Особенная часть Налогового кодекса РБ от 29.12.2009 № 71-З, с учетом изменений от 15.10.2010 № 174-З ("ГБ", 2010, № 41, с. 8–48) и от 10.01.2011 № 241-З
Исчисление и уплату налога на прибыль регулирует гл. 14 "Налог на прибыль" Налогового кодекса РБ (далее – НК).
Правила отражения льгот в налоговых декларациях за 2010 г. и 2011 г.
Постановление МНС РБ от 31.12.2009 № 87 "Об утверждении форм налоговых деклараций (расчетов), расчета об исчисленных суммах отчислений в инновационный фонд, книги покупок, Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), расчета об исчисленных суммах отчислений в инновационный фонд, книги покупок и о признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и их отдельных положений", с учетом изменений от 08.04.2010 № 29 и от 20.07.2010 № 59
Организации должны представить за 2010 г. в налоговые инспекции налоговую декларацию (расчет) по налогу на прибыль и сбору на развитие территорий по форме, утвержденной постановлением № 87 (приложение 2 к постановлению). Порядок ее заполнения определен гл. 3 Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), расчета об исчисленных суммах отчислений в инновационный фонд, книги покупок.
Прибыль, предоставление льгот по которой зависит от характера реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и (или) характера внереализационных доходов (в частности, если льготированию подлежит прибыль, полученная от реализации определенных товаров (работ, услуг), имущественных прав и (или) от осуществления определенной деятельности), отражают по стр. 11 декларации.
Льготируемая прибыль, которая не зависит от характера реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и (или) характера внереализационных доходов, а относится к деятельности организации в целом и (или) ее прибыли в целом (в частности, прибыль, предоставление льгот по которой в соответствии с законодательством производят без указания реализации (внереализационных доходов) и (или) деятельности, от которых она получена), отражается по стр. 12 декларации. К прибыли, включаемой в стр. 12, относят в т.ч. прибыль, освобождаемую от налогообложения согласно подп. 1.1 п. 1 ст. 140 НК.
Прибыль резидентов СЭЗ, полученную от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, освобождают от налога на прибыль в течение 5 лет с даты объявления ими прибыли (п. 3 ст. 327 НК).
Для целей применения данной льготы резиденты СЭЗ должны заполнить стр. 11 декларации с учетом следующих условий:
– прибыль, освобождаемую от налога на прибыль согласно указанной льготе, нужно отразить в графе, соответствующей ставке налога на прибыль в размере 12 %;
– не надо включать в стр. 11 декларации прибыль (убыток) от реализации товаров (работ, услуг), если дата этой реализации не приходится на 5-летний период, в течение которого резидент СЭЗ имеет право на применение указанной льготы.
В разд. II налоговой декларации (расчета) приведена форма справки о размере и составе использованных льгот.
Постановление МНС РБ от 15.11.2010 № 82 "Об установлении форм налоговых деклараций (расчетов), книги покупок, утверждении Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок, Инструкции о порядке представления подтверждения постоянного местонахождения иностранной организации"
Постановлением утверждены форма налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль и отчислениям в инновационный фонд (приложение 3 к постановлению) и Инструкция о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок.
Следует учитывать, что льготируемую прибыль, которая не зависит от характера реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и (или) характера внереализационных доходов, а относится к деятельности организации в целом и (или) ее прибыли в целом (в частности, прибыль, предоставление льгот по которой в соответствии с законодательными актами производят без указания реализации (внереализационных доходов) и (или) деятельности, от которых она получена), отражают по стр. 12 разд. 1 формы налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль и отчислениям в инновационный фонд (подп. 29.8 п. 29 Инструкции).
Например, к прибыли, отражаемой постр. 12 разд. I декларации, относят в т.ч. прибыль, освобождаемую от налогообложения согласно подп. 1.1 п. 1 ст. 140 НК. Порядок отражения льготы по резидентам СЭЗ не изменился.
По этой форме организации должны представлять в налоговые инспекции налоговые декларации (расчеты) по налогу на прибыль за 2011 г.
В приложении к форме налоговой декларации приведена справка о размере и составе использованных льгот по налогу на прибыль.
Льготы по налогу на прибыль также определены указами и декретами Президента РБ
Декрет Президента РБ от 20.12.2007 № 9 "О некоторых вопросах регулирования предпринимательской деятельности в сельской местности", с учетом последних изменений от 13.09.2010 № 7
В целях стимулирования экономического развития сельских населенных пунктов организации филиалы, представительства, иные обособленные подразделения юридических лиц, имеющие отдельный баланс и текущий (расчетный) либо иной банковский счет (далее – организации), и индивидуальные предприниматели, находящиеся (проживающие) в сельской местности, при осуществлении в сельской местности деятельности по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг) вправе применять порядок налогообложения, уплаты обязательных платежей в бюджет, выдачи специальных разрешений (лицензий), внесения в них изменений и(или) дополнений в соответствии с Декретом № 9 (далее – особый порядок).
Организации, имеющие право на применение особого порядка, с 1 января 2008 г. по 31 декабря 2012 г. освобождены от уплаты налога на прибыль в отношении прибыли, полученной от реализации товаров (работ, услуг), произведенных (выполненных, оказанных) ими в сельской местности (за исключением прибыли, полученной от торговой посреднической деятельности).
Декрет Президента РБ от 28.01.2008 № 1 "О стимулировании производства и реализации товаров (работ, услуг)", с учетом последних изменений от 13.09.2010 № 7
Коммерческие организации, созданные с 1 апреля 2008 г., с местом нахождения и при осуществлении деятельности на территории Республики Беларусь, за исключением населенных пунктов с численностью населения свыше 50 тыс. человек в соответствии с перечнем, утверждаемым Советом Министров РБ по согласованию с Президентом РБ, вправе не исчислять и не уплачивать в течение 7 лет со дня их создания налог на прибыль в части реализации товаров (работ, услуг) собственного производства при наличии их раздельного учета.
Реализация товаров (работ, услуг) собственного производства – это реализация коммерческой организацией товаров (работ, услуг) собственного производства в период действия сертификата продукции собственного производства (сертификата работ и услуг собственного производства), выданного в установленном порядке.
В этот перечень вошли 22 города, в т.ч.:
– в Минской области – города Борисов, Жодино, Молодечно, Слуцк и Солигорск;
– Витебской области – города Витебск, Новополоцк, Орша и Полоцк;
– Гомельской области – города Гомель, Жлобин, Мозырь, Речица и Светлогорск;
– Гродненской области – города Гродно и Лида;
– Брестской области – города Барановичи, Брест и Пинск;
– Могилевской области – города Бобруйск и Могилев;
– г. Минск.
Международная техническая помощь – это один из видов помощи, безвозмездно предоставляемой Республике Беларусь донорами международной технической помощи для оказания поддержки в социальных и экономических преобразованиях, охране окружающей среды, ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, развитии инфраструктуры путем проведения исследований, обучения, обмена специалистами, аспирантами и студентами, передачи опыта и технологий, денежных средств, поставки оборудования и других товаров (имущества) по одобренным проектам (программам) международной технической помощи, а также в форме организации и (или) проведения семинаров, конференций, иных общественных обсуждений.
Не признают объектами обложения налогам на прибыль получаемые в рамках международной технической помощи денежные средства, в т.ч. в иностранной валюте, иное имущество (включая относимое к основным фондам, товарно-материальным ценностям и нематериальным активам), полученные в качестве международной технической помощи (подп. 1.3 п. 1 Указа).
При нецелевом использовании международной технической помощи указанную льготу не распространяют на получаемые (выполняемые, оказываемые) в рамках этой помощи денежные средства, в т.ч. в иностранной валюте, товары (работы, услуги), а также на иное имущество. В данном случае налог на прибыль уплачивают (взыскивают) с начислением пени, штрафов в соответствии с законодательством.
Указ Президента РБ от 03.05.2001 № 234 "О государственной поддержке разработки и экспорта информационных технологий"
Белорусскому государственному университету поручено выступить инициатором создания в установленном порядке научно-технологической ассоциации. Главной целью этой ассоциации будет развитие разработки и экспорта информационных технологий.
Указ освобождает членов ассоциации от налогов, сборов и иных обязательных платежей в республиканский бюджет и государственные внебюджетные фонды в части выручки от реализации информационных технологий и услуг по их разработке, кроме налога на прибыль, который следует уплачивать в части указанной выручки по ставке 5 %, а также отчислений в Фонд социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты РБ (подп. 2.2 п. 2 Указа).
Указ Президента РБ от 03.01.2007 № 1 "Об утверждении Положения о порядке создания субъектов инновационной инфраструктуры и внесении изменения и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 30 сентября 2002 г. № 495", с учетом последних изменений от 21.01.2011 № 29
В состав внереализационных доходов венчурных организаций, Белорусского инновационного фонда (далее – Белинфонд), учитываемых при налогообложении, не включают и не облагают налогом на прибыль суммы полученных от инновационных организаций доходов в виде процентов за предоставление в пользование денежных средств на финансирование венчурных проектов.
Дивиденды и приравненные к ним доходы, признаваемые таковыми в соответствии с п. 1 ст. 35 НК, начисленные инновационными организациями венчурным организациям, Белинфонду, не подлежат обложению налогом на прибыль.
К дивидендам приравнивают доходы, получаемые по соглашениям (долговым обязательствам), предусматривающим участие в прибылях.
Также установлено, что научно-технологические парки, центры трансфера технологий и резиденты научно-технологических парков уплачивают налог на прибыль по ставке 10 % (за исключением налога на прибыль, исчисляемого, удерживаемого и перечисляемого при исполнении обязанностей налогового агента) при условии, если деятельность:
– научно-технологических парков соответствует требованиям п. 9 Положения о порядке создания субъектов инновационной инфраструктуры, утвержденного Указом;
– центров трансфера технологий соответствует требованиям п. 12 этого Положения;
– резидентов научно-технологических парков является инновационной.
Подтверждение о соблюдении вышеперечисленных условий Государственный комитет по науке и технологиям представляет в инспекцию МНС РБ по месту постановки на учет научно-технологических парков, центров трансфера технологий и резидентов научно-технологических парков.
Указ Президента РБ от 04.12.2008 № 662 "О налогообложении высокотехнологичных организаций"
Перечень высокотехнологичных организаций, включенных в Реестр высокотехнологичных производств и предприятий, прибыль которых, полученную от реализации высокотехнологичных товаров (работ, услуг) собственного производства (кроме торговой и торгово-закупочной деятельности), облагают налогом на прибыль по ставке, уменьшенной на 50 %, утвержден Указом.
Для целей Указа к высокотехнологичным товарам (работам, услугам) следует отнести продукцию, произведенную с использованием высокотехнологичных производств, прошедших в установленном законодательством порядке государственную научно-техническую экспертизу.
Средства, высвобождаемые в результате предоставления указанной льготы, организации, определенные в перечне, направляют на финансирование технического переоснащения данных организаций. В случае нецелевого использования этих средств их налогообложение нужно производить в порядке, установленном законодательством.
При исключении организаций, определенных в перечне, из Реестра высокотехнологичных производств и предприятий они утрачивают право на применение льготы по налогу на прибыль с даты их исключения из названного Реестра.
Государственному комитету по науке и технологиям поручено давать заключения об отнесении товаров (работ, услуг) к высокотехнологичным.
Разъяснение МНС РБ о применении льготпо налогу на прибыль в 2011 г.
Письмо МНС РБ от 11.01.2011 № 2-2-25/10003 "Об актуальных вопросах исчисления налога на прибыль" ("ГБ", 2011, № 3, с. 53)
В письме, в частности, рассмотрен вопрос о порядке учета льгот по налогу на прибыль (например, в части прибыли, направленной на финансирование капитальных вложений) при уплате текущих платежей.
Так, сумму налога на прибыль по итогам года исчисляют нарастающим итогом с начала года как произведение налоговой базы, уменьшенной на сумму льгот, и налоговой ставки (часть первая п. 2 ст. 143 НК).
В случае если плательщик исчисляет текущие платежи в соответствии с подп. 3.1 п. 3 ст. 143 НК, суммы налога на прибыль, подлежащие уплате текущими платежами, следует исчислять исходя из суммы налога на прибыль, определенной в соответствии с частью первой п. 2 ст. 143 НК по итогам налогового периода, непосредственно предшествовавшего текущему налоговому периоду.
Льготы по налогу на прибыль, примененные в текущем году при данном методе исчисления текущих платежей, можно учитывать при расчете текущих платежей следующего года. Например, льготы, примененные в 2010 г., уменьшают размер текущих платежей, которые организация должна уплатить в 2011 г.
Текущие платежи можно также исчислять исходя из суммы налога на прибыль, предполагаемой по итогам текущего года, которая должна составлять не менее 80 % фактической суммы налога на прибыль по итогам текущего года, определенной в соответствии с частью первой п. 2 ст. 143 НК (подп. 3.2 п. 3 ст. 143 НК).
Таким образом, предполагаемая сумма налога на прибыль также может учитывать те льготы, которые организация планирует использовать в текущем году.