Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24.03.2011 № 36 «Об утверждении перечня первичных учетных документов», с учетом изменений от 30.09.2011 № 1306
В число первичных учетных документов по утвержденному перечню включены в т.ч. товарно-транспортная накладная (ТТН-1) и товарная накладная (ТН-2).
Инструкция о порядке заполнения товарно-транспортной накладной и товарной накладной, утвержденная постановлением Минфина Республики Беларусь от 30.06.2016 № 58, с учетом изменений от 10.08.2018 № 58
Бланки ТТН-1 и ТН-2 относятся к бланкам документов с определенной степенью защиты (часть вторая п. 1).
В Инструкции не прописаны действия организации в случае порчи бланков документов |*|.
* Письмо Минфина и МНС об использовании накладной в виде электронного документа
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 06.07.2011 № 912 «О вопросах создания и ведения электронного банка данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции, признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь», с учетом изменений от 02.03.2018 № 175
В электронном банке данных (ЭБД) содержится информация о недействительных (по причине утраты, хищения, порчи, повреждения, запрета использования, брака, уничтожения и по другим причинам) бланках (УНП, наименование организации (фамилия, собственное имя, отчество индивидуального предпринимателя), являющейся покупателем бланка, код, наименование, серия и номер бланка, вид, дата и номер документа, на основании которого бланк признается недействительным, дата и причина признания его недействительным) (п. 6).
Участниками в ЭБД передается информация о недействительных бланках – не позднее рабочего дня, следующего за днем утверждения (получения) документа, на основании которого бланк признается недействительным (п. 9).
Полноту, достоверность и актуальность информации, включаемой в ЭБД, обеспечивает участник, ее передавший (п. 10).
Инструкция о порядке приобретения, учета, хранения, использования и возврата бланков документов с определенной степенью защиты, включенных в перечень бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции, информация о которых подлежит включению в электронный банк данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции, утвержденная постановлением МНС, Минфина и Минсвязи Республики Беларусь от 12.08.2011 № 33/77/17, с учетом изменений от 07.02.2018 № 3/12/3
Хранение, учет, использование и уничтожение бланков осуществляются организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с Инструкцией № 196* (п. 14).
______________________
* Инструкция о порядке использования и бухгалтерского учета бланков строгой отчетности, утвержденная постановлением Минфина Республики Беларусь от 18.12.2008 № 196 (далее – Инструкция № 196).
При обнаружении фактов порчи, утраты, хищения бланков не позднее 3 рабочих дней со дня их обнаружения руководитель организации или индивидуальный предприниматель создает комиссию по проверке обнаруженных фактов. Под порчей бланка понимается повреждение его поверхности (дыры, стертость и пр.) при хранении или транспортировке (п. 20).
По результатам проверки составляется акт списания бланков документов с определенной степенью защиты по форме согласно приложению 2. Акт подписывается председателем и членами комиссии. Утвержденный акт не позднее рабочего дня, следующего за днем его утверждения, представляется в инспекцию МНС. Инспекция МНС передает в ЭБД информацию о бланках, указанных в акте, с признаком «Недействительно».
Важно! Испорченные при заполнении бланки не включаются в акт и хранятся с составленным на них реестром в течение месяца после проведения налоговыми органами проверки соблюдения налогового законодательства (п. 21) |*|.
* О проверке первичных учетных документов на предмет их соответствия требованиям законодательства
Инструкция № 196
Бланки, включенные в ЭБД, содержат элементы защиты от подделки, поэтому их хранение, учет, использование и уничтожение осуществляются организациями в порядке, установленном данным документом.
Испорченные и (или) аннулированные бланки организация должна хранить вместе с составленным специальным реестром таких бланков, подлежащих уничтожению. Форма реестра представлена в приложении 6 (п. 15).
Подготовка к уничтожению испорченных и (или) аннулированных бланков документов начинается по истечении срока, указанного в п. 15, по письменному разрешению руководителя организации. Для этой цели приказом назначается комиссия, которая обязана проверить наличие подлежащих уничтожению бланков строгой отчетности и дать заключение, подтверждающее необходимость их уничтожения.
В присутствии комиссии проверенные бланки документов упаковываются, опечатываются (опломбируются). Затем составляется акт на списание испорченных, аннулированных бланков по форме согласно приложению 7 с указанием серий и номеров бланков, подлежащих уничтожению (п. 16).
В 3-дневный срок акт на списание бланков с определенной степенью защиты представляется на утверждение руководителю организации. Руководитель организации утверждает акт в течение 5 дней после его получения (п. 17).
После утверждения акта на списание испорченных, аннулированных бланков с определенной степенью защиты комиссия производит их фактическое уничтожение, о чем составляется акт об уничтожении бланков данных документов по форме, утвержденной руководителем организации (п. 18). Акт об уничтожении этих бланков в 3-дневный срок утверждает руководитель организации (п. 18).