Сфера применения хронометражного метода
Хронометражный метод – это метод проверки, целью которого является установление фактической выручки (дохода) плательщика, но только за период, в течение которого проводится наблюдение. Полученные при его применении данные используются для перерасчета налоговой базы и за те периоды, которые не подвергались проверке. Результатом является вменение плательщику величины дохода, полученной расчетным путем.
Новый метод будет использоваться в отношении отдельных категорий плательщиков, осуществляющих деятельность в сфере:
– общественного питания;
– бытового обслуживания населения;
– медицинских услуг.
Не секрет, что в этих сферах деятельности действительно наблюдается большое количество нарушений, связанных с сокрытием налоговой базы.
Однако отметим и некоторое несовершенство нового механизма контроля, что может привести к неверному определению налоговой базы и необходимости уплаты налога в повышенном размере даже теми плательщиками, которые не допускают нарушений налогового законодательства.
В каких случаях налоговая база может быть откорректирована
Суть метода состоит том, что в обсуживающем объекте осуществляется наблюдение в течение как минимум 10 последовательных дней его функционирования. По окончании каждого дня наблюдения установленную фактическую выручку (доход) плательщика за день указывают в хронометражно-наблюдательной карте. По завершении наблюдения на основании данных хронометражно-наблюдательной карты рассчитывают среднедневную выручку (доход) плательщика за период наблюдения.
Расчетную среднедневную выручку (доход) сравнивают со среднедневной выручкой (доходом), определенной (определенным) исходя из сведений, указанных плательщиком в налоговой декларации (расчете), представленной за отчетный период, предшествующий началу проверки.
В случае превышения суммы расчетной среднедневной выручки (дохода) над суммой среднедневной выручки (дохода), определенной исходя из сведений, указанных плательщиком в соответствующей налоговой декларации (расчете), на 30 % и более налоговый орган производит корректировку налоговой базы соответственно по налогу на прибыль, налогу при упрощенной системе налогообложения, единому налогу с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, подоходному налогу с физических лиц и пересчет налогов, сборов (пошлин) за соответствующий отчетный период, среднедневная выручка (доход) которого подлежала сравнению.
Минусы хронометражного метода
По мнению автора, минусом данного метода может быть неточность определения налоговой базы, так как минимальный 10-дневный период (а, вероятно, именно он будет взят за основу при осуществлении контроля) слишком мал для того, чтобы сделать выводы с достаточной степенью точности. Кроме того, в деятельности любой компании могут иметь место периоды повышенного спроса на ее услуги и периоды его снижения. Следует учитывать и экономические факторы (например, колебания цен), которые могут существенно влиять на объем выручки (дохода).
Какие меры предусмотрены для защиты добросовестных плательщиков
Новый метод предусматривает определенные меры по защите добросовестных плательщиков в нестандартных ситуациях. Например, согласно НК, если функционирование обслуживающих объектов носит исключительно сезонный характер (летние кафе и т.п.), расчетную среднедневную выручку (доход) сравнивают со среднедневной выручкой (доходом), определенной (определенным) исходя из сведений, указанных плательщиком в налоговой декларации (расчете), представленной за аналогичный отчетный период прошлого календарного года. Однако помимо сезонного характера могут иметь место и иные причины для существенного изменения размера выручки. Например, у организаций общепита в периоды праздников выручка существенно возрастает. Могут иметь место и другие факторы и обстоятельства, существенно влияющие на выручку и размер налоговой базы. Взять хотя бы проведение в Беларуси Чемпионата мира по хоккею.
чевидно, что выручка в этот период возросла весьма существенно.
Также НК определено, что сравнение среднедневных выручек (доходов) производится в сопоставимых ценах с применением индекса дефлятора валового внутреннего продукта, устанавливаемого Белстатом и действующего на дату начала проверки.
Справочно: индекс-дефлятор – отношение статистического показателя, исчисленного в текущих ценах, к этому же статистическому показателю, исчисленному в постоянных ценах предыдущего (соответствующего) периода (Методика по ежемесячной оценке валового внутреннего продукта, утвержденная постановлением Белстата от 27.12.2010 № 279).
По мнению автора, подобная корректировка не всегда будет эффективна. Ведь в норме речь идет об индексе дефлятора валового внутреннего продукта, а проверяются отдельные достаточно узкие сферы деятельности (общественное питание, бытовое обслуживание, медицинские услуги). При этом цены и тарифы на отдельные товары, работы, услуги могут существенно возрасти, опережая уровень инфляции по стране.
Помочь в данном случае плательщику отстоять свои права может норма о том, что корректировку налоговой базы и пересчет налогов, сборов (пошлин) не производят, если в отчетном периоде, предшествующем началу проверки (в аналогичном отчетном периоде прошлого календарного года), или позднее имели место обстоятельства производственного, организационного или экономического характера (в частности, увеличение числа рабочих мест, изменение технологии, модернизация материально-технической базы), которые могли оказать существенное влияние на размер выручки (дохода) плательщика (п. 6 ст. 783 НК).
Однако, по мнению автора, рассматриваемая норма предусматривает слишком общие правила. Конечно же, приведенный перечень обстоятельств не является закрытым, однако другие обстоятельства не приведены в НК. Можно предположить, что плательщики будут сталкиваться с трудностями при доказывании контролирующим органам факта наличия иных обстоятельств, препятствующих корректировке налоговой базы.
Эти меры снизят потенциальный риск плательщика
Чтобы исключить потенциальные риски, плательщикам, предпринимающим активные меры по расширению своего бизнеса, по мнению автора, следует самостоятельно разработать локальные документы, в которых будет определено влияние таких мер на изменение дохода (выручки) компании. Это поможет организациям доказать свою позицию при проведении проверок.
Предложенный метод имеет некоторое, хотя и весьма отдаленное сходство с методом контроля за трансфертными ценами (ст. 301 НК), который также предусматривает корректировку налоговой базы и перерасчет налоговых обязательств, с той лишь разницей, что при нем оценивается рыночный характер применяемых плательщиком цен, а при хронометражном методе – правильность отражения налоговой базы. И в том, и в другом случае могут иметь место обстоятельства, которые влияют на цену и налоговую базу и приводят к их отклонениям.
В сфере трансфертного контроля за многие годы сложилась определенная практика и выработались механизмы, позволяющие добросовестным плательщикам защищать свои права и законные интересы, подтверждая рыночный характер цен.
В частности, плательщики собирают определенную информацию (оформляют документацию по трансфертному ценообразованию). Целью этого является подтверждение того, что плательщик совершает сделки на рыночных условиях и применяемые им цены должны учитываться при расчете налоговой базы. В подтверждение плательщик проводит так называемый функциональный анализ сделки, который включает анализ осуществляемых сторонами функций, используемых активов, принимаемых сторонами сделки экономических рисков, других ее условий и т.д.
По мнению автора, в целях подтверждения наличия обстоятельств производственного, организационного или экономического характера, которые оказали существенное влияние на размер выручки (дохода) плательщика и исключают право налогового органа скорректировать размер налоговой базы в ходе применения хронометражного метода, плательщикам также необходимо собирать соответствующую информацию и документы, проводить анализ сделок и деятельности в целях подтверждения обоснованности отклонений налоговой базы, выявленных налоговыми органами при применении хронометражного метода контроля.
Однако и законодательство должно предусмотреть не только правила корректировки налоговой базы, но и четкие и детальные положения, регулирующие основания и случаи, когда корректировка не производится.