Елена Александровна, главный бухгалтер:
– Наше предприятие оказывает услуги СТО. Получен сертификат соответствия на осуществление определенных видов ремонта сроком на 5 лет. Я списала расходы по получению сертификата на затраты, руководствуясь исключительно разъяснениями официальных лиц. На мой взгляд, сертификат соответствия обладает всеми признаками для отнесения его к НМА. Конечно, единовременно списать понесенные организацией затраты по получению сертификата в расходы очень привлекательно. Сначала долго привыкали к такой возможности, относя по старинке такие расходы на счет 97 "Расходы будущих периодов" с последующим списанием равными долями в течение периода, на который был выдан сертификат.
Маргарита Николаевна, аудитор:
– При отнесении расходов к НМА необходимо руководствоваться также п. 7 Инструкции по НМА, где дополнительно пояснено, что к НМА относятся имущественные права (например, право аренды земельного участка). Строго говоря, лицензии не являются имущественными правами, и расходы по их приобретению тоже должны списываться на затраты организации. Но есть разъяснения Минфина об отнесении таких расходов к НМА. Считаю, что в этот вопрос необходимо внести уточнения.
Антон Викторович, аудитор:
– Количество лицензий сократилось, но, по существу, различные специальные разрешения, сертификаты носят характер лицензий. Несмотря на это, лицензии надо учитывать на счете 04 "Нематериальные активы", а расходы по приобретению специальных разрешений списывать на затраты. Законодательные акты не дают ответа на этот вопрос, полученные разъяснения логичными тоже назвать нельзя…