Как на практике можно будет применить нормы Налогового кодекса и Указа № 510?
Специалист КГК:
– Действительно, процедура в смысле отдельной статьи (нормы прямого действия), на которую можно сослаться, отсутствует. Однако можно сказать, что Налоговый кодекс и Указ № 510 устанавливают единый порядок осуществления контрольной и надзорной деятельности на основе укрепления партнерства контролирующих органов и субъектов предпринимательства. В частности, речь идет о трактовках неясностей законодательства в пользу организаций, об освобождении их от административной ответственности в случае незначительности совершенных нарушений или при добровольном возмещении причиненного вреда. Это как презумпция невиновности.
Специалист МНС:
– Бухгалтеры должны понимать, что отдельной процедуры или порядка, на основании которого организация должна будет доказывать необоснованность предъявленных к ней санкций, нет и не будет. Да он и не нужен. В данном случае в законодательстве установлен основополагающий принцип, которым должны руководствоваться все субъекты проверки: плательщики, контролирующие органы, суды, прокуратура. Знайте и отстаивайте свои права!
Специалист Минэкономики:
– Мне не понятен этот вопрос. Данный принцип не новация законодательства, и он действует уже несколько лет (неясно только, почему бухгалтеры о нем не знают?). Например, в соответствии с ПИКоАП контролирующий орган, суд, ведущий административный процесс, обязаны принять все предусмотренные законом меры по всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств правонарушения, устанавливая как уличающие, так и опровергающие (смягчающие) ответственность обстоятельства, а также другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, защиты прав и законных интересов лиц, участвующих в административном процессе. Если в законодательстве есть неточности (например, формулировка "допускается"), штрафовать субъекта нельзя.
Специалист Минюста:
– Процедуры нет потому, что проверяемому субъекту не нужно ничего обосновывать. И это большой шаг вперед в законодательстве о проверках. Раз законодательно закреплено, что все решения принимаются в пользу проверяемого субъекта, он не обязан доказывать свою добросовестность, пока не установлено иное. Именно контролирующий орган обязан обосновать (в соответствии с действующей процедурой и ссылками на акты законодательства) выявленное нарушение.
Ирина Васильевна, главный бухгалтер:
– Любой бухгалтер всегда воспринимал проверку как огромный стресс. Конечно, подобные декларируемые "права" были у нас и раньше, но на моей памяти никогда еще нестыковки в нормативке безусловно не трактовались в пользу плательщика. Мне и моим коллегам не раз приходилось обращаться в суд, чтобы доказать, что нельзя нарушить норму, которой нет в природе либо которая нечетко сформулирована и ее можно трактовать по-разному. Рада, что теперь при каждой проверке не придется доказывать, что мы "не правы по определению". Спасибо за такой новогодний подарок!
Подготовила Лариса Некрасова, редактор "ГБ"