Принято решение о приостановлении операций по счетам – в срок предупредите плательщика
Пункт 5 ст. 53 Налогового кодекса РБ (далее – НК) дополнен положениями, которые направлены на соблюдение интересов плательщика при приостановлении операций по счетам в банке. Определен срок информирования о таком приостановлении: решение о приостановлении операций либо об окончании приостановления операций плательщика (иного обязанного лица) по его счетам в банке не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем принятия такого решения, налоговый или таможенный органы доводят до руководителя (представителя) банка, плательщика (иного обязанного лица) на бумажном носителе или по установленным форматам в виде электронного документа.
Установлены правила определения сроков исполнения налоговых обязательств при их принудительном исполнении
Статья 55 НК дополнена п. 5, который устанавливает правила определения сроков исполнения налоговых обязательств при их принудительном исполнении.
Предложенные правила существенно различаются в случаях взыскания наличных и безналичных денежных средств. В частности, при взыскании налога, сбора (пошлины), пени в соответствии со ст. 56 и 58 НК днем исполнения обязательства считается либо день выдачи налоговым органом банку платежных инструкций на взыскание причитающихся сумм, либо день их исполнения. При рассмотрении случаев взыскания наличных денежных средств это уже день зачисления их в соответствующий бюджет.
Налоги платит дебитор плательщика
В ст. 61 НК внесены существенные дополнения, направленные на соблюдение интересов дебиторов. Как известно, взыскание задолженности по налогам, сборам (пошлинам) может осуществляться за счет средств дебиторов плательщика. Причем данная практика получила довольно широкое распространение: некоторые плательщики даже пытаются искусственно создавать задолженность перед бюджетом, чтобы использовать налоговые органы для взыскания задолженности с контрагента вместо обращения в судебные инстанции.
Взыскание задолженности плательщика с дебитора является дополнительной мерой, направленной на погашение задолженности, помимо принудительных мер взыскания, применяемых к самому плательщику. В связи с этим иногда с дебитора могут быть взысканы излишние суммы. В таком случае возникает вопрос: каким образом должен осуществляться возврат и, главное, кому? С одной стороны, взыскивается сумма задолженности, причитающаяся плательщику, а с другой – передавать данную сумму плательщику нет оснований. Ведь налоговые органы взыскали ее с его контрагента, однако не могут собой подменять судебные органы и взыскивать задолженность, разрешая гражданско-правовые споры между субъектами предпринимательской деятельности или иными лицами. Налоговые органы вправе взыскивать лишь задолженность перед бюджетом за счет средств дебиторов.
С 2013 г. начал действовать п. 71 ст. 61 НК. Он предусматривает, что если в результате исполнения банком решения налогового органа о взыскании налога, сбора (пошлины), пени за счет средств дебитора плательщика (иного обязанного лица) – организации взысканная сумма дебиторской задолженности превышает сумму дебиторской задолженности этого дебитора плательщику (иному обязанному лицу) – организации, то данная сумма денежных средств подлежит возврату дебитору плательщика (иного обязанного лица) – организации, если у такого дебитора отсутствуют неисполненные налоговые обязательства или неуплаченные пени.
Пример*
__________________________
* Пример составлен редакцией.
Задолженность организации "А" перед бюджетом по НДС составила 290 млн. руб. В то же время у нее числится дебиторская задолженность за проданные товары за организацией "Б" на сумму 280 млн. руб. Денежные средства на счете у организации "А" отсутствуют. На основании представленных документов налоговый орган ошибочно списал со счета организации "Б" 290 млн. руб. Порядок отражения операций приведен в таблице:
Как и в случае с излишним взысканием сумм налогов с плательщика, налоговый орган обязан сообщить дебитору плательщика – организации о каждом ставшем ему известным факте взысканных денежных средств в сумме, превышающей размер дебиторской задолженности, не позднее 5 рабочих дней со дня обнаружения каждого такого факта. Данное сообщение налоговый орган должен довести до дебитора плательщика – организации на бумажном носителе или по установленным форматам в виде электронного документа.
При выявлении факта наличия у дебитора плательщика – организации неисполненного налогового обязательства или неуплаченных пеней налоговый орган самостоятельно производит зачет суммы дебиторской задолженности в течение 5 рабочих дней со дня выявления такого факта. В данном случае налоговый орган обязан сообщить дебитору плательщика – организации о произведенном зачете суммы дебиторской задолженности в счет исполнения налогового обязательства по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней не позднее 5 рабочих дней со дня проведения такого зачета.
Возврат излишне взысканной суммы дебиторской задолженности производят на основании письменного заявления дебитора плательщика
Возврат суммы дебиторской задолженности производят на основании письменного заявления дебитора плательщика – организации и решения налогового органа. По мнению автора, такой возврат следовало бы осуществлять и без заявления дебитора и непосредственно в день, когда налоговому органу стало известно об излишнем удержании сумм, так как именно налоговый орган производит их удержание. В этом случае излишняя уплата сумм в бюджет в отличие от ситуации с излишней уплатой налога самим плательщиком образуется без участия дебитора, ведь именно налоговый орган производит такое взыскание задолженности. Еще больше вопросов вызывает установленное НК правило о том, что заявление о возврате суммы дебиторской задолженности может быть подано дебитором плательщика не позднее 2 месяцев со дня направления налоговым органом дебитору плательщика – организации сообщения о факте взысканной суммы дебиторской задолженности.
Возврат суммы дебиторской задолженности производится налоговым органом не позднее 5 рабочих дней со дня подачи дебитором плательщика заявления о возврате суммы дебиторской задолженности либо со дня зачета. Возврат денежных средств дебитора плательщика – организации производят без начисления процентов, причем даже в том случае, если возврат будет произведен с нарушением сроков.
Однако данное правило не учитывает того, что до момента возврата денежных средств дебитору задолженность может быть уже взыскана с него кредитором, а соответственно нарушаются его права и законные интересы.
Прописан порядок представления деклараций в случае ликвидации организации
По налогам, сборам (пошлинам), исчисляемым нарастающим итогом с начала налогового периода, налоговую декларацию следует представлять за отчетный период, в котором возник объект налогообложения, а также за все последующие отчетные периоды этого налогового периода, если иное не установлено НК или иными актами налогового законодательства. Такая норма прописана в п. 2 ст. 63 НК.
Детально урегулированы вопросы представления налоговой декларации в ходе ликвидации организации. В случае ликвидации организации налоговую декларацию (расчет) следует представить в течение 5 рабочих дней со дня представления в регистрирующий орган заявления о ликвидации за период с начала налогового периода по день подачи заявления о ликвидации включительно, если иное не установлено НК. При этом по налогу на прибыль налоговую декларацию нужно представлять независимо от наличия либо отсутствия объектов налогообложения в указанный период (п. 21 ст. 63 НК).
В случае возникновения (наличия) объектов налогообложения в процессе ликвидации организации налоговая декларация по деятельности ликвидируемой организации представляется не позднее чем за 10 рабочих дней до дня представления ею в регистрирующий орган ликвидационного баланса.
Контролируйте отправление налоговой декларации с помощью программных и технических средств
Важное изменение внесено в п. 5 ст. 63 НК. Им предусмотрено, что при отправке налоговой декларации (расчета) по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения, при передаче налоговой декларации с помощью программных и технических средств в виде электронного документа днем ее представления считается дата ее приема web-порталом МНС, зафиксированная в соответствующем подтверждении этого портала.
До 2013 г. НК предусматривал, что при передаче налоговой декларации (расчета) с по-мощью программных и технических средств днем ее представления считается дата ее отправки.
Новая редакция нормы может вызвать определенные проблемы. Так, норма базируется на допущении, что портал всегда будетработать надлежащим образом, без каких-либо сбоев. В случае же, если в работе портала возникнут проблемы, плательщик может оказаться в ситуации, когда он готов представить налоговую декларацию, но не может это сделать по не зависящим от него причинам.
Уже высказываются мнения, что в таком случае, если будет нарушен срок представления декларации, плательщик будет привлечен к административной ответственности в соответствии со ст. 13.4 Кодекса РБ об административных правонарушениях за нарушение срока представления налоговой декларации (расчета), несмотря на то, что он не имел возможности представить декларацию из-за сбоя в работе портала. В то же время для привлечения плательщика к ответственности необходимо установить состав правонарушения, включая вину. Если же будет установлено, что вины плательщика в несвоевременном представлении налоговой декларации нет, его нельзя будет привлечь к ответственности.
Определен срок, за который проводится проверка
Некоторые изменения были внесены в ст. 711 НК. В частности, в соответствии с данной статьей в предписании на проведение проверки указывается проверяемый период. В редакции НК, которая применяется с 2013 г., установлено, что для проверок, проводимых при ликвидации юридических лиц, а также при наличии сведений и фактов, свидетельствующих о неосуществлении предпринимательской деятельности в течение 12 месяцев подряд и ненаправлении налоговому органу сообщения о причинах ее неосуществления в части вопросов соблюдения налогового законодательства начало проверяемого периода определяется с даты государственной регистрации плательщика (иного обязанного лица) (в случае, если он не проверялся налоговыми органами с указанной даты), а в части иных вопросов в пределах компетенции налоговых органов проверяемый период ограничивается 3 календарными годами, предшествующими году принятия решения о назначении проверки, и истекшим периодом текущего календарного года.
Аналогичные правила применяют и при проведении выездных налоговых проверок. Соответствующая норма предусмотрена п. 13 Указа Президента РБ от 16.10.2009 № 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь": проверка проверяемого субъекта проводится за период, не превышающий 3 календарных лет, предшествующих году, в котором в установленном порядке принято решение о назначении проверки, а также за истекший период текущего календарного года. При этом, как и в случае с новой нормой НК, период, за который проводится проверка, не ограничивается в случаях проведения проверки соблюдения бюджетного законодательства, законодательства об использовании бюджетных средств и налогового законодательства, использования мер государственной поддержки, а также законодательства об использовании государственного имущества и охране окружающей среды, а также в некоторых иных случаях, предусмотренных этим Указом.