__________________________
* Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее – НК).
Однако вразрез с нормами НК ст. 2 Закона № 224-З* предоставила эти права местным Советам депутатов уже без вышеуказанного условия.
__________________________
* Закон Республики Беларусь от 30.12.2014 № 224-З (далее – Закон № 224-З).
Соответственно они воспользовались этим правом. Не думая о налоговых последствиях для организаций, решения о повышенных коэффициентах местные власти принимали в марте, апреле, мае т.г. и т.д.
Например, решение Мингорсовета от 20.03.2015 № 111 вступило в силу с 18 апреля т.г., а действует с 1 января. Бухгалтеры об этом решении узнали в последний день сдачи деклараций – 20 апреля т.г.
Организации срочно подали уточненные расчеты. Однако они не предполагали, что с них могут списать и пеню за так называемую несвоевременную уплату данных налогов по решениям, вступившим в силу "задним" числом.
Поэтому у бухгалтеров и руководителей организаций, доплативших суммы земельного налога и налога на недвижимость, возникает закономерный вопрос:
Когда организациям вернут незаконно взысканные денежные средства в размере сумм пени?
Сергей Иванович, юрист:
– Директива № 4*** разрешает придавать обратную силу нормативным актам, улучшающим правовые положения субъектов хозяйствования (подп. 9.3 п. 9).
__________________________
* Директива Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 № 4 "О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь" (далее – Директива № 4).
Норма ст. 2 Закона № 224-З противоречит указанной норме Директивы № 4, поскольку позволяет придавать обратную силу нормативным правовым актам, ухудшающим правовое положение субъектов хозяйствования.
Директиве № 4 противоречит и применение "задним" числом соответствующих решений местных властей.
Согласно Закону о нормативных правовых актах Республики Беларусь Директива – это разновидность Указа Президента Республики Беларусь, поэтому указанная статья Закона № 224-З и решения местных властей (в части их применения с 1 января 2015 г.) на основании ст. 137 Конституции Республики Беларусь не имеют НИКАКОЙ юридической силы и не подлежат применению.
То есть ни налоги "задним" числом, ни пени на них начислению не подлежат. К сожалению, Директива № 4 почему-то не является настольной книгой для законотворцев.
Наталья Александровна, аудитор:
– Пенями признают денежные суммы, которые плательщик должен уплатить в случае исполнения налогового обязательства в более поздние сроки по сравнению с установленными налоговым законодательством (ст. 52 НК).
Однако в сложившейся ситуации "поздние сроки" (т.е. доплата налогов) созданы законодателями искусственно. Здесь нет вины организаций. Так что ждем разъяснений.