Какими доработками на Портале ЭСЧФ смогут пользоваться плательщики в 2020 г.?
Плательщики смогут воспользоваться новыми формами отчетов:
• «Отчет по исправленным и аннулированным ЭСЧФ»;
• «Отчет по управлению вычетами». Напомню, что с 2019 г. изменен подход в определении даты наступления права на вычет суммы НДС, предъявленной продавцом в зависимости от даты подписания ЭСЧФ ЭЦП и установленного законодательством срока представления декларации по НДС за отчетный период, в котором выполнены условия для осуществления вычета сумм НДС (п. 6 ст. 132 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК)). Так, предъявленные плательщику суммы НДС при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав признаются налоговыми вычетами в том отчетном периоде, на который приходится наиболее поздняя из следующих дат:
– дата отражения предъявленной суммы НДС в бухгалтерском учете по приобретенным, в т.ч. безвозмездно полученным, товарам (работам, услугам), имущественным правам;
– дата отражения суммы НДС в книге покупок, если ведение книги покупок осуществляется плательщиком;
– дата подписания плательщиком ЭЦП ЭСЧФ, являющегося основанием для вычета суммы НДС, либо одна из дат, выбранная плательщиком.
В настоящее время в АИС «Учет счетов-фактур» дата наступления права на вычет автоматически присваивается после подписания ЭЦП ЭСЧФ покупателем и равна дате совершения операции, указанной в стр. 3 ЭСЧФ, если плательщик не производил управление вычетами. Поэтому, если у организации-покупателя дата наступления права на вычет наступает позже отчетного периода, на который приходится дата совершения операции в ЭСЧФ (стр. 3), то в таком ЭСЧФ организация-покупатель должна в разделе «Мои счета-фактуры» – «Входящие» – «Подписанные» в отношении суммы НДС проставить фактическую дату наступления права на вычет (часть третья подп. 26.11 п. 26 Инструкции о порядке создания (в том числе заполнения), выставления (направления), получения, подписания и хранения электронного счета-фактуры, утвержденная постановлением МНС Республики Беларусь от 25.04.2016 № 15; далее – Инструкция № 15).
Если организация-покупатель не произведет управление вычетами, то при проведении предварительного контроля в АИС «Учет счетов-фактур» по карточке контроля КК-13 «Проверка сумм НДС, отраженных в разделе II части I декларации», а также по одной (нескольким) из карточек контроля КК-14 «Проверка обоснованности сумм налоговых вычетов при приобретении объектов на территории Республики Беларусь», КК-15 «Проверка обоснованности сумм налоговых вычетов при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь из стран членов ЕАЭС», КК-16 «Проверка обоснованности сумм налоговых вычетов при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь из стран, с которыми осуществляется таможенный контроль» возникнут отклонения.
Планируется автоматизация процесса присвоения даты наступления права на вычет НДС при подписании ЭСЧФ ЭЦП с учетом избранного плательщиком отчетного периода (месяц/квартал), периода подписания документа и даты представления налоговой декларации (расчета) по НДС за отчетный период. Это будет применяться как в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых на территории Республики Беларусь, так и при приобретении объектов у иностранных организаций (стр. 13 налоговой декларации по НДС). Отчет по управлению вычетами будет составляться в разрезе товарных строк;
• «Отчет по перевыставленным ЭСЧФ». Особенно актуален этот отчет будет для организаций, перевыставляющих коммунальные услуги, комиссионеров;
• «Отчет о возвратах товаров». Он будет работать под дорабатываемый в форме дополнительного ЭСЧФ признак «Возврат товаров».
Планируется в 2020 г. создание новых вкладок в разделе «Мои счета-фактуры» – «Входящие» – «Неподписанные». На практике, к сожалению, складывается ситуация, когда плательщики получают ЭСЧФ, которые остаются неподписанными в связи с допущенными поставщиками в этих ЭСЧФ ошибками, но в то же время не аннулированными поставщиками. Иногда в Личный кабинет плательщика АИС «Учет счетов-фактур» поставщики могут ошибочно направить ЭСЧФ. Плательщику приходится либо держать в памяти, что данный ЭСЧФ не следует подписывать, либо каждый раз просматривать неподписанные ЭСЧФ, затрачивая время. Планируется, что такие ЭСЧФ плательщик сможет переносить в папку (например, «Ошибочные ЭСЧФ» (условное рабочее название)) и самостоятельно создавать к ним комментарий (например, «Неверно указан номер ТН»). При обнаружении покупателем неверно заполненных поставщиком реквизитов в ЭСЧФ рекомендую связаться с поставщиком – отправителем ЭСЧФ и информировать о допущенной ошибке и выставлении исправленного или дополнительного ЭСЧФ в зависимости от установленной ошибки.
Планируются ли изменения в самой форме ЭСЧФ?
Да, планируется дополнить гр. 12 «Дополнительные данные» разд. 6 «Данные по товарам (работам, услугам), имущественным правам» следующими признаками:
– «товар, маркированный акцизными марками»;
– «товар, маркированный средствами идентификации»;
– «товар, маркированный КИЗ»;
– «акциз уплачен на таможне»;
– «анализируемая сделка».
В связи с этим планируется внести изменения и дополнения в Инструкцию № 15, где будет определен порядок проставления дополнительных признаков. После официального внесения изменений и дополнений в Инструкцию № 15 плательщики будут обязаны заполнять данные признаки в ЭСЧФ.
Также планируется реализовать проставление признака «Возврат товара» в стр. 30 разд. 5 «Условия поставки» в форме ЭСЧФ с типом «Дополнительный» и «Дополнительный без ссылки на ЭСЧФ». Поясню, с какой целью это делается.
В настоящее время при возврате товара многие плательщики выставляют ЭСЧФ с типом «Дополнительный без ссылки на ЭСЧФ» с отрицательным значением суммы НДС. НК определены случаи, когда создается ЭСЧФ с типом «Дополнительный без ссылки на ЭСЧФ» (п. 13 ст. 131 НК):
1) при увеличении (уменьшении) налоговой базы на суммовые разницы;
2) при увеличении налоговой базы по п. 4 ст. 120 НК (суммы за реализованные объекты сверх цены их реализации; штрафные санкции за нарушение покупателями условий договоров; дополнительная выгода при комиссионных продажах; проценты за пользование коммерческим займом в виде отсрочки или рассрочки оплаты);
3) на отрицательную сумму индексации при реализации природного газа, тепло- и электроэнергии, предъявляемую:
– газоснабжающими и энергоснабжающими организациями, входящими в состав государственного производственного объединения по топливу и газификации «Белтопгаз», государственного производственного объединения электроэнергетики «Белэнерго»;
– ОАО «Газпром трансгаз Беларусь»;
4) в случае возврата товара, реализованного до 1 июля 2016 г. (подп. 3.2 п. 3 Инструкции № 15).
Как видим, перечень случаев создания дополнительного ЭСЧФ без ссылки на исходный ограничен и не предусматривает случай возврата товара, реализованного после 1 января 2017 г. Поэтому на сегодняшний день единственно правильный вариант – создание дополнительного ЭСЧФ со ссылкой на исходный ЭСЧФ. Это очень трудоемкий процесс, поскольку часто происходит возврат товара по многим позициям, отгруженным по различным накладным. Практически на каждом семинаре обсуждается вопрос создания ЭСЧФ при возврате товаров. Планируемая доработка позволит упростить этот процесс. Кроме того, появится возможность заполнения стр. 30 «Договор (контракт) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), передачу имущественных прав» и стр. 31 «Дополнительные сведения» в дополнительном ЭСЧФ. В настоящее время эти строки недоступны для внесения информации.
Хочу напомнить, какие доработки были сделаны в 2019 г.
Строки 13 и 20 «Регистрационный номер выпуска товаров» в ЭСЧФ теперь можно заполнить только в формате «ZZZZZ/YYYYYYYY», где ZZZZZ – 5 цифр, YYYYYYYY – 8 цифр. Данные изменения были внесены после анализа ЭСЧФ, содержащихся в АИС «Учет счетов-фактур». Это была наиболее часто встречаемая ошибка при заполнении ЭСЧФ, допускаемая плательщиками. Напомню, что регистрационный номер выпуска товаров указан в графе «С» таможенной декларации на товары.
Если товары экспортированы на территорию государства – члена ЕАЭС, где помещены под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или свободного склада, таможенная декларация на товары, оформленная таможенным органом государства – члена ЕАЭС, как правило, содержит номер, отличающийся от формата «ZZZZZ/YYYYYYYY». В этом случае номер выпуска товаров из имеющейся таможенной декларации последовательно по цифрам вносится в стр. 13 и 20 «Регистрационный номер выпуска товаров»: сначала 5 цифр, наклонная черта, последующие 8 цифр (для соблюдения установленного формата «ZZZZZ/YYYYYYYY» вносятся нули). Фактический номер выпуска товаров из таможенной декларации дополнительно указывается в стр. 31 «Дополнительные сведения».
Также в 2019 г. были реализованы доработки в части контроля заполнения в ЭСЧФ номера электронной накладной по определенному формату. Поле «Номер» соответствует формату «CCC-GGGGGGGGGGGGG-NNNNNNNNNN», где CCC – код оператора электронного документооборота (Electronic Data Enterchange (EDI-провайдера)), состоящий из 3 цифр; GGGGGGGGGGGGG – международный идентификационный код участника хозяйственной операции (глобальный номер расположения – Global Location Number (GLN), присваиваемый в порядке, установленном законодательством и состоящий из 13 цифр); NNNNNNNNNN – уникальный порядковый номер в рамках грузоотправителя, состоящий от 1 до 52 символов. Поля «Серия» и «Код формы» в ЭСЧФ не заполняются, т.е. остаются пустыми. Количество плательщиков, использующих электронные накладные, растет. Для применения этого механизма при торговле ваш контрагент тоже должен применять аналогичный механизм и работать через EDI-провайдера (любого). Эта система хорошо себя зарекомендовала при торговле через Интернет-площадки, когда осуществляется доставка товаров в адрес физических лиц по различным адресам.
На какие ошибки Вы еще хотите обратить внимание?
Хочу остановиться на хозяйственных операциях, подпадающих под анализируемые сделки, по которым обороты в декларации по НДС не отражаются, но плательщик обязан создать и направить ЭСЧФ на Портал. Нормами ст. 97 НК установлены специальные требования к плательщикам, сделки которых подпадают под регулирование гл. 11 «Принципы определения цены на товары (работы, услуги), имущественные права для целей налогообложения». Для целей налогового контроля для таких плательщиков установлены специальные требования по информированию налоговых органов. Плательщик обязан представить информацию о совершенной им в налоговом периоде анализируемой сделке путем внесения сведений о каждой такой сделке в ЭСЧФ. В случае несоставления ЭСЧФ и ненаправления его на Портал в отношении плательщика могут быть применены меры административной ответственности по ст. 13.8 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП). Однако в настоящее время, как указывалось выше, готовятся дополнения в Инструкцию № 15 в части порядка указания дополнительного признака «анализируемая сделка», поэтому до нормативного закрепления порядка меры административной ответственности применяться не будут.
В настоящее время при создании ЭСЧФ по анализируемым сделкам и проведении предварительного (плательщиком) и камерального контроля (налоговым органом) в АИС «Учет счетов-фактур» в такой ситуации всегда будет выявляться отклонение, как правило, по карточке контроля «КК-8: Проверка операций по реализации товаров, освобожденных от НДС» ввиду указания ставки НДС «Без НДС». Чтобы у налогового органа не возникали вопросы в части отклонений, плательщику следует заполнить стр. 31 «Дополнительные сведения», например, «Обороты относятся к анализируемым сделкам в соответствии с п. 1 ст. 97 НК. Обороты по реализации в декларации по НДС не отражаются».