Специалист Минфина:
– Действительно, есть вопрос, каким образом установить связь организаций с их деятельностью на территории Республики Беларусь. На наш взгляд, оказанные услуги представительствам иностранных организаций не подпадут под льготную ставку. За более точными разъяснениями рекомендую обратиться в МНС, так как оно являлось разработчиком норм Указа.
– Прежде всего следует обратить внимание на договоры с нерезидентами, осуществляющими свою деятельность через их представительства в Республике Беларусь. Если белорусская организация заключит договор на оказание услуг с иностранной организацией, осуществляющей деятельность на территории Республики Беларусь через представительство, либо непосредственно с таким представительством, то ставка 2 % применяться не будет. На практике наиболее часто встречаются такие услуги, как консультационные, информационные, аудиторские, услуги по доверительному управлению имуществом и др. Что касается физических лиц, то наработок у нас пока нет, поскольку таких вопросов нам еще не задавали.
– Каких-либо разъяснений из МНС по этому поводу мы еще не получали. На мой взгляд, нужно изучать договоры и определять, в чьих интересах оказываются услуги. Если у иностранной организации есть представительство на территории Республики Беларусь, то по оказанным ей услугам ставку 2 % применить нельзя. Возможно, это правило касается всех представительств иностранных организаций, а не только имеющих налоговый статус постоянного представительства. Ну а с физическими лицами даже сложно представить, как быть. По одному паспорту ведь не определишь, каким образом осуществляет свою деятельность физическое лицо на территории Республики Беларусь. Так что будем ждать комментариев к Указу из своего министерства.
Галина Николаевна, главный бухгалтер организации:
– Вообще-то постоянно загадывать загадки стало "доброй" традицией в нашем законодательстве. Ну почему нельзя максимально четко и доступно излагать в текстах законов и указов, что имелось в виду? Ведь, обратите внимание, чтобы обеспечить приведение актов законодательства в соответствие с Указом и принять иные меры по его реализации, Совету Министров дают 2 месяца. А что делать нам, когда нужно оперативно применять новые нормы законодательства? Вместо того, чтобы заниматься своей основной работой, приходится тратить уйму времени на выяснение вопросов и слышать в ответ: "Это писали не мы", "Звоните позже". К тому же надо еще четко разобраться, что относить к работам, а что к услугам. Будем рады, если хоть что-то прояснится на страницах "ГБ".