до представления заказчиком в органы казначейства документов, подтверждающих выполнение полного объема работ, на которые были предоставлены авансы.
Вышеприведенный порядок авансирования работ в области финансирования строительных объектов определен п. 8-2 Инструкции № 120.
От редакции:
В бухгалтерском учете подрядчика хозяйственные операции, связанные с финансированием строительных работ, отражают следующим образом (см. таблицу):
Целевой аванс на приобретение материальных ресурсов может быть расширен
По разъяснению Минфина, при предоставлении целевых авансов на приобретение материальных ресурсов при выполнении строительных работ за счет бюджетных средств до внесения изменений и дополнений в Инструкцию № 120 следует руководствоваться Перечнем материальных ресурсов, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 30.06.2011 № 875 "О внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 сентября 1998 г. № 1450", вступившим в силу с 21 октября 2011 г. (далее – постановление № 875) (письмо Минфина РБ от 23.02.2012 № 16-12/104 "О разъяснении законодательства").
Перечень материальных ресурсов, на приобретение которых в договоре может быть предусмотрена выплата целевых авансов, утвержденный постановлением № 875, включает в себя следующие позиции:
– металлоконструкции, изготовление и поставка которых требуют продолжительного времени (более 30 дней);
– оборудование и материалы наружных и внутренних инженерных систем (системы вентиляции, кондиционирования, лифты, трубы диаметром более 300 мм, кабели 0,4 кВ и более, технологическое оборудование);
– материальные ресурсы, поставка которых зависит от сезонности выполнения работ (грунт, песок, щебень, гравий, тротуарная плитка, борт);
– материальные ресурсы, закупаемые по внешнеторговым контрактам;
– нестандартные строительные конструкции, которые изготавливаются по индивидуальным заказам.
Приведенный перечень значительно расширил возможности выплаты целевых авансов (относительно предусмотренного п. 8-2 Инструкции № 120), т.е. в 2012 г. заказчики, подрядчики и органы казначейства должны руководствоваться названным выше письмом Минфина.
По объектам, финансируемым без привлечения бюджетных средств, по соглашению сторон могут определяться иные размеры авансов, направления и порядок их использования (п. 59 Правил).
Внимание! Сумма средств, подлежащих оплате за выполненные строительные работы, определяется за вычетом ранее полученных подрядчиком текущих авансов, а также целевых авансов в размере стоимости материальных ресурсов, приобретенных за их счет и включенных (предусмотренных к включению) в стоимость выполненных строительных работ в расчетном периоде.