Организация применяет упрощенную систему налогообложения (далее – УСН). Во II квартале 2019 г. у организации отсутствует выручка.
В 2018 г. п. 2 ст. 63 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) было предусмотрено, что если организация не получает выручку, то подавать декларацию не надо.
Сохранились ли эти положения в 2019 году?
Да, сохранились.
В 2019 г. данные положения содержатся в п. 2 ст. 40 НК.
Как и ранее, налоговую декларацию (расчет) организация представляет по каждому налогу, сбору (пошлине), в отношении которых она признана плательщиком, и при наличии объектов налогообложения в налоговом периоде.
Важно! По налогам, сборам (пошлинам), исчисляемым нарастающим итогом с начала налогового периода, декларация (расчет) представляется за отчетный период, в котором возник объект налогообложения, а также за все последующие отчетные периоды этого налогового периода.
Сумма налога при УСН исчисляется нарастающим итогом с начала налогового периода как произведение налоговой базы и ставки налога (п. 1 ст. 331 НК). Организации, применяющие УСН, не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) по налогу при упрощенной системе (п. 1 ст. 332 НК).
Таким образом, если у организации, применяющей УСН, в I квартале 2019 г.:
– отсутствовал объект налогообложения (выручка) – представлять декларацию во II квартале 2019 г. не надо;
– был объект налогообложения (выручка) – представлять декларацию надо, причем не только за II квартал, но и за каждый последующий отчетный период 2019 г. (независимо от наличия или отсутствия объекта налогообложения).
Следует помнить, что непредставление декларации в установленный срок влечет применение мер административной ответственности по ст. 13.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП) |*|.
* Практику применения административной ответственности за неисполнение налоговых обязательств
У организации в связи с тяжелым финансовым положением отсутствует возможность уплатить налоговые платежи. В прошлом году организация обращалась к партнеру, который заплатил за нее налоги.
Такая возможность была предусмотрена подп. 2.1 п. 2 Указа Президента Республики Беларусь от 25.01.2018 № 29 «О налогообложении» (далее – Указ № 29).
Можно ли с принятием новой редакции НК уплатить налоги за другую организацию?
Да, можно. Во-первых, потому что нормы Указа № 29 |*|*| продолжают действовать. Во-вторых, потому что аналогичные нормы включены в п. 2 ст. 42 НК.
Так, налоговое обязательство может быть исполнено:
– непосредственно плательщиком;
– иным обязанным лицом в случаях, установленных налоговым или таможенным законодательством.
Исполнение налогового обязательства может осуществляться за плательщика иным лицом, которое не вправе требовать возврата (зачета) из бюджета уплаченных за плательщика налога, сбора (пошлины).
При этом следует помнить, что уплата налога за кого-то влечет правовые последствия. Какими будут эти последствия, зависит от самих плательщиков. Экономически разумно и целесообразно исполнять налоговое обязательство за иного плательщика при наличии встречных обязательств сторон (например, вы дебитор): тогда у вас сохраняется затратная часть по сделке, связанной с приобретением товара, а у плательщика, за которого вы заплатили налоги, не возникает внереализационный доход.
Организация имеет четыре филиала, которые выделены на обособленный баланс, им открыты отдельные расчетные счета в банке и присвоены УНП, т.е. филиалы уплачивают налоги самостоятельно.
В настоящее время налоговая инспекция применила меры административной ответственности к организации за неуплату текущих налогов одним из филиалов и списала в бесспорном порядке со счета организации сумму неуплаченных филиалом налогов.
Правомерны ли действия налогового органа?
Правомерны.
Налоговый орган вправе применить меры административной ответственности в отношении организации, филиал которой не исполнил налоговое обязательство в установленный законом срок, а также взыскивать в бесспорном порядке задолженность филиала перед бюджетом.
Обоснуем наш вывод.
Плательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с налоговым или таможенным законодательством возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины) (ст. 14 НК). При этом под организациями понимаются:
– юридические лица Республики Беларусь;
– иностранные и международные организации, в т.ч. не являющиеся юридическими лицами;
– простые товарищества (участники договора совместной деятельности, кроме участников договора консорциального кредитования).
Что касается правового статуса филиала в налоговых правоотношениях, то факт присвоения филиалу отдельного УНП не влечет изменения правового статуса. Следует отметить, что в ст. 14 НК, которая содержит определение плательщика налогов, сборов (пошлин), филиал не определен плательщиком.
Так, филиал, представительство или иное обособленное подразделение юридического лица Республики Беларусь, имеющие отдельный баланс, которым для совершения операций юридическим лицом открыт счет с предоставлением права распоряжаться денежными средствами на счете должностным лицам этих обособленных подразделений, исчисляют суммы налогов, сборов (пошлин) и исполняют налоговые обязательства этого юридического лица в части своей деятельности (п. 3 ст. 14 НК).
Следовательно, неисполнение налогового обязательства филиалом является неисполнением налогового обязательства юридическим лицом, так как филиал является составной частью открывшего его юридического лица. В связи с этим юридические лица, открывающие филиалы, должны обеспечить исполнение налоговых обязательств в установленные законом сроки в целом по юридическому лицу с учетом деятельности филиалов.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение налогового обязательства являются основаниями для применения мер принудительного исполнения налогового обязательства и уплаты пеней, а также для применения к плательщику мер ответственности в порядке и на условиях, установленных законодательными актами (п. 8 ст. 42 НК).
В случае неисполнения филиалом налогового обязательства налоговый орган в силу полномочий, основанных на нормах ст. 3.13 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, вправе составить протокол об административном правонарушении по ст. 13.6 КоАП в отношении юридического лица (организации), а не филиала.
Правда, применения мер административной ответственности можно избежать, если организация, чей филиал не исполнил налоговое обязательство, выставит ко всем (не только к счетам, открытым филиалу) своим счетам платежные требования на уплату налога филиала. В этом случае налоговое обязательство будет исполнено в срок за счет денежных средств, размещенных на других счетах организации, но недоступных филиалу, либо в отношении организации будет применена ч. 2 примечания к ст. 13.6 КоАП |*|.
Справочно: неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины) не является административным правонарушением, если налоговое обязательство не исполнено по причине отсутствия на их текущих (расчетных) банковских счетах средств, достаточных для исполнения своевременно направленных плательщиками (иными обязанными лицами) поручений на перечисление сумм налогов, сборов (пошлин) в полном объеме (ч. 2 примечания к ст. 13.6 КоАП).
Организация по причине отсутствия денежных средств на текущих (расчетных) счетах не исполнила текущее налоговое обязательство в установленный срок (22-го числа). Вместе с тем организация заблаговременно направила ко всем своим счетам платежные инструкции на уплату налогов в бюджет.
Однако налоговый орган уже по состоянию на 24-е число предъявил к счетам организации требование на бесспорное взыскание налогов. Чтобы избежать двойного списания одной и той же суммы налогов, организация 24-го числа отозвала свои платежные инструкции. Денежные средства в счет уплаты налогов поступили в бюджет 26-го числа (списаны по требованию налогового органа), но налоговый орган все равно применил меры административной ответственности к организации.
Правомерно ли в этом случае применение административной ответственности?
Согласно разъяснению МНС – нет.
Исполнением налогового обязательства |*| признается уплата причитающихся сумм налога, сбора (пошлины).
Исполнение налогового обязательства осуществляется плательщиками независимо от привлечения их к ответственности за нарушение законодательства (пп. 1, 3 ст. 42 НК).
Налоговое обязательство считается неисполненным в т.ч. в случае отзыва плательщиком или возврата банком плательщику платежной инструкции на уплату налога, сбора (пошлины) в бюджет и если к моменту такого отзыва (возврата) налог, сбор (пошлина) не уплачены (не взысканы) в установленном порядке (п. 5 ст. 42 НК).
Иными словами, для того чтобы неуплата налогов согласно положениям ч. 2 примечания к ст. 13.6 КоАП не была признана административным правонарушением, организации следовало до момента списания средств в бюджет в счет уплаты налогов не отзывать (не взирая на риск двойного списания) платежные инструкции, выставленные к своим счетам.
Важно! Вместе с тем плательщик может воспользоваться официальным разъяснением МНС «О привлечении к административной ответственности за неуплату или неполную уплату суммы налога, сбора (пошлины) при отзыве плательщиком платежного поручения», размещенным на сайте www.nalog.gov.by в разделе «Разъяснения» |*|*| 30.05.2016.
Согласно этому разъяснению в подобных ситуациях административный процесс не должен начинаться.