Ситуация
Расходы на обязательный предварительный медосмотр работников
Строительная организация в сентябре 2019 г. оплатила по договору с государственной организацией здравоохранения услуги по проведению предварительного медосмотра двух претендентов на работу по обслуживанию подъемных сооружений (включена в список профессий (должностей) работников, подлежащих обязательным медосмотрам).
Один из претендентов на работу не явился на медосмотр и в дальнейшем не трудоустроился в организацию, второй признан по результатам медосмотра не соответствующим по состоянию здоровья.
Бухгалтер включил расходы по медосмотру в состав затрат, участвующих при налогообложении прибыли.
Правильно ли поступил бухгалтер?
Нет, не правильно. Стоимость оплаченной нанимателем услуги по проведению обязательного предварительного медосмотра не включается в состав затрат, участвующих при налогообложении прибыли |*|. Причем ни в отношении первого претендента на работу, ни в отношении второго.
Обоснуем наш вывод.
Порядок проведения обязательных предварительных медицинских осмотров предусмотрен для лиц, поступающих на работу, для выполнения которой в соответствии с законодательством есть необходимость в профессиональном отборе. Его цель – определить пригодность к выполнению поручаемой им работы.
Такие медосмотры проводятся при выполнении работ:
– связанных с воздействием вредных и (или) опасных факторов производственной среды, показателей тяжести и напряженности трудового процесса, при работе с которыми обязательны предварительные, периодические и внеочередные медосмотры, согласно приложению 1 к Инструкции № 47 [1];
– для которых обязательны предварительные, периодические и внеочередные медосмотры согласно приложению 2 к Инструкции № 47;
– для которых обязательны предварительные, периодические и внеочередные медосмотры с целью предотвращения инфекционных и паразитарных заболеваний согласно приложению 3 к Инструкции № 47.
Справочно: Инструкция № 47 утратила силу 11 октября 2019 г. С указанной даты действует Инструкция № 74 [2].
Обязательный предварительный медосмотр проводится:
1) государственными организациями здравоохранения, имеющими специальное разрешение (лицензию) на осуществление медицинской деятельности с указанием составляющих лицензируемый вид деятельности работ и услуг – экспертная медицинская деятельность (освидетельствование на профпригодность), выданное в порядке, установленном законодательством (п. 5 Инструкции № 47);
2) на основании договора с указанным учреждением здравоохранения, с учетом норм постановления № 182 (п. 8 Инструкции № 47, часть вторая п. 12 перечня платных медицинских услуг, оказываемых гражданам Республики Беларусь государственными учреждениями здравоохранения, утвержденного постановлением № 182 [3]).
Обязательные медицинские осмотры поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда или на работы, где в соответствии с законодательством есть необходимость в профессиональном отборе, за исключением работников бюджетных организаций, осуществляются по договорам с нанимателями по направлению работодателя, в котором указываются производство, профессия, вредные и (или) опасные факторы производственной среды, показатели тяжести и напряженности трудового процесса в соответствии с гр. 2 приложений 1–3 к Инструкции № 47 (п. 9 Инструкции № 47).
Расходы по проведению медицинских осмотров несет наниматель (ст. 27 Закона № 356-З [4], ст. 228 ТК [5]).
Работы по обслуживанию подъемных сооружений включены в п. 2 приложения 2 к Инструкции № 47 (крановщики башенных, козловых, мостовых, подъемных сооружений, гусеничных, автомобильных, железнодорожных, портовых и плавучих кранов, лифтеры, операторы, электромеханики, выполняющие обслуживание и ремонт лифтов).
То есть поступление на эту работу требует прохождения обязательного предварительного медосмотра в порядке, изложенном выше.
Соответственно у нанимателя возникают расходы по оплате такого медосмотра.
Учет данных расходов при налогообложении прибыли зависит от результатов медосмотра и факта дальнейшего трудоустройства претендента на работу к нанимателю, понесшему эти расходы.
Затратами, учитываемыми при налогообложении, признаются экономически обоснованные затраты, определяемые на основании документов бухгалтерского учета (при необходимости посредством проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета в рамках ведения налогового учета), если иное не установлено НК [6] и (или) законодательством.
К затратам, учитываемым при налогообложении, относятся:
– затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;
– нормируемые затраты (п. 1 ст. 169 НК) |*|.
* Текст письма МНС Республики Беларусь от 22.02.2019 № 2-2-10/00460 «О нормируемых затратах»
Расходы, которые понесла организация по проведению обязательного медосмотра, не являются нормируемыми.
Справочно:
затраты по производству и реализации представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете (п. 1 ст. 170 НК).
Их нельзя также отнести к затратам по производству и реализации, хотя они экономически обоснованы (есть договор с учреждением здравоохранения, есть оплата услуг), по причине того, что по результатам обязательного медицинского осмотра один претендент не признан соответствующим по состоянию здоровья для выполнения предлагаемой работы и поэтому не принят на работу, а второй вообще не явился на медосмотр.
То есть организация вправе учесть понесенные ею расходы при налогообложении прибыли в составе затрат, если будут соблюдены одновременно 2 условия:
1) претендент получит по результатам обязательного предварительного медосмотра справку о годности к работе;
2) претендент будет принят на работу.
Данный вывод основан на разъяснениях специалистов налоговых органов.
При этом они обращают внимание на то, что обязанность, предусмотренная ст. 27 Закона № 356-З, в части:
– проведения при поступлении на работу предварительного медосмотра в порядке, установленном Минздравом, – установлена для обеспечения безопасности труда;
– несения нанимателем расходов по проведению обязательных медосмотров – не равнозначна обязанности учитывать такие расходы при налогообложении прибыли |*|.
Справочно: в Инструкции № 74, вступившей в силу с 11 октября т.г., сохранились многие положения, действующие до этой даты.
Работы, указанные в ситуации («Работы по обслуживанию подъемных сооружений с выполнением работ на высоте (крановщики башенных, козловых, мостовых, подъемных сооружений; гусеничных, автомобильных, железнодорожных, портовых и плавучих кранов), операторы, электромеханики, выполняющие обслуживание и ремонт лифтов»), содержатся в п. 3 приложения 3 к Инструкции № 74.