Ситуация
Использование медицинских изделий при оказании услуг
Организация, оказывающая медицинские услуги в области хирургии, использует при оказании этих услуг изделия медицинского назначения (далее – медизделия) иностранного производства.
В ТТН-1 цена за 1 шт. медизделия указана в размере 86,4 руб., в графе «Примечание» отмечено, что расчетная отпускная цена равна 80 руб., оптовая надбавка – 8 %. Реализация медизделия освобождена от НДС.
Возникают вопросы:
1) какие требования предъявляет законодательство к формированию тарифов на такие услуги?
2) какую максимальную надбавку может применить организация при формировании цены на такое медизделие?
Особенности формирования тарифов
В зависимости от вида медицинских услуг предельные тарифы на некоторые из них регулируются государством и ограничены определенными рамками. Так, Перечнем № 35 [1] определены следующие виды платных медицинских услуг, на которые законодательством установлены предельно максимальные тарифы:
1) стоматологические услуги (ортодонтические, ортопедические и зуботехнические);
2) диагностические услуги (лабораторная, лучевая, ультразвуковая, функциональная и эндоскопическая диагностика);
3) медицинское освидетельствование состояния здоровья граждан для получения медицинской справки о состоянии здоровья, подтверждающей годность к управлению автомобилями с ручным управлением.
Основным нормативным документом, который устанавливает правила расчета тарифов на платные медицинские услуги, является постановление № 14 . Утвержденная им Инструкция № 14 [2] определяет порядок установления и применения тарифов на платные медицинские услуги по Перечню № 35.
Тарифы на медицинские услуги, которые не вошли в Перечень № 35 , организации формируют самостоятельно с учетом конъюнктуры рынка, без привязки к нормам постановления № 14.
Поскольку медицинские услуги в области хирургии не поименованы в Перечне № 35 , при формировании тарифов на них нормы постановления № 14 не применяются.
Определение максимальной надбавки, которую может применить организация при формировании цены на медизделие иностранного производства
Стоимость лекарственных средств и медизделий, используемых при оказании платных медицинских услуг по Перечню № 35 , определяется исходя из розничных цен, сформированных в соответствии с Указом № 366 [3] (часть третья п. 10 Инструкции № 14).
Реализация и медицинское применение медизделий разрешаются, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь, после прохождения государственной регистрации в соответствии с Положением № 1269 [4], а также после подтверждения соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в случаях и порядке, установленных законодательством Республики Беларусь.
Справочно: по результатам государственной регистрации (перерегистрации) медизделиям выдается регистрационное удостоверение – документ, подтверждающий разрешение Минздрава к производству, реализации и медицинскому применению медизделий и медицинской техники в Республике Беларусь в течение определенного срока (абз. 9 п. 2 Положения № 1269).
При оказании медицинских услуг в области хирургии используются разнообразные вспомогательные материалы. Тут возможны 2 варианта формирования цен. Так, если используемые при оказании медицинских услуг материалы:
1) являются медизделиями (в соответствии с регистрационным удостоверением), то, несмотря на то что порядок формирования тарифов на услуги, при оказании которых используются эти изделия, не регулируется постановлением № 14, цену на медизделие необходимо формировать с учетом Указа № 366;
2) не являются медизделиями, цены на них формируются с учетом конъюнктуры рынка, т.е. без учета норм Указа № 366.
Цены на медизделия иностранного производства формируются юридическими лицами посредством сложения расчетной отпускной цены и взимаемой оптовой надбавки. Размер взимаемой оптовой надбавки не должен превышать установленного предельного уровня, определяемого исходя из расчетной отпускной цены за единицу медизделия, пересчитанной в базовые величины, согласно приложению 2 к Указу № 366, и не зависит от количества юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, участвующих в реализации этого товара (подп. 1.2 п. 1 Указа № 366).
Расчетная отпускная цена формируется юридическими лицами посредством сложения:
– контрактной цены, пересчитанной в белорусские рубли по официальному курсу Нацбанка, установленному на дату выпуска товара в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления |*| (если такой товар подлежит таможенному декларированию) или на дату поступления товара на склад покупателя, указанную в накладной (если такой товар не подлежит таможенному декларированию);
* О таможенной процедуре выпуска для внутреннего потребления и исчислении НДС
– таможенных платежей;
– НДС в соответствии с законодательством;
– транспортных расходов по доставке товара.
При формировании розничных цен на такие изделия к цене, сформированной в соответствии с подп. 1.2 п. 1 Указа № 366, добавляется торговая надбавка, размер которой не должен превышать установленного предельного уровня, определяемого исходя из расчетной отпускной цены, пересчитанной в базовые величины, за единицу медизделия согласно приложению 2 к Указу № 366 (подп. 1.4 п. 1 Указа № 366).
На основании изложенного оптовый продавец-импортер формирует отпускную цену на медизделие, рассчитывая оптовую надбавку, а организация, использующая эти изделия при оказании медицинских услуг населению, формирует отпускную цену, рассчитывая торговую надбавку.
Таким образом, к «входной» цене на медизделие организация может применить торговую надбавку, рассчитав ее в соответствии с нормами Указа № 366 . Рассмотрим такой расчет.
Согласно подп. 1.2 и 1.4 п. 1 Указа № 366 расчетную отпускную цену импортера делим на базовую величину, установленную законодательством на дату формирования цены:
80 руб. / 25,5 руб. = 3,14 руб.
Справочно: с 1 января 2019 г. базовая величина установлена в размере 25,5 руб. (п. 1 постановления № 956 [5]).
При формировании розничных цен на медизделия к цене импортера добавляется торговая надбавка, размер которой не должен превышать установленного предельного уровня, определяемого исходя из расчетной отпускной цены импортера, пересчитанной в базовую величину, за 1 шт. медизделия согласно приложению 2 Указу № 366 (подп. 1.4 п. 1 Указа № 366).
Как видим, полученный результат 3,14 руб. входит в диапазон значений по п. 4 приложения 2 к Указу № 366 . Значит, для 1 шт. медизделия можно установить:
– максимальную оптовую надбавку – не более 8 % (продавец-импортер не превысил установленный предел оптовой надбавки);
– максимальную торговую надбавку |*| – не более 17 %.
* Расчет торговой надбавки при формировании розничной цены на лекарственное средство
Рассчитаем максимальную торговую надбавку:
80 руб. × 17 % = 13,6 руб.
Таким образом, возможно установить максимальную торговую надбавку на 1 шт. медизделия в размере 13,6 руб.
Рассчитаем максимальную розничную цену на 1 шт. медизделия без НДС:
86,4 + 13,6 = 100 руб.
На основании произведенных расчетов организация может установить максимальную цену на 1 шт. медизделия без НДС в размере, не превышающем 100 руб.