Инспекторы районной инспекции межрайонного отдела филиала УП "Минскэнерго" (далее – райинспекция) провели обследование приборов и систем коммерческого учета электрической энергии, в ходе которого были выявлены изменения, не учтенные при осуществлении расчетов за электрическую энергию, о чем в январе 2011 г. был составлен акт о нарушении правил пользования электрической энергией юридическим лицом (потребителем энергии) – ООО "Д".
В акте был отражен факт нарушения пп. 2.2, 2.8 Правил пользования электрической энергией, утвержденных приказом Минэнерго РБ от 30.04.1996 № 28 (далее – Правила № 28), выразившегося в самовольном подключении в зале игровых автоматов 2 электронагревательных приборов без оформления разрешения на использование энергии для целей нагрева. Был сделан перерасчет по тарифу нагрева с учетом оплаты по тарифу непромышленного потребителя. Электроснабжающая организация – МО филиала УП "Минскэнерго" на основании акта произвела расчет размера ущерба и предъявила к расчетному счету ООО "Д" платежное требование на сумму рассчитанного ущерба. В качестве основания платежа было указано: "возмещение ущерба по акту за электроэнергию; договор о возложении обязанностей на третье лицо".
Вышестоящая организация признала поданную жалобу ООО "Д" несостоятельной. ООО "Д" обратилось в суд.
Судебное разбирательство в суде первой инстанции
В качестве обоснования своей позиции ООО "Д" указывало на то, что при проведении проверки райинспекцией были нарушены требования Указа № 510 и Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом № 510:
– проверяющие не предъявили документы, наделяющие их правом на проведение проверочных мероприятий;
– не внесли записи в книгу учета проверок;
– надлежащим образом не известили ООО "Д" о проведении проверки.
Кроме того, поскольку ООО "Д" не обладает статусом абонента по отношению к электроснабжающей организации, то оно несет ответственность за ненадлежащее исполнение обязательств по оплате потребленной электроэнергии в рамках исполнения гражданского договора о возложении обязанностей на третье лицо, заключенного между ООО "Н" (абонент), УП "Минскэнерго" (электроснабжающая организация) и ООО "Д" (субабонент), а не за факт самовольного подключения каких-либо систем и оборудования.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что положения Указа № 510, постановления № 131 и постановления Совета Министров РБ от 18.03.2010 № 383 "О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 года № 510" не распространяются на органы госэнергонадзора, а должностные лица райинспекции не руководствуются вышеназванным порядком проведения проверок.
Право на проведение проверок и составление акта этими органами закреплено в пп. 5, 8 постановления Совета Министров РБ от 10.01.1998 № 26 "Об утверждении Положения о государственном энергетическом надзоре в Республике Беларусь" и подп. 2.20.11 п. 2 Правил № 28. Таким образом, должностные лица действовали в пределах полномочий, возложенных на них законодательством.
Мнение кассационной инстанции по спорному вопросу
Кассационная коллегия отказала в жалобе ООО "Д" и поддержала вынесенное решение суда на основании следующего.
Расчеты за электроэнергию производятся по тарифам соответствующих групп потребителей на основании показаний расчетных приборов учета за расчетный период. При питании от одного источника электроснабжения нескольких потребителей различных тарифных групп при временном отсутствии раздельного учета электроэнергии расчеты с ними производятся дифференцированно по соответствующим тарифам на основании договора или акта, составляемого представителями энергоснабжающей организации и потребителей, в котором определяется доля участия в суммарном электропотреблении потребителей каждой тарифной группы (абз. 1 подп. 2.2 п. 2 Правил № 28).
Право пользования электроэнергией для целей нагрева предоставляется заинтересованному лицу после технического осмотра обогревателей и положительного заключения представителя органа энергонадзора, а также после внесения дополнений в действующий договор энергоснабжения (п. 45 Положения о порядке выдачи органами государственного энергетического надзора заключений на использование электрической энергии для целей нагрева, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 24.02.2006 № 269).
Энергоснабжающей организацией в течение расчетного периода могут быть направлены в банк дополнительные платежные документы: за перебор договорных величин электропотребления и мощности, нерациональное либо расточительное использование электроэнергии, нарушение режимов работы или самовольное потребление электрической энергии, а также в других случаях, указанных действующими нормативными документами (подп. 2.8 п. 2 Правил № 28).
При обнаружении у бытового потребителя нарушения схемы подключения расчетного электросчетчика, его повреждения или срыва пломб, устройства электропроводок, не предусмотренных проектом, самовольного подключения электроприборов и оборудования с потребителя взыскивается штраф в 5-кратном размере от суммы причиненного ущерба. Размер причиненного ущерба энергоснабжающая организация определяет актом по тарифам на момент обнаружения нарушения. Акт считается действительным и при отказе абонента от подписи (подп. 2.20.11 п. 2 Правил № 28).
Вышеизложенное подтверждает, что должностные лица райинспекции при осуществлении контроля за соблюдением потребителями, к которым относится субабонент – ООО "Д", правил пользования электроэнергией действовали в рамках предоставленных законодательством полномочий и возложенных на них обязанностей. Поэтому довод ООО "Д" о том, что оно не является обязанным по отношению к электроснабжающей организации, несостоятелен.
Кассационная инстанция подтвердила вывод о том, что органы государственного энергонадзора не относятся к контролирующим (надзорным) органам, уполномоченным на осуществление контроля (надзора) за деятельностью проверяемых субъектов в рамках Указа № 510.