Новая терминология
Декрет № 3 наполнил термин «иностранная безвозмездная помощь» новым содержанием. Предлагаем вашему вниманию сравнительную таблицу.
Как следует из приведенных определений, к иностранной безвозмездной помощи теперь будут относиться не только денежные средства и товары, безвозмездно поступившие из-за пределов Республики Беларусь, но и товары (работы, услуги), приобретенные (оплаченные, выполненные, оказанные) в Республике Беларусь получателями за счет денежных средств отправителей и безвозмездно переданные (выполненные, оказанные) получателям (вторичным (последующим) получателям), что значительно расширяет сферу действия Декрета № 3 .
О целях использования помощи
Как и ранее, Декретом № 3 устанавливаются основные требования к порядку ее регистрации, налогообложения и использования.
Важно! Расширен перечень целей использования помощи, который, как и раньше, является закрытым и носит социально значимый характер.
Это, как и прежде, оказание медицинской и социальной помощи, развитие библиотечного и музейного дела, обеспечение спортивным оборудованием и т.д. Из новых целей можно отметить приобретение лекарственных средств и медицинских изделий, расходных материалов для их обслуживания, оплату медицинских услуг, санаторно-курортного лечения и оздоровления населения, установку очистных сооружений, создание объектов по использованию отходов, объектов обезвреживания, захоронения отходов, внедрение альтернативных источников энергии и другие цели, поименованные в части первой п. 1 Декрета № 3 .
Вместе с тем Декрет № 3 допускает возможность использования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями иностранной безвозмездной помощи на иные цели в случае принятия соответствующего решения специально созданной Межведомственной комиссией, в состав которой в обязательном порядке включаются Глава Администрации Президента Республики Беларусь, Председатель Комитета государственного контроля и Управляющий делами Президента Республики Беларусь (вместо принимающего решения сегодня Управления делами Президента Республики Беларусь).
В то же время если получателем помощи является физическое лицо, то оно вправе ее использовать не только на цели, закрепленные Декретом № 3 , но и на личные цели.
Запрещается использование помощи на отдельные цели, например, для осуществления террористической и иной экстремистской деятельности, других деяний, запрещенных законодательством, финансирования политических партий, союзов (ассоциаций) политических партий, либо проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования, забастовок.
Требуется ли специальная регистрация такой помощи?
Декретом № 3 также устанавливаются условия регистрации иностранной безвозмездной помощи.
Кроме того, предусмотрены порядок и условия освобождения зарегистрированной помощи от налогов и сборов (пошлин).
Обратите внимание! МНС не может принять решение об освобождении данной помощи от налогообложения. Уполномоченными органами по данному вопросу являются Управление делами Президента Республики Беларусь и Межведомственная комиссия.
Налогообложение помощи, не подлежащей регистрации, производится в общеустановленном порядке.
Важно! От налогообложения будет освобождаться не только непосредственно сама помощь, но и товары (работы, услуги), приобретаемые (выполняемые, оказываемые) на территории страны за счет средств такой помощи.
В случае если помощь не освобождается от налогов, сборов (пошлин), то ее получатели – юридические лица и индивидуальные предприниматели – будут уплачивать плату за регистрацию в Департаменте по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Беларуси. Размер платы – 0,5 % от суммы (стоимости) такой помощи.
Все остальные вопросы поступления в Республику Беларусь помощи, ее регистрации (в т.ч. основания для отказа в рассмотрении заявления о регистрации помощи), взимания платы за ее регистрацию, учета помощи и ее использования будут определяться постановлением Совета Министров и Управления делами Президента Республики Беларусь.