Организация «А» обратилась в организацию «В» с целью приобретения лесоматериалов и потребовала оформления отпуска лесоматериалов с использованием товарно-транспортных накладных, созданных в виде электронного документа. Организация «В» отказала в реализации лесоматериалов организации «А», так как она не использует в своей деятельности товарно-транспортные и товарные накладные, созданные в виде электронных документов (далее – электронные накладные).
Предусмотрено ли законодательством обязательное использование электронных накладных при реализации лесоматериалов?
Нет, не предусмотрено.
Электронные накладные создаются на добровольной основе при наличии у участников программных и технических средств, используемых для их создания, передачи, получения и хранения в установленном формате (п. 3 Инструкции о порядке создания, передачи и получения товарно-транспортных и товарных накладных в виде электронных документов, внесения в них изменений и (или) дополнений и установлении формы удостоверительной надписи на форме внешнего представления товарно-транспортных и товарных накладных, созданных в виде электронных документов, на бумажном носителе, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь, Национальной академии наук Беларуси от 17.04.2014 № 22/4).
В случае если оба контрагента (поставщик и покупатель товаров) зарегистрированы в системе (одной или разных) электронного документооборота в части электронных накладных и желают осуществлять формирование и передачу накладной в электронном виде, то накладная может формироваться в виде электронного документа. Если хотя бы один из контрагентов желает осуществлять оформление накладной на бумажном носителе, то оформление накладной должно осуществляться на бланках документов с определенной степенью защиты.
Таким образом, использование в своей деятельности электронных накладных субъектами предпринимательской деятельности осуществляется на добровольной основе. В настоящее время в законодательстве отсутствуют нормы, предусматривающие обязательное использование электронных накладных |*| в зависимости от групп товаров.