КАК САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ ГЛАВНОГО БУХГАЛТЕРА БУДУТ ВОСПРИНИМАТЬ РАБОТНИКИ КОНТРОЛИРУЮЩИХ ОРГАНОВ?
Сотрудник МНС:
– В нашем законодательстве нередки случаи, когда законодатель оставляет субъекту хозяйствования возможность самому определять вариант своего поведения (действий) в той или иной ситуации или действовать по своему усмотрению. При применении п. 5 ст. 9 Закона № 57-З нужно будет соблюсти определенные законодательством требования, которые, видимо, еще будут установлены. Думаю также, что не должны быть забыты и предусмотренные в Законе № 57-З принципы бухучета и отчетности. Полагаю, что если эти требования и принципы соблюдены и такой вариант будет закреплен в соответствующем локальном акте, то он не может быть подвергнут пересмотру кем бы то ни было, включая контролеров.
Петр Николаевич, юрист организации:
– Представляется, что никак не будут воспринимать, по крайней мере на первых порах. Слишком уж разнятся принципы их деятельности и институт "профессионального суждения".
В западной школе, где и сформировался принцип "профессионального суждения" как один из важнейших составных элементов системы учета и отчетности, налогообложение и бухучет разделены. У нас же их пытаются сближать, причем не без усилий самого бухгалтерского сообщества. Там доминирует принцип преобладания сущности над формой, отчетность формируется под влиянием экономических факторов. Основная цель отчетности по западным стандартам, а отсюда и отношение к этому их контролирующих органов – достоверность информации о деятельности компании как субъекта предпринимательства и экономики страны, а не просто как налогоплательщика.
Ирина Александровна, бухгалтер:
– Через профессиональное суждение бухгалтер выражает свое отношение к достоверности отчетности. Это его субъективное мнение, основанное на опыте, стремлениях и ответственности. Оно возможно только в случае наличия у бухгалтера собственной точки зрения, т.е. при наличии определенной самостоятельности. Однако самостоятельности у бухгалтера не было и нет. Она никогда не культивировалась, а, наоборот, предпринимались попытки детально урегулировать все на уровне нормативных актов, оставив бухгалтеру роль статиста. Отсюда и отношение иных лиц к суждению бухгалтера. Его попросту пока нет, так как не было предпосылок к его формированию. О каком суждении можно вести речь, если все должно быть урегулировано нормативными актами, которые должны исполняться бухгалтером?