Ситуация 1. Реализация доли в строительстве автомобильного гаража
Организация реализовала свою долю в строительстве автомобильного гаража другой организации по цене затрат на приобретение этой доли. Организация направила ЭСЧФ на Портал, несмотря на то, что налоговая база НДС при такой реализации отсутствует.
Суть нарушения
Организация неправомерно создала ЭСЧФ и направила его на Портал.
Обоснование
ЭСЧФ – это обязательный электронный документ для всех плательщиков НДС, указанных в абз. 2–4 ст. 90 НК, у которых возникает:
– либо объект обложения НДС, включая обязанность исчисления НДС в соответствии со ст. 92 НК;
– либо обязанность выставления (направления) ЭСЧФ в соответствии со ст. 106-1 НК, служащего основанием для осуществления расчетов по НДС между продавцом и покупателем и принятия к вычету сумм НДС (п. 1 ст. 106-1 НК |*|).
Плательщик, если иное не установлено ст. 106-1 НК, обязан в отношении каждого оборота по реализации активов выставить покупателю либо направить на Портал ЭСЧФ (часть первая п. 5 ст. 106-1 НК).
Однако ЭСЧФ не создается плательщиками при реализации активов, в т.ч. имущественных прав, налоговая база НДС по которым в соответствии с законодательством признается равной нулю (равна нулю) (п. 7 ст. 106-1 НК).
В нашем случае при реализации доли по цене затрат на строительство налоговая база НДС равна нулю, поэтому ЭСЧФ при ее реализации создавать не следует.
Справочно: при передаче имущественных прав плательщиками, в т.ч. участниками долевого строительства, на объекты недвижимости, долей в праве собственности на объекты недвижимости, гаражи и места автомобильных стоянок налоговую базу НДС определяют как положительную разницу между стоимостью, по которой передаются имущественные права (доли в праве собственности) с учетом НДС, и расходами на приобретение данных прав (долей в праве собственности) с учетом НДС (подп. 16.3 п. 16 ст. 98 НК).
Как исправить ошибку
Выставить исправленный ЭСЧФ (часть вторая п. 10 ст. 106-1 НК).
Ситуация 2. Транспортно-экспедиционные услуги по перевозке грузов из Беларуси в Россию
Организация по заказу другой белорусской организации оказала транспортно-экспедиционные услуги по перевозке товаров из Беларуси в Россию. Эти услуги облагают НДС по нулевой ставке, и поэтому организация решила, что ЭСЧФ создавать не нужно.
Суть нарушения
Организация необоснованно не направила ЭСЧФ на Портал.
Обоснование
Нулевую ставку НДС применяют при реализации экспортируемых транспортных услуг, включая транзитные перевозки (абз. 4 части первой подп. 1.1.1 п. 1 ст. 102 НК).
Справочно: к экспортируемым транспортным услугам, облагаемым НДС по нулевой ставке, относятся в т.ч. услуги транспортной экспедиции за пределы Республики Беларусь, из-за ее пределов, а также транзитом через территорию Республики Беларусь, включая частичное оказание этих услуг на ее территории (п. 4 ст. 102 НК).
Плательщик создает и направляет ЭСЧФ на Портал без необходимости его выставления покупателю услуг, если иное не установлено положениями п. 7 ст. 106-1 НК, при реализации экспортируемых транспортных услуг, обороты по реализации которых облагают НДС по нулевой ставке в соответствии с абз. 4 части первой подп. 1.1.1 п. 1 и п. 4 ст. 102 НК (п. 8 ст. 106-1 НК).
Таким образом, при реализации транспортно-экспедиционных услуг применяют нулевую ставку НДС |*|, поэтому организация должна создать и направить ЭСЧФ на Портал без выставления его белорусскому заказчику услуг.
* Информация о применении нулевой ставки НДС
Как исправить ошибку
Создать и направить ЭСЧФ на Портал.
Меры ответственности
За непредставление документов и иных сведений для осуществления налогового контроля либо представление недостоверных сведений предусмотрена административная ответственность – предупреждение или штраф в размере от 2 до 30 базовых величин (ст. 13.8 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).
Ситуация 3. Транспортно-экспедиционные услуги на территории Республики Беларусь
Организация оказала на территории Республики Беларусь экспедиционные услуги для заказчика – плательщика НДС. Заказчик оплачивает вознаграждение экспедитору и возмещает ему стоимость транспортных услуг, оказанных сторонним перевозчиком. Организация посчитала, что, поскольку транспортные услуги оказывала не она, ЭСЧФ по ним создавать не нужно.
Суть нарушения
Организация ошиблась, не создав ЭСЧФ.
Обоснование
Экспедитор должен выставить заказчику 2 ЭСЧФ:
– один – в отношении своего вознаграждения;
– второй – в отношении стоимости транспортных услуг, оказанных сторонним перевозчиком, на основании данных ЭСЧФ перевозчика.
Справочно: при реализации услуг транспортной экспедиции экспедитор выставляет ЭСЧФ клиенту исходя из размера:
– вознаграждения, определяемого в соответствии с положениями п. 10 ст. 98 НК;
– расходов по привлечению перевозчиков и иных организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги, указанные в договоре транспортной экспедиции, но не включенные в размер вознаграждения экспедитора (п. 16 ст. 106-1 НК).
При приобретении покупателями услуг, которые при возмещении их стоимости не признают объектом обложения НДС в соответствии с положениями подп. 2.12 п. 2 ст. 93 НК, выставление ЭСЧФ лицам, возмещающим стоимость таких приобретенных услуг, осуществляется покупателем на основании данных ЭСЧФ, выставленного покупателю продавцом услуг – плательщиком НДС в Республике Беларусь. В этом случае сумму НДС по услугам, отраженную в ЭСЧФ, выставленном согласно п. 7-1 ст. 105 НК покупателем лицам, возмещающим стоимость приобретенных услуг, указывают из ЭСЧФ продавца услуг (п. 14 ст. 106-1 НК).
Как исправить ошибку
Создать и выставить 2 ЭСЧФ |*| заказчику.
* Информация о статусах при заполнении ЭСЧФ
Меры ответственности
Меры ответственности такие же, как в ситуации 1.
Ситуация 4. Передача имущественных прав на товарный знак от российской организации
Организация заключила с российской организацией, не состоящей на учете в белорусском налоговом органе, договор о передаче (отчуждении) ею права на использование товарного знака. Организация решила не создавать ЭСЧФ при приобретении этого права, поскольку право было приобретено, а не реализовано.
Суть нарушения
Организация ошиблась, не создав ЭСЧФ при приобретении права на использование товарного знака.
Обоснование
Сделка совершена с российским контрагентом, поэтому проанализируем нормы НК и Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее – Договор).
Плательщик должен создать ЭСЧФ и направить его на Портал при реализации имущественных прав на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не состоящими на учете в белорусских налоговых органах, и исчислении плательщиком НДС в соответствии с положениями ст. 92 НК (абз. 2 части четвертой п. 8 ст. 106-1 НК).
Данную норму не применяют, если реализация имущественных прав освобождается от НДС в соответствии с законодательством (абз. 6 п. 7 ст. 106-1 НК).
При реализации имущественных прав на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в белорусских налоговых органах, обязанность по исчислению и перечислению в бюджет НДС возложена на состоящие на учете в белорусских налоговых органах организации, приобретающие данные имущественные права (п. 1 ст. 92 НК).
В ЕАЭС при оказании услуг косвенные налоги взимают в государстве – члене ЕАЭС, территорию которого признают местом реализации услуг (п. 2 ст. 72 Договора).
Аналогичная норма содержится и в п. 28 разд. IV Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение 18 к Договору; далее – Протокол).
При оказании услуг налоговую базу, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяют в соответствии с законодательством государства – члена ЕАЭС, территорию которого признают местом реализации услуг, если иное не установлено разд. IV Протокола.
Местом реализации услуг признают территорию государства – члена ЕАЭС, если услуги приобретает налогоплательщик Республики Беларусь (подп. 4 п. 29 разд. IV Протокола). Это правило применяют также при передаче товарных знаков.
Таким образом, местом реализации права на использование товарного знака является территория Республики Беларусь, так как право приобрел белорусский налогоплательщик.
Положения ст. 94 и п. 2 ст. 93 НК (освобождаемые и льготируемые обороты) распространяются также на обороты по реализации услуг на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не состоящими на учете в белорусских налоговых органах (подп. 4.1 п. 4 ст. 94 НК).
В частности, освобождают от обложения НДС обороты по реализации на территории Республики Беларусь имущественных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау) (подп. 1.32 п. 1 ст. 94 НК).
В вышеуказанном перечне не предусмотрено освобождение от НДС оборотов по реализации права на товарный знак, поэтому организация должна:
– исчислить и уплатить НДС при приобретении этих прав;
– создать ЭСЧФ и направить его на Портал, так как в НК не предусмотрено освобождение от НДС оборотов по реализации права на товарный знак.
Как исправить ошибку
Создать и направить ЭСЧФ на Портал |*|.
* Информация о работе с Порталом ЭСЧФ
Справочно: плательщики могут создавать и направлять ЭСЧФ на Портал не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, на который приходится день совершения операции, указанный в ЭСЧФ, при приобретении имущественных прав на территории Республики Беларусь у иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящих в связи с этим на учете в белорусских налоговых органах (подп. 2.4 п. 2 Указа Президента Республики Беларусь от 25.02.2018 № 29 «О налогообложении»).
Меры ответственности
Меры ответственности такие же, как в ситуации 1.
Подпишитесь на печатный журнал «Главный Бухгалтер» на 2-е полугодие 2018 года по специальной цене и получайте еженедельно готовые бухгалтерские решения на каждый день!
Позвоните (017) 209-69-01 и мы расскажем, как подписаться выгодно.