Ситуация 1
Услуга по заправке белорусского автотранспорта топливом на территории России
Белорусская организация заключила агентское соглашение с российской организацией (далее – Агент).
Предметом соглашения является организация услуг по заправке автотранспорта топливом на территории России. Стоимость услуг Агента представляет собой разницу между стоимостью топлива, по которой белорусская организация согласна его получать, и стоимостью топлива, определенной договорами Агента с АЗС в России.
Является ли эта разница объектом обложения налогом на доходы и если да, то можно ли освободить ее от налогообложения?
Вознаграждение, выплачиваемое российской организации по агентскому договору, является объектом обложения налогом на доходы. Этот доход можно освободить от налогообложения в Республике Беларусь.
Обоснуем наш ответ.
Иностранные организации, не осуществляющие деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, но извлекающие доходы из источников в республике, признаются плательщиками налога на доходы (ст. 188 НК [1]).
* Практику налогообложения иностранных организаций в 2019 г.
Перечень налогооблагаемых доходов содержится в ст. 189 НК.
Он включает доходы от оказания посреднических услуг (подп. 1.12.4 п. 1 ст. 189 НК). Положения этого подпункта не распространяются на доходы, полученные иностранными организациями за предоставление:
– услуг по бронированию перевозок пассажиров в международных перевозках;
– услуг по бронированию мест проживания;
– агентских услуг по бронированию, оформлению и (или) реализации перевозок пассажиров в международных перевозках, подбору маршрута перевозки пассажиров в международных перевозках.
Из вышеизложенного следует, что доходы российской организации за предоставление ею сервиса по организации услуг по заправке автотранспорта белорусской организации топливом на территории Российской Федерации не входят в перечень посреднических доходов, не облагаемых налогом на доходы. Следовательно, они подлежат налогообложению.
Ставка налога на доходы от оказания посреднических услуг составляет 15 % (подп. 1.5 п. 1 ст. 192 НК).
* Практические ситуации по уплате налога на доходы
Белорусской организации при начислении (выплате) дохода российской организации за оказание посреднических услуг необходимо:
– исчислить и удержать налог на доходы по ставке 15 % из средств этой организации и перечислить его в бюджет Республики Беларусь не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (кварталом), на который приходится дата возникновения обязательств по его уплате;
– представить налоговую декларацию (расчет) по налогу на доходы иностранной организации в белорусский налоговый орган по месту постановки налогового агента на учет не позднее 20-го числа месяца, следующего за этим же налоговым периодом (кварталом) (п. 5 ст. 193 НК).
Датой возникновения обязательств по уплате налога на доходы является одна из наиболее ранних дат отражения в бухгалтерском учете факта:
– выполнения иностранной организацией работ (оказания услуг);
– выплаты дохода иностранной организации (п. 2 ст. 191 НК).
Вместе с тем иностранные организации в соответствии с положениями международных договоров Республики Беларусь по вопросам налогообложения могут быть освобождены от уплаты в бюджет Республики Беларусь налога на доходы (ст. 5 НК).
Так, в п. 1 ст. 7 Соглашения с Россией [2] оговорено, что прибыль предприятия Российской Федерации облагается налогом в Российской Федерации, если такое предприятие не осуществляет предпринимательскую деятельность в Республике Беларусь через находящееся там постоянное представительство.
Так как у российской организации нет постоянного представительства в Республике Беларусь, то ее доходы, полученные из источников в Беларуси за оказание посреднических услуг, могут быть освобождены от обложения налогом на доходы в нашей республике.
* Правила открытия на территории республики представительств нерезидентов
Для устранения двойного налогообложения доходов российской организации или ее налоговому агенту необходимо представить в белорусский налоговый орган подтверждение того, что российский резидент имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым Республика Беларусь имеет международное соглашение по налоговым вопросам. Подтверждение должно быть заверено налоговым органом России.
Подтверждение может быть представлено как до уплаты налога на доходы, так и после его уплаты. В последнем случае уплаченный налог может быть зачтен (возвращен) по заявлению, прилагаемому налоговым агентом вместе с подтверждением к уточненной декларации. При непредставлении в налоговый орган подтверждения налог на доходы удерживается и перечисляется в бюджет в установленном порядке.
Справочно: порядок освобождения от налога на доходы изложен в ст. 194 НК.
Ситуация 2
Услуга по перевозке белорусского груза по территории России с участием российского перевозчика
Белорусская организация заказала у белорусского экспедитора (организации) за плату перевозку груза автомобильным транспортом по территории России (из Смоленска в Новосибирск).
Для такой перевозки белорусский экспедитор заключает договор с российской организацией – перевозчиком.
1. Возникает ли объект обложения налогом на доходы при начислении (выплате) перевозчику дохода за оказание услуг по перевозке груза и если да, то какой организации необходимо его перечислить в бюджет?
Вознаграждение, выплачиваемое российскому перевозчику, согласно белорусскому законодательству необходимо облагать налогом на доходы иностранных организаций. Эта обязанность возлагается на белорусского экспедитора.
Обоснуем наш ответ.
Иностранные организации признаются плательщиками налога на доходы, если они соответствуют двум критериям одновременно:
1) не осуществляют деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство;
2) извлекают доходы из источников в Республике Беларусь (ст. 188 НК).
Виды доходов, облагаемых налогом на доходы, указаны в п. 1 ст. 189 НК. Там среди прочих указаны плата за перевозку и прочие платежи, возникающие при перевозках, в связи с осуществлением международных перевозок грузов, за исключением платы за перевозку в связи с осуществлением международных перевозок грузов морским транспортом (часть первая подп. 1.1 п. 1 ст. 189 НК). Для целей обложения налогом на доходы международной признается перевозка, при осуществлении которой хотя бы один из пунктов транспортировки (отправки или назначения) находится в иностранном государстве (часть вторая подп. 1.1 п. 1 ст. 189 НК).
Таким образом, с точки зрения белорусского законодательства перевозка, осуществляемая российской организацией – перевозчиком, является международной.
Ставка налога по этому виду дохода – 6 % (подп. 1.2 п. 1 ст. 192 НК).
Налоговой базой является общая сумма доходов, причитающихся иностранной организации, без вычета понесенных ею затрат (подп. 1.3 п. 1 ст. 190 НК).
В описываемой ситуации между белорусским экспедитором и российской организацией – перевозчиком заключен договор о перевозке. Поэтому белорусский экспедитор является налоговым агентом и должен исполнить соответствующие обязанности, а именно:
– исчислить налог на доходы из дохода российского перевозчика и перечислить его в бюджет;
– заполнить налоговую декларацию и представить ее в налоговый орган по месту своей постановки на учет.
2. Можно ли устранить двойное налогообложение российского перевозчика?
Доход, получаемый российским перевозчиком, является объектом для исчисления налога на доходы. Однако его можно освободить от налогообложения в Республике Беларусь с учетом норм Соглашения с Россией [2].
* Рекомендации по заполнению декларации по налогу на доходы в 2019 г.
Обоснуем наш ответ.
Российский перевозчик является плательщиком прямых налогов в своей стране. Поэтому при удержании белорусским экспедитором (налоговым агентом) налога на доходы в Республике Беларусь у перевозчика возникает двойное налогообложение доходов.
В этой ситуации целесообразно применить Соглашение с Россией.
Освобождение от налога на доходы происходит в соответствии со ст. 194 НК. Порядок освобождения от налога изложен в ситуации 1.
Важно! Заявление о возврате (зачете) излишне уплаченной суммы налога на доходы может быть подано в налоговый орган не позднее 5 лет со дня уплаты налога (часть вторая п. 3, часть вторая п. 5 ст. 66 НК).