В соответствии с поручением Совета Министров Республики Беларусь от 18 августа 2012 г. № 32/650-239, 650-240, 761-53 Министерство жилищно-коммунального хозяйства совместно с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерством по налогам и сборам, Министерством юстиции по вопросам применения норм Указа Президента Республики Беларусь от 11.07.2012 № 313 "О некоторых вопросах обращения с отходами потребления" (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 14.07.2012, 1/13623) (далее – Указ) разъясняет следующее.
1. Под потребительскими товарами следует понимать любые товары, предназначенные для постоянного размещения на территории Республики Беларусь, кроме сырья, материалов (полуфабрикатов), запасных частей и комплектующих, ввезенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем для собственного потребления (производства).
2. При осуществлении ввоза потребительских товаров, упакованных в пластмассовую, стеклянную тару, тару на основе бумаги и картона, определение количества тары, в которую упакованы ввезенные товары, является обязанностью поставщика.
Сведения о количестве и видах тары указываются в договоре (контракте), товаро-сопроводительных документах на поставку потребительских товаров.
Количество и виды тары поставщик потребительских товаров вправе определить самостоятельно путем проведения взвешиваний (замеров) образцов (группы образцов) упакованных товаров или тары, позволяющих определить количество тары на единицу товара с дальнейшим пересчетом на все количество ввезенных товаров. Полученные сведения о количестве и видах тары оформляются в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете и отчетности.
3. При соотнесении фактически произведенных или поставленных товаров с товарами, названными в Приложении 1 к Указу, необходимо руководствоваться кодами единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза согласно графе 1 приложения 1 к Указу.
4. При расчете размера платы за тару, использованную для упаковки ввезенных потребительских товаров, необходимо руководствоваться ГОСТ 17527–2003 "Упаковка. Термины и определения", при этом следует отличать упаковку, в состав которой входит тара, от упаковки без тары.
Справочно:
Согласно ГОСТ 17527–2003 "Упаковка. Термины и определения" к таре относятся: ящик (лоток), бочка, барабан, канистра, фляга, баллон (бутыль), мешок, банка (баночка), бутылка, коробка (пачка, пенал), пакет, лоток, туба, ампула, стаканчик, флакон.
Если установленный вид тары соответствует коду единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза согласно графе 1 приложения 1к Указу, то расчет платы осуществляется исходя из количества и материала тары в соответствии с приложением к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 31.07.2012 № 708 "О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 11 июля 2012 г. № 313".
В случае ввоза потребительских товаров, упакованных в несколько видов тары (из одного или различных материалов) одновременно, размер платы, подлежащей внесению на текущий (расчетный) счет оператора, определяется как сумма платы за каждый вид тары (в зависимости от материала и количества тары).
5. При расчете платы за тару, использованную для упаковки ввозимых потребительских товаров, применяется размер платы, вносимой производителями и поставщиками на текущий (расчетный) счет оператора за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары, установленный в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 31.07.2012 № 708 "О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 11 июля 2012 г. № 313":
для стеклянной тары – 200 рублей за 1 условный литр или 250 000 рублей за 1 тонну;
для пластмассовой тары – 500 000 рублей за 1 тонну;
для тары на основе бумаги и картона – 20 000 рублей за 1 тысячу кв. метров или 70 000 рублей за 1 тонну.
Выбор базы (1 тонна или 1 тыс. квадратных метров для тары на основе бумаги и картона, 1 тонна или 1 условный литр для стеклянной тары) для расчета платы за тару, использованную для упаковки ввозимых потребительских товаров, а также за производство и ввоз тары, являющейся товаром, названным в приложении 1 к Указу, осуществляется поставщиком самостоятельно.
6. При ввозе или производстве преформ, предназначенных для изготовления тары, обязанность по сбору, обезвреживанию и (или) использованию отходов, образующихся после утраты потребительских свойств товаров, возникает у производителя или поставщика преформ.
В дальнейшем на производителя тары из преформ обязанность по сбору, обезвреживанию и (или) использованию отходов, образующихся после утраты потребительских свойств товаров, не распространяется.
7. Если произведенный или ввезенный товар, включенный в приложение 1 к Указу, в силу каких-либо причин не был реализован на территории Республики Беларусь, такой товар подлежит учету в объем обязательств по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров, в том числе при расчете платы.
Обязанность по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров возникает для поставщика независимо от цели ввоза товаров, их дальнейшего движения (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 1.3 пункта 1 Указа).
8. В целях подтверждения оснований освобождения от обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров в части произведенной и (или) ввезенной пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона, в случае если такая тара предназначена для упаковки хлеба, хлебобулочных и макаронных изделий, круп и крупяных изделий, молочных продуктов, детского питания, сахара, соли, муки, мяса (в том числе птицы), лекарственных и ветеринарных средств, фармацевтических субстанций, протезно-ортопедических изделий, медицинской техники и других товаров медицинского назначения (включая используемые в ветеринарии), денежных знаков, а также использованной для упаковки товаров, реализуемых за пределы Республики Беларусь (подпункт 1.3 пункта 1 Указа), производителю тары при ее реализации следует указывать в договоре поставки:
цель приобретения тары покупателем;
условия предоставления покупателем копий первичных учетных документов, составленных в соответствии с законодательством, подтверждающих использование тары на цели, названные в абзаце втором подпункта 1.3 Указа.
В случае если в договоре, первичных учетных документах покупателя отсутствует информация об использовании тары (или ее определенного количества) на цели согласно абзацу второму подпункта 1.3 пункта 1 Указа, производитель или поставщик тары не освобождается от обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров в части произведенной и (или) ввезенной тары.
9. Требование, установленное в абзаце четвертом подпункта 1.3 Указа, распространяется на производителей тары и масел, осуществляющих производственную деятельность на территории Республики Беларусь.
Подтверждением использования в производстве количества отходов, указанного в абзаце четвертом подпункта 1.3 Указа, являются данные бухгалтерского учета сырья по видам, использованного для производства продукции.
10. Подтверждением выполнения обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары посредством применения собственной системы сбора являются данные бухгалтерского учета.
Документами, подтверждающими сведения об объемах собранных, обезвреженных и (или) использованных отходов товаров и тары, являются товарно-транспортные накладные, путевые листы, акты выполненных работ, приема-передачи отходов, иные документы, составленные в соответствии с требованиями законодательства.
11. В соответствии с абзацем третьим подпункта 1.5 пункта 1 Указа отчетным периодом для выполнения обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары принимается полугодие.
12. При производстве юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем продукции из давальческого сырья и изготовлении им тары для упаковки данной продукции обязанность по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров возлагается на собственника продукции, полученной из давальческого сырья.
13. В случае ввоза товаров, включенных в приложение 1 к Указу и относящихся к потребительским, упакованных в пластмассовую, стеклянную тару, тару на основе бумаги и картона, обязанность поставщика по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары распространяется и на товар, и на тару, в которую он упакован.
Для случая, указанного в части первой настоящего пункта, при заключении договора с оператором в расчет платы, подлежащей внесению на текущий (расчетный) счет оператора, включается плата и за ввезенный товар, и за тару, в которую он был упакован, вне зависимости, включена ли в стоимость товара стоимость тары или нет.
14. При расчете платы, установленной в процентах от стоимости ввозимых товаров, следует использовать контрактную стоимость таких товаров без учета таможенных платежей и транспортных расходов.
Министр жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь А.В. Шорец
Опубликовано на сайте Минжилкомхоза РБ: www.mjkx.gov.by в разделе "Вторичные материальные ресурсы".