С 1 января 2013 г. начинается новый этап государственного регулирования государственных закупок в связи с принятием Закона РБ "О государственных закупках" (далее – Закон о госзакупках).
Под государственными закупками, как и раньше, понимают приобретение товаров (работ, услуг) полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств.
Справочно: в Республике Беларусь построение системы нормативно-правового регулирования сферы государственных закупок началось с 1996 г.
После этого законодательство развивалось, поэтапно проходя формы ведомственного нормативного акта, постановлений Правительства, указов Президента, включая последний – от 17.11.2008 № 618 "О государственных закупках в Республике Беларусь" (далее – Указ № 618) с описанием процедур закупки и иных требований по выбору контрагента в постановлении Совета Министров РБ от 20.12.2008 № 1987 "О некоторых вопросах осуществления государственных закупок" (далее – постановление № 1987). Упомянутые нормативные правовые акты являются основными. Для реального осуществления процедур закупок необходимо знать и другие, а в некоторых случаях пользоваться принципиально иными: например, в строительстве объектов за счет бюджетных средств – Указом Президента РБ от 07.02.2005 № 58 "О подрядных торгах в строительстве" (далее – Указ № 58) и Положением о порядке организации и проведения подрядных торгов на строительство объектов, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 03.08.2005 № 235 (далее – Положение № 235).
Основными целями Закона о госзакупках, как и ранее (в 1996 г.), являются:
– повышение эффективности закупок через механизм соревнования претендентов и предварительное формирование доводимых до участников закупок требований;
– формализованное описание порядка осуществления взаимодействия с претендентами, выбора наилучшего предложения;
– публичность осуществления процедур выбора от объявления начала выбора до объявления результата.
Данное регулирование опирается на принцип свободы заключения гражданско-правовых договоров, из которого следовало, что как бы ни был дешев товар у того или иного производителя (поставщика), его можно было только приглашать к заключению договора, но не обязывать.
Закон о госзакупках состоит из 9 глав и 63 статей. В нем определены основные термины, компетенция государственных органов в области государственных закупок, а также заказчиков и организаторов процедур государственных закупок, виды процедур государственных закупок и условия их применения, порядок организации и проведения всех видов процедур закупок, а также система обжалования.
Цель настоящего комментария – акцентировать внимание читателей на новеллах в государственном регулировании госзакупок по отношению к ранее установленному указами № 618 и № 58, постановлением № 1987, Положением № 235.
Единый порядок госзакупок для всех
Среди принципиальных новаций отметим установление единого во всех сферах деятельности, в т.ч. в строительстве, порядка организации и проведения процедур государственных закупок на территории республики. Это значит, что Указ № 58 и Положение № 235 подлежат принципиальному изменению в ближайшее время по причине того, что часть предмета их регулирования (а именно выбор подрядчика финансирующимся из бюджета заказчиком) также определена предметом регулирования Закона о госзакупках. Остальная часть – процедура выбора подрядчиком поставщиков товаров, субподрядчиков, исполнителей услуг вне зависимости от источника средств для объекта строительства – не является предметом регулирования госзакупок, а следовательно, будет осуществляться в определяемом подрядчиком порядке самостоятельно с соблюдением норм постановления Совета Министров РБ от 15.03.2012 № 229 "О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств" (далее – постановление № 229) или нового отдельного регулирования. Заказчикам при выборе подрядчиков в строительстве придется привыкать к новой терминологии и процедурным правилам общего института государственных закупок.
Процедуры закупок будут одинаковы в Беларуси, России и Казахстане
Вторая принципиальная новация Закона о госзакупках – приведение перечня процедур закупок в соответствие с 3-сторонним Соглашением о государственных (муниципальных) закупках, подписанным Беларусью, Россией и Казахстаном, ратифицированным Законом РБ от 28.12.2010 (далее – Соглашение).
Это Соглашение регламентирует обязанность государств-участников применять при осуществлении государственных закупок только открытые конкурсы, электронные аукционы, процедуры запроса ценовых предложений, процедуры закупки из одного источника и биржевые торги.
Открытый конкурс в соответствии с п. 2 ст. 32 Закона о госзакупках применяется в тех случаях, когда не предусмотрены иные виды процедур государственных закупок. В отличие от ныне действующего порядка из процедуры госзакупок исключаются 2-этапные конкурсы, в т.ч. конкурсы-редукционы, оформление конкурентного листа, а также используемые при закупках в строительстве торги, упрощенные торги и переговоры. Применение конкурентных процедур закупок начинается при стоимости определяемой годовой потребностью закупки свыше 300 базовых величин, что является невысоким стоимостным порогом.
Закон о госзакупках подробно описывает процедуру электронного аукциона
Электронный аукцион предусматривает проведение всех мероприятий процедуры закупки (включая обмен документами и сведениями, торги по снижению цен предложений) в электронном формате.
Предусматривается, что в Республике Беларусь перечень товаров (работ, услуг), государственные закупки которых следует осуществлять с применением электронных аукционов, будет утвержден Советом Министров.
За основу содержания такого перечня должен быть взят очень объемный перечень, утвержденный Соглашением, который включает 50 групп товаров, работ, услуг (приложение 2). Ознакомление с данным перечнем, включающим электронно-вычислительную технику, строительные услуги и объекты строительства, свидетельствует, что большое количество госзакупок попадет под необходимость проведения с 1 января 2013 г. электронных аукционов. Вместе с тем ситуация с государственным регулированием государственных закупок в Российской Федерации, являющимся основой для содержания Соглашения, изменилась: взамен Федерального закона РФ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в Государственной думе уже принят в первом чтении проект закона о федеральной контрактной системе, который не "гиперболизирует" аукцион как наилучший вид процедуры для борьбы с коррупцией. Следовательно, перечень соглашения может значительно сократиться.
Информация о закупках будет размещена на сайте
Обеспечение максимальной прозрачности закупок будет достигаться посредством определения единого веб-сайта для размещения информации о государственных закупках в открытом доступе в Интернете и расширения перечня публикуемой информации, в т.ч. годовых планов, изменений и дополнений в планы государственных закупок, конкурсных документов, протоколов заседаний конкурсных комиссий, законодательства о государственных закупках.
Для иностранцев есть ограничения
Законом о госзакупках установлено, что Республика Беларусь предоставляет национальный режим в области государственных закупок на взаимной основе, если иное не предусмотрено соответствующим международным договором, что важно в условиях работы Евроазиатского экономического пространства.
Определены условия ограничения доступа иностранных поставщиков и товаров в случаях:
– когда соответствующее иностранное государство не обеспечивает национальный режим белорусскому субъекту или товару;
– когда при обращении Республики Беларусь Евразийская экономическая комиссия разрешает осуществлять закупки конкретных белорусских товаров (работ, услуг).
Усовершенствован досудебный порядок обжалования процедуры закупки
Любому лицу, законные права и интересы которого нарушены, можно подавать жалобу в специально определенный для этих целей государственный уполномоченный орган по государственным закупкам. Кроме того, предоставлена возможность урегулировать спор непосредственно с заказчиком либо иным организатором процедуры закупки без подачи жалобы.
Государственный уполномоченный органпо государственным закупкам, ключевыми полномочиями которого должны стать координация и выработка государственной политики в сфере госзакупок, будет определен Президентом (предполагается, что таким органом будет Минэкономики). Среди полномочий данного органа – утверждение примерных форм документов по процедурам государственных закупок, разработка примерных форм документов по процедурам государственных закупок, рассмотрение жалоб и принятие по ним решений.
Договор о госзакупке
Обратите внимание на ст. 25 "Договор" Закона о госзакупках, которая распространяет свое регулирование и на исполнение договора, заключенного по результатам государственной закупки.
Ввиду важности этих норм воспроизведем их.
Не допускается изменение условий договора на стадии его заключения или исполнения в части объема (количества) предмета государственной закупки, цены и срока его исполнения, за исключением случаев:
– изменения объема (количества) предмета государственной закупки в соответствии с законом. В этом случае стоимость товаров (работ, услуг) изменяется пропорционально изменению их объема (количества), а сопутствующих работ (услуг) – с учетом этого изменения;
– изменения цены договора, если изменение стоимости приобретаемых сырья, материалов, комплектующих и иных товаров (работ, услуг) невозможно было предусмотреть в начале процедуры государственной закупки, а также в связи с изменением законодательства;
– увеличения срока исполнения обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя) по инициативе заказчика после оплаты полностью или частично обязательств по договору, если необходимо изменение конструктивных, технологических решений, требующих от поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительного времени для поставки или реализации иным способом товара (выполнения работы, оказания услуги).
Важно и то, что в случае надлежащего исполнения обязательств по договору односторонний отказ заказчика или поставщика (подрядчика, исполнителя) от их исполнения не допускается.
В завершение отметим принципиальные изменения в Гражданский кодекс РБ: исключены ст. 496–504, понятие государственного контракта как основание для заключения договора поставки для государственных нужд. Основанием для заключения таких договоров будут государственные нужды – потребности Республики Беларусь, определяемые Правительством, потребности административно-территориальных единиц, определяемые областными и Минским городским Советами депутатов либо в порядке, определяемом ими, за исключением потребностей, обеспечиваемых путем осуществления государственных закупок. Иными словами, легализована более чем 15-летняя практика, когда добровольное удовлетворение потребностей государства реализовывалось через институт конкурентных государственных закупок без государственных контрактов государственных органов с поставщиками, а понуждение к исполнению обязанностей (например, определяемые ежегодно Правительством поставки сельскохозяйственной продукции, лома и отходов черных и цветных металлов, некоторых других видов товаров) – через заключение договоров поставок для государственных нужд после принятия государственных органами тех или иных "разнарядок", "прикреплений" конкретных поставщиков к конкретным покупателям-плательщикам.
Закон РБ от 24.11.1993 "О поставках товаров для государственных нужд" признается утратившим силу.