Ранее отношения по трудовой миграции регулировались Законом РБ от 17.06.1998 № 169-З "О внешней трудовой миграции" (далее – старый Закон).
C 13 июля для найма на работу иностранного гражданина нанимателю не нужно получать лицензию на осуществление деятельности, связанной с привлечением в Республику Беларусь иностранной рабочей силы.
Это позволяет иностранным гражданам – учредителям юридических лиц заключать трудовые договоры с учрежденными ими юридическими лицами сразу же после их регистрации. Субъекты хозяйствования, сфера деятельности которых связана с необходимостью привлечения узких специалистов, смогут беспрепятственно нанимать носителей иностранного языка.
Теперь вместо лицензии белорусские наниматели должны получать разрешение на привлечение иностранной рабочей силы и только в том случае, когда на работу привлекается более 10 иностранных работников.
Необходимость получения иностранными работниками специальных разрешений по заявлению нанимателя Республики Беларусь сохранилась.
Порядок выдачи таких разрешений урегулирован Инструкцией о порядке выдачи разрешения на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы и специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь, утвержденной постановлением МВД РБ от 07.07.2011 № 247.
Количество требований к содержанию трудового договора, заключаемому между трудящимсяиммигрантом и нанимателем Республики Беларусь, уменьшилось.
Так, в новом Законе уже не названы в качестве обязательных условия договора о характере и месте работы, условиях труда и его оплате, в т.ч. за работу в ночное, сверхурочное время, выходные и праздничные дни, о размере премий, надбавок и удержаниях с заработной платы, о правах, обязанностях, ответственности сторон, о порядке и условиях социального страхования работника, о порядке возмещения вреда, причиненного здоровью работника в процессе его трудовой деятельности, и о других социальных гарантиях.
Наниматель Республики Беларусь имеет право на определение в трудовом договоре с работником-иммигрантом дополнительных сведений и условий помимо закрепленных в самом Законе. Это право действует, если трудовой договор заключается на территории Республики Беларусь.
Срок такого трудового договора не должен превышать срока действия специального разрешения.
Регистрировать трудовой договор с иностранцами необходимо – и это должен сделать наниматель в месячный срок в подразделении по гражданству и миграции.
Не забудьте о том, что к обязанностям нанимателей теперь отнесены также следующие:
– обеспечение за свой счет выезда из Республики Беларусь трудящегося в случае аннулирования разрешения на привлечение иностранной рабочей силы или специального разрешения по вине нанимателя Республики Беларусь, если нет иных оснований для пребывания иностранца в Беларуси;
– информирование о смерти трудящегося иммигранта не дипломатического представительства или консульского учреждения государства его гражданской принадлежности, как это было ранее, а подразделения по гражданству и миграции в целях уведомления соответствующего дипломатического представительства или консульского учреждения через МИД;
– содействие выезду трудящегося-иммигранта по истечении срока заключенного с ним трудового договора;
– возмещение расходов, связанных с депортацией из Республики Беларусь трудящегося-иммигранта, принятого на работу с нарушением порядка осуществления трудовой деятельности в Республике Беларусь, установленного новым Законом и другими актами законодательства РБ, а также в случае аннулирования специального разрешения;
– исполнение иных обязанностей в соответствии с законодательством.
К правам трудящихся-иммигрантов, предусмотренным старым Законом, добавилось право на доступное медицинское обслуживание за счет собственных средств, средств нанимателей Республики Беларусь и иных источников, не запрещенных белорусским законодательством.
В новом Законе указано, что перечень прав, предусмотренных в нем, не является исчерпывающим.
Новый Закон ограничивается нормой о том, что все лица, нарушившие законодательство, несут ответственность в соответствии с законодательством.
В старом же Законе была напрямую предусмотрена санкция, лишающая права заниматься лицензионной деятельностью лицензиатов, осуществляющих деятельность, связанную с привлечением в Республику Беларусь иностранной рабочей силы и трудоустройством граждан Республики Беларусь за границей (далее – лицензиаты), которые ввели в заблуждение нанимающихся работников и представили в Департамент и подразделения по гражданству и миграции ложные сведения.
Несмотря на исключение из нового Закона указанной санкции, последствия за введение в заблуждение лицензиатом граждан – потребителей оказываемых услуг, в т.ч. представление им недостоверных сведений о характере трудовой деятельности в государстве трудоустройства, предусмотрены в п. 278 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента РБ от 01.09.2010 № 450 (далее – Указ № 450). Указанное нарушение законодательства о лицензировании является грубым и влечет принятие лицензирующим органом решения о прекращении действия лицензии.
Что касается возможности лишения лицензии за представление в Департамент и подразделения по гражданству и миграции ложных сведений, то напрямую она не предусмотрена ни в Указе № 450, ни в каком-либо ином нормативном документе.
Однако полагаем, что в данной ситуации возможно применение общей нормы ст. 23.16 Кодекса РБ об административных правонарушениях. Она предусматривает за непредставление должностным или иным уполномоченным лицом или индивидуальным предпринимателем в установленные сроки документов, отчетов, сведений или иных материалов, подлежащих представлению в соответствии с законодательством, либо представление таких документов, отчетов, сведений или иных материалов, содержащих заведомо недостоверные сведения, штраф в размере от 4 до 20 базовых величин.