Сертификаты обеспечения в качестве гарантии уплаты таможенных платежей
При помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита оформляется транзитная декларация (далее – ТД).
Ее форма и порядок заполнения определены решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 289 «О форме и порядке заполнения транзитной декларации».
Справочно: ТД заполняется в 2 экземплярах на листах формата А4 с использованием печатающего устройства. Допускается указание наименований и адресов иностранных лиц латинскими буквами. ТД должна быть заполнена разборчиво, не содержать подчисток и помарок. Сведения, заявленные в ТД, могут быть изменены и (или) дополнены при соблюдении условий, предусмотренных ст. 191 ТК ТС.
Изменения и (или) дополнения в ТД:
– могут вноситься с использованием печатающего устройства или от руки печатными буквами;
– удостоверяются на каждом листе ТД сделавшим их лицом и заверяются подписью и оттиском личной номерной печати должностного лица таможенного органа.
При наличии в ТД более 3 изменений и (или) дополнений таможенный орган может потребовать заполнения новой ТД.
Сведения, определяющие индивидуальные характеристики товаров (товарный знак, артикул, модель и т.п.), а также номера транспортных средств, номера рейсов, номера документов и подобная информация указываются на языке оригинала, в т.ч. с использованием букв латинского алфавита.
В электронной копии ТД указываются все изменения и (или) дополнения, внесенные в ТД.
Подача ТД должна сопровождаться представлением таможенному органу в т.ч. документов:
– на основании которых заполнена такая декларация;
– подтверждающих обеспечение уплаты таможенных платежей (подп. 9 п. 1 ст. 183 ТК ТС).
В качестве последнего документа допускается использование сертификата обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов (далее – сертификат обеспечения), принцип взаимного признания которого всеми таможенными органами государств – членов ЕАЭС действует в силу п. 5 ст. 85 ТК ТС.
Форма и порядок применения такого сертификата обеспечения определены Соглашением о некоторых вопросах предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, особенностях взыскания таможенных пошлин, налогов и порядке перечисления взысканных сумм в отношении таких товаров от 21.05.2010 (далее – Соглашение).
Так, сертификат обеспечения используется в случаях, когда выпуск товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита осуществляет таможенный орган одного государства – члена ЕАЭС (например, Брестская таможня), а обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов предоставлено таможенному органу другого государства – члена ЕАЭС (к примеру, Смоленской таможне) (абз. 7 ст. 3 Соглашения).
Если обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов предоставлено таможенному органу государства – члена ЕАЭС, таможенный орган которого осуществляет выпуск товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита (т.е. и таможенный орган, которому предоставлено обеспечение уплаты, и таможенный орган, осуществляющий выпуск товаров, находятся в одном государстве – члене ЕАЭС), допускается применение сертификата обеспечения либо иного документа, подтверждающего принятие обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, форма и порядок использования которого установлены законодательством этого государства – члена ЕАЭС (абз. 8 ст. 3 Соглашения).
Таким образом, на уровне законодательства ЕАЭС предусмотрена возможность применения документа, отличного от сертификата обеспечения, по форме, установленной Соглашением.
В настоящее время в Республике Беларусь в качестве такого документа также выступает сертификат обеспечения, но по форме, определенной национальным законодательством Республики Беларусь.
С учетом вышеизложенного можно сделать вывод о том, что в современных условиях осуществления транзитных перевозок по территории Республики Беларусь субъекты хозяйствования вправе воспользоваться:
– либо сертификатом обеспечения международной формы;
– либо сертификатом обеспечения национальной формы.
Решающее значение при выборе той либо иной формы сертификата обеспечения будет иметь установление таможенного органа, которому предоставлено обеспечение, и таможенного органа, осуществляющего выпуск товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита |*|.
* Три способа принудительного погашения задолженности по таможенным платежам и пени доступны для подписчиков электронного «ГБ»
Сертификат обеспечения национальной формы
В Республике Беларусь законодательную базу по вопросу применения сертификата обеспечения национальной формы составляют:
1. Закон Республики Беларусь от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» (далее – Закон № 129-З).
Из п. 1 ст. 114 Закона № 129-З следует, что если обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов предоставлено таможенному органу в целях совершения таможенных операций в ином таможенном органе, то в качестве документа, подтверждающего предоставление такого обеспечения, используется сертификат обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, форма, порядок и случаи использования которого устанавливаются ГТК Республики Беларусь.
2. Указ Президента Республики Беларусь от 18.07.2011 № 319 «О некоторых вопросах таможенного регулирования» (далее – Указ № 319).
Сертификат обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов может быть представлен в письменной форме или в виде электронного документа. Форма сертификата обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, его структура, формат и форма внешнего представления, порядок представления данного сертификата, порядок и случаи его использования, порядок внесения изменений в зарегистрированный сертификат обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов устанавливаются ГТК Республики Беларусь (подп. 2.4 п. 2 Указа № 319).
3. Постановление ГТК Республики Беларусь от 09.10.2014 № 53 «О некоторых вопросах представления и использования сертификата обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов» (далее – постановление № 53).
Данным постановлением утверждены:
– форма сертификата обеспечения (приложение 1 – необходимо руководствоваться в случае представления сертификата в письменной форме);
– структура и формат сертификата (приложение 2 – необходимо руководствоваться в случае представления сертификата в виде электронного документа);
– Инструкция о порядке представления сертификата обеспечения, порядке и случаях его использования и порядке внесения изменений в зарегистрированный сертификат обеспечения.
В целом сертификат обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов содержит сведения:
1) о лице, выступающем в качестве плательщика;
2) способе обеспечения уплаты;
3) документе, подтверждающем наличие обеспечения уплаты;
4) таможенном органе, зарегистрировавшем сертификат обеспечения;
5) сроке действия сертификата обеспечения;
6) декларанте таможенной процедуры, в соответствии с которой представляется сертификат обеспечения;
7) коммерческих, транспортных (перевозочных) документах;
8) таможенном органе, осуществляющем выпуск товаров.
Сертификат обеспечения национальной формы можно представлять в таможенный орган в виде электронного документа
Возможность представления сертификата обеспечения в виде электронного документа действует уже с 7 июля 2015 г. Она значительно упростила процедуру таможенного декларирования товаров и способствовала развитию в Республике Беларусь безбумажных технологий при осуществлении таможенного декларирования товаров. Субъекты хозяйствования, воспользовавшиеся данным алгоритмом подтверждения представления таможенному органу обеспечения уплаты, теперь имеют возможность взаимодействовать с таможенными органами в рамках электронного документооборота.
Алгоритм представления сертификата обеспечения в виде электронного документа заключается в следующем.
1. Для того чтобы сертификат обеспечения был зарегистрирован таможенным органом, лицо должно ему направить сертификат обеспечения в виде электронного документа посредством электронного обмена с соблюдением структуры и формата согласно приложению 2 к постановлению № 53.
2. В случае успешной регистрации лицу, представившему сертификат обеспечения в виде электронного документа, посредством электронного обмена направляется электронное сообщение, содержащее информацию о регистрационном номере такого сертификата обеспечения.
В случае отказа в регистрации таможенным органом сертификата обеспечения, представленного в виде электронного документа, лицу посредством электронного обмена направляется электронное сообщение об отказе в регистрации сертификата, содержащее информацию о причинах отказа.
После устранения причин отказа сертификат обеспечения может быть снова направлен в таможенный орган для регистрации.
3. Регистрационный номер сертификата обеспечения необходимо указать в гр. 52 «Гарантия» ТД.
Справочно: гр. 52 ТД выглядит следующим образом:
В первом слева подразделе указывается один из следующих документов:
– номер документа, подтверждающего применение мер обеспечения соблюдения таможенного транзита;
– номер документа, подтверждающего статус таможенного перевозчика;
– номер свидетельства о включении юридического лица в реестр уполномоченных экономических операторов.
В случае применения таможенного сопровождения указывается запись «сопровождение».
Во втором слева подразделе – код меры обеспечения соблюдения таможенного транзита в соответствии с классификатором мер обеспечения соблюдения таможенного транзита.
Такой классификатор определен решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 378 «О классификаторах, используемых для заполнения таможенных деклараций».
Зарегистрированный сертификат обеспечения в виде электронного документа может не представляться таможенному органу при таможенном декларировании товаров, так как сведения об этом сертификате обеспечения содержатся в электронной базе таможенных органов |*|.
* Информация о получении статуса национального гаранта при поручительстве уплаты таможенных платежей доступна для подписчиков электронного «ГБ»