Суть нарушения
На выплаты в пользу учащихся, допущенных к прохождению оплачиваемой производственной практики, не работающих по трудовым договорам, начислены обязательные страховые взносы в ФСЗН.
Обоснование нарушения
Если с учащимися-практикантами, проходящими оплачиваемую практику, не заключались трудовые договоры или заключался общий договор об организации производственного обучения учащихся, то они не подлежат государственному социальному страхованию и за них не надо уплачивать обязательные страховые взносы в ФСЗН. Обоснуем этот вывод.
Основным нормативным документом, определяющим порядок проведения производственного обучения учащихся, осваивающих содержание образовательных программ профессионально-технического образования, является Положение об организации производственного обучения учащихся, осваивающих содержание образовательных программ профессионально-технического образования, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 14.07.2011 № 953 (далее – Положение № 953).
Положением № 953 не предусмотрена обязанность заключения трудовых договоров между предприятием (принимающим на практику) и учащимися-практикантами. Вместе с тем если на данном предприятии имеются вакантные должности, то на эти должности учащиеся могут быть приняты на основании заключенных с ними трудовых договоров. В таком случае на учащихся распространяются законодательство о труде, правила внутреннего распорядка, действующие на предприятии.
За произведенную учащимися во время производственного обучения продукцию (работы, услуги) организация начисляет денежные средства по нормам, расценкам, ставкам (окладам), действующим в данной организации, с учетом премий и других доплат (п. 31 Положения № 953).
Таким образом, подлежат обязательному государственному социальному страхованию только граждане, работающие по трудовым договорам, гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и частных нотариусов, а также на основе членства (участия) в юридических лицах любых организационно-правовых форм (ст. 7 Закона РБ от 31.01.1995 № 3563-XII "Об основах государственного социального страхования" (далее – Закон № 3563-XII).
От редакции:
Произведенные организацией записи, верные записи и порядок исправления ошибки приведены в табл. 1 и 2.
Таблица 1
Исправительные записи
В случае излишнего начисления обязательных страховых взносов в ФСЗН меры ответственности к организации не применяются. Однако нужно помнить следующее: суммы обязательных страховых взносов и иных платежей в ФСЗН, излишне поступившие в ФСЗН, подлежат зачету в счет погашения числящейся за плательщиком задолженности, а при отсутствии задолженности – в счет предстоящей уплаты обязательных страховых взносов и иных платежей в ФСЗН. Такой порядок установлен п. 24 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, утвержденного Указом Президента РБ от 16.01.2009 № 40. Как видим, в случае значительной переплаты отчислений в ФСЗН может произойти существенное отвлечение средств из оборота организации, которые нельзя тут же вернуть.
От редакции:
Переплата обязательных страховых взносов в ФСЗН в случае их излишнего начисления, которая не выявлена своевременно (в текущем году), приведет к нарушению налогового законодательства. По причине излишнего начисления обязательных страховых взносов в ФСЗН произойдет необоснованное увеличение себестоимости реализованной продукции (работ, услуг), которое вызовет недоплату налога на прибыль. Как следствие – налоговые санкции.
Суть нарушения
На предприятии работает иностранный гражданин. При отсутствии письменного заявления, поданного работодателю, за него в 2012 г. организация уплачивала обязательные страховые взносы в ФСЗН.
Обоснование нарушения
Иностранные граждане подлежат добровольному государственному социальному страхованию, и уплата обязательных страховых взносов в ФСЗН за них производится при условии изъявления ими желания пользоваться этой системой. Как правило, это условие должно быть оговорено в контракте между работодателем и иностранным работником отдельным пунктом.
Социально-экономические права иностранцев, временно пребывающих и временно проживающих в Республике Беларусь, определяются законодательными актами и международными договорами РБ.
Постоянно проживающие в Беларуси иностранцы имеют все социально-экономические права, которыми пользуются белорусские граждане, включая право на социальное обеспечение (ст. 10 Закона РБ от 04.01.2010 № 105-З "О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь" (далее – Закон № 105-З)).
В случае участия в правоотношениях по государственному социальному страхованию данная категория граждан пользуется правами и несет обязанности наравне с гражданами, за которых и (или) которыми взносы на государственное социальное страхование уплачиваются в обязательном порядке.
Следовательно, если иностранный гражданин изъявил желание воспользоваться системой государственного социального страхования на случаи временной нетрудоспособности, беременности и родов, рождения ребенка, ухода за ребенком в возрасте до 3 лет, предоставления одного свободного от работы дня в месяц матери (отцу, опекуну, попечителю), воспитывающей (воспитывающему) ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, смерти застрахованного или члена его семьи, то работодатель уплачивает за него страховые взносы на социальное страхование в размере 6 % (ст. 3 Закона РБ от 29.02.1996 № 138-XIII "Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь", далее – Закон № 138-XIII). При этом работнику будет выплачено пособие по листку временной нетрудоспособности.
В случае достижения пенсионного возраста, инвалидности и потери кормильца (пенсионное страхование) право возникает также только при условии уплаты страховых взносов работодателем в размере 28 % и работающим гражданином (1 % заработка) на пенсионное страхование (ст. 3 Закона № 138-XIII). В этой ситуации иностранный гражданин, имеющий вид на жительство в Республике Беларусь, будет иметь право на трудовую пенсию в соответствии с Законом РБ от 17.04.1992 № 1596-XII "О пенсионном обеспечении". Так, право на трудовую пенсию имеют лица, которые в период работы или занятия иными видами деятельности подлежали государственному социальному страхованию и за них, а также ими самими в предусмотренных законодательством о государственном социальном страховании случаях уплачивались страховые взносы.
Изъявление работником, являющимся иностранным гражданином, желания участвовать в правоотношениях по государственному социальному страхованию должно быть отражено в его письменном заявлении, поданном работодателю (часть вторая п. 6 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, утвержденного Указом Президента РБ от 16.01.2009 № 40, с изменениями и дополнениями). Уплата обязательных страховых взносов производится со дня подачи заявления. При отсутствии заявления уплата страховых взносов в ФСЗН не производится и, следовательно, права на выплаты, предусмотренные государственным социальным страхованием, он не приобретет.
Суть нарушения
Работнику в декабре 2012 г. выдан костюм х/б (спецодежда), установленный срок носки которого 1 год. В марте 2013 г. этот костюм работником поврежден и его дальнейшее использование невозможно. Поврежденный костюм списан. Работнику выдан новый костюм, а на недоамортизированную стоимость костюма были начислены и уплачены в ФСЗН обязательные страховые взносы.
Обоснование нарушения
Обязательные страховые взносы в ФСЗН начислены ошибочно. И вот почему.
К обязанностям нанимателя по обеспечению охраны труда относится выдача работникам, занятым на производстве с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением или выполняемых в неблагоприятных температурных условиях, специальной одежды, специальной обуви и других необходимых средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами (ст. 226, 230 ТК).
Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи работникам средств индивидуальной защиты и типовые нормы бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты работникам общих профессий и должностей для всех отраслей экономики разрабатывает с участием заинтересованных органов государственного управления, иных организаций, подчиненных Правительству, и утверждает Минтруда и соцзащиты.
Постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 22.09.2006 № 110 "Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты работникам общих профессий и должностей для всех отраслей экономики" (с изменениями и дополнениями) определено, что работники организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, профессии и должности которых предусмотрены в Типовых нормах, обеспечиваются указанными в них средствами индивидуальной защиты, если нормы выдачи средств индивидуальной защиты по этим профессиям и должностям не предусмотрены в соответствующих отраслевых нормах.
Перечень средств индивидуальной защиты, непосредственно обеспечивающих безопасность труда, установлен постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 15.10.2010 № 145.
На стоимость выдаваемых в соответствии с нормами, установленными законодательством РБ, специальной одежды, специальной обуви, других средств индивидуальной защиты, мыла, смывающих и обезжиривающих средств, молока или других равноценных продуктов, а также лечебно-профилактического питания или в соответствующих законодательству случаях суммы денежных затрат по их приобретению; форменной одежды и обмундирования, выдаваемых работникам в соответствии с законодательством РБ, не начисляются взносы в ФСЗН (п. 8 Перечня № 115*).
Средства индивидуальной защиты являются собственностью организации и выдаются работнику на определенный срок бесплатно. Они подлежат возврату при увольнении работника до окончания сроков носки или при переводе в той же организации на другую работу, при выполнении которой выдача средств индивидуальной защиты работникам не предусмотрена. Если спецодежда, спецобувь или другие средства индивидуальной защиты пришли в негодность до истечения установленного срока носки по каким-либо причинам, как зависящим, так и не зависящим от работника, стоимость указанных вещей также не включается в объект для исчисления страховых взносов в ФСЗН.
В ситуациях 2 и 3 нужно выполнить исправительные записи, аналогичные приведенным в ситуации 1. Кроме того, методом "красное сторно" следует отразить произведенное ранее удержание страховых взносов в ФСЗН из заработной платы работников.