Как поступать организациям в случае необходимости проведения деловой встречи с представителями белорусских партнеров и как списать возникшие расходы?
Специалисты Минэкономики:
– Указ № 495 принят, главным образом, в целях развития контактов в рамках внешнеэкономической деятельности: увеличения экспорта, привлечения инвестиций и т.п. В этом контексте отмена нормирования представительских расходов оправданна.
– Для организаций – устроителей собраний, конференций, семинаров, коллегий, советов, совещаний с белорусскими партнерами нормирование отменять нельзя. Например, на питание командированного выплачиваются определенные суммы и если не нормировать организацию питания во время деловых встреч, то делегаты получат дополнительный доход, который по законодательству должен облагаться подоходным налогом. Чтобы у организаций не сложилось превратного мнения о том, что теперь можно ничего не нормировать, скорее всего, будет подготовлен документ (или разъяснения), где установят критерий нормирования, например, с точки зрения расходов, участвующих или не участвующих в предпринимательской деятельности. Но пока такого поручения не было…
Специалист Минфина:
– Указ № 495 не содержит ограничений затрат представительских расходов, в т.ч. и на организацию проведения собраний, конференций, семинаров, коллегий, советов белорусских партнеров. Нужно только корректно назвать это мероприятие и оформить его отчетом. Правда, у меня остаются сомнения в части культурно-массовых мероприятий. Не думаю, что их обоснованно удастся отнести в число расходов по организации деловых встреч…
Специалист МНС:
– Применительно к представительским расходам по приему иностранных делегаций и сопровождающих их лиц Указом № 495 предусмотрен исчерпывающий перечень затрат, принимаемых к налогообложению (оплата проживания, питания, культурных мероприятий, бытовых услуг, транспортных услуг). Что касается расходов организации по проведению собраний, конференций, семинаров, коллегий, советов, совещаний с белорусскими партнерами, то они также включаются в состав затрат по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), имущественных прав в полном объеме.
Ирина, аудитор:
– Нормы Указа, безусловно, прогрессивны, но все же для уверенности хотелось бы увидеть разъяснения законотворцев о том, какой смысл вложен в понятие "организация проведения собраний, совещаний и т.д.". Если каждый бухгалтер на свой ум будет его применять на практике, то опасаюсь, что у налоговиков будут претензии к принимающей стороне.
Анатолий Владимирович, главный бухгалтер:
– Замечательно, что после 1 ноября мы сможем достойно принимать зарубежных партнеров. Но хотелось бы большей определенности в списании расходов по деловым встречам с соотечественниками. Опять бухгалтер будет думать, как назвать в документах встречу по подписанию контракта – собранием, совещанием или…
А может, проще просить партнеров приходить на встречу со своим печеньем и кофе?