С 1 января по 31 декабря 2010 г. организации, включенные в перечень, утверждаемый Советом Министров и согласованный с Президентом РБ, освобождаются от уплаты в бюджет суммы превышения НДС (кроме НДС, взимаемого при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь) и налога на прибыль (далее – превышение налогов), подлежащих уплате в бюджет в соответствующий период 2010 г., по сравнению с суммой налогов, подлежавших уплате в соответствующий период 2009 г., скорректированных с учетом изменений налогового законодательства в 2010 г. и увеличенных на коэффициент, учитывающий прогнозный индекс цен производителей промышленной продукции на 2010 г. и установленное соответствующим органом государственного управления индивидуальное задание по росту объема производства продукции*. Такая норма установлена подп. 1.1 п. 1 Указа № 187.
Подлежавшая уплате в соответствующий период 2009 г. сумма налогов определяется без учета мер государственной поддержки, установленных в Указе Президента РБ от 23.01.2009 № 48 "О стимулировании в 2009 году развития промышленного производства" (далее – Указ № 48) и иных решениях Президента и Совета Министров РБ.
Указ № 187 вступил в силу с 1 января 2010 г.
По объективным причинам в этом году в порядке проведения эксперимента по стимулированию промышленного производства произошли изменения.
В 2009 г. по Указу № 48 сумма превышения определялась по налогу на прибыль и сбору в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки. С 1 января 2010 г. названный сбор больше не взимается. Поэтому стояла задача заменить его. Платеж, участвующий в эксперименте, не должен быть имущественным (налог на недвижимость или земельный налог) или ресурсным (экологический налог, налог на добычу природных ресурсов). Такой налог должен зависеть от результатов деятельности плательщиков. Выбор пал на НДС.
Однако НДС – сложный в исчислении налог, и это усложняет работу участников эксперимента.
Не вся сумма превышения налогов остается в распоряжении организаций. Высвобождаемые средства в размере 15 % ежемесячно до 23-го числа месяца, следующего за отчетным, направляются организациями в бюджеты областей и г. Минска по месту постановки их на учет в налоговых инспекциях.
Может ли организация быть лишена льготного порядка налогообложения?
Организации могут быть исключены из числа участников эксперимента по 2 причинам:
1) они теряют право на освобождение от уплаты в бюджет суммы превышения налогов при использовании высвобождаемых средств не по целевому назначению.
Контролируют целевое использование высвобождаемых средств республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству РБ, в ведении которых находятся организации, а в организациях, не находящихся в подчинении (ведении) этих органов, – облисполкомы и Минский горисполком;
2) при несвоевременном (неполном) перечислении в бюджет налогов, сборов (пошлин), подлежащих уплате по законодательству, организации утрачивают право на освобождение от уплаты в бюджет суммы превышения налогов и привлекаются к ответственности, предусмотренной законодательством за неуплату, неполную уплату налогов, сборов (пошлин), с общей суммы начисленных платежей, подлежащих внесению в соответствии с порядком налогообложения, в т.ч. с суммы высвобождаемых средств, до полного погашения возникшей задолженности по этим платежам, после чего действие льготного порядка налогообложения, установленного в подп. 1.1 п. 1 Указа № 187, для организаций возобновляется.
Пример 1
Организация успешно участвовала в эксперименте в течение января – ноября 2010 г. Но по сроку 22 декабря 2010 г. она допустила задолженность по платежам в бюджет. Следовательно, организация утратила право на эту льготу и должна вернуть в бюджет всю сумму превышения налогов, исчисленную за 11 месяцев 2010 г. Кроме того, она будет платить пени и санкции, в т.ч. за неуплату в бюджет суммы превышения налогов, пока не погасит задолженность по платежам в бюджет. Также следует учитывать, что даже после погашения задолженности и возобновления права на участие в эксперименте суммы начисленных санкций и пени отменены не будут.
Детально порядок определения суммы превышения налогов изложен в постановлении Совета Министров РБ от 17.05.2010 № 736 "О порядке определения организациями суммы превышения налогов в соответствующий период 2010 года" (далее –постановление № 736).
Этим постановлением утверждено Положение о порядке определения организациями суммы превышения налогов в соответствующий период 2010 г. (далее – Положение), которое так же, как и Указ № 187, вступило в силу с 1 января 2010 г.
Сумма превышения НДС и налога на прибыль определяется как разница между суммой налогов, подлежащих уплате в бюджет в соответствующий период 2010 г. (начисленных до определения суммы превышения), и скорректированной с учетом норм Положения суммой налогов, подлежавших уплате в соответствующий период 2009 г. Подлежащая уплате сумма налогов устанавливается без учета мер государственной поддержки, предусмотренных в Указе № 48 и иных решениях Президента и Совета Министров РБ.
Для расчета суммы превышения налогов в 2010 г. применяется прогнозный индекс цен производителей промышленной продукции в размере 109,5 %.
Сумма превышения по НДС определяется следующим образом.
Сначала согласно налоговым декларациям (расчетам) по налогу на добавленную стоимость следует определить сумму НДС, подлежавшую уплате в соответствующий период 2009 г. и подлежащую уплате в соответствующий период 2010 г.
Затем подлежавшую уплате в соответствующий период 2009 г. сумму НДС необходимо скорректировать с учетом изменений налогового законодательства в 2010 г., увеличить на коэффициент, учитывающий прогнозный индекс цен производителей промышленной продукции на 2010 г. (далее – прогнозный индекс цен), и установленное соответствующим органом государственного управления индивидуальное задание по росту объема производства продукции.
Сумма превышения по НДС определяется как разница между суммой НДС, подлежащей уплате в бюджет в соответствующий период 2010 г., и суммой НДС, подлежавшей уплате в соответствующий период 2009 г., скорректированной в вышеизложенном порядке.
При определении суммы превышения по НДС нужно исчислить НДС в 2009 г. по правилам, действующим в 2010 г., с увеличением основной ставки налога с 18 % до 20 %.
Необходимо пересчитать "входной" НДС в книге покупок со ставки 18 % на ставку 20 %.
Организациям, применявшим в прошлом году расчетную ставку НДС, также следует пересчитать ее исходя из основной ставки НДС в размере 20 %.
Пример 2
В 2009 г. у организации выручка от реализации продукции (работ, услуг) вместе с НДС по ставке 18 % составила 118 млн. руб., в т.ч. НДС по реализации – 18 млн. руб.
Пересчитывая НДС, исчисленный в 2009 г. по ставке 20 %, получаем, что при выручке от реализации без НДС в размере 100 млн. руб. НДС по реализации по ставке 20 % составил бы 20 млн. руб.
Далее необходимо привести в соответствие со ставкой НДС в размере 20 % "входной" НДС за 2009 г. Если за 2009 г. сумма "входного" НДС по ставке 18 % согласно книге покупок составила 10 млн. руб., а стоимость покупок без НДС – 55,5556 млн. руб., то "входной" НДС при ставке 20 % составил бы в 2009 г. 11,1111 млн. руб. (55,5556 млн. руб. × 20 %).
Таким образом, НДС к уплате в бюджет за 2009 г., скорректированный на изменение ставки налога, равен 8,8889 млн. руб. (20 млн. руб. – 11,1111 млн. руб.).
Далее полученную сумму налога необходимо увеличить на коэффициент, учитывающий прогнозный индекс цен производителей промышленной продукции на 2010 г. (109,5 %) и установленное соответствующим органом государственного управления индивидуальное задание по росту объема производства продукции.
Предположим, что орган государственного управления установил организации индивидуальное задание по росту объема производства продукции в 2010 г. в размере 110 %.
Тогда скорректированная сумма НДС за 2009 г. равна 10,7067 млн. руб. (8,8889 млн. руб. × 109,5 % × 110,0 %).
Если за 2010 г. НДС, причитающийся к уплате согласно налоговой декларации, составляет 15 млн. руб., то сумма превышения НДС в 2010 г. по сравнению с прошлым годом равна 4,2933 млн. руб.
Сумма превышения по налогу на прибыль определяется следующим образом.
Подлежавшую уплате за соответствующий период 2009 г. сумму налога на прибыль следует скорректировать с учетом изменений налогового законодательства в 2010 г., увеличить на коэффициент, учитывающий прогнозный индекс цен (109,5 %) и установленное соответствующим органом государственного управления индивидуальное задание.
Сумма превышения налога на прибыль определяется как разница между суммой налога на прибыль, подлежащей уплате в бюджет в соответствующий период 2010 г. согласно налоговой декларации (расчету), и суммой налога на прибыль, подлежавшей уплате в соответствующий период 2009 г., скорректированной в вышеизложенном порядке.
Рассчитаем сумму превышения по налогу на прибыль.
Пример 3
Выручка от реализации продукции (работ, услуг) без НДС в 2009 г. составила 100 млн. руб. Сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки (далее – республиканский сбор) по ставке 1 % – 1 млн. руб. (100 млн. руб. × 1 %). Следовательно, выручка от реализации без учета этого сбора равнялась 99 млн. руб. В 2010 г. республиканский сбор отменен. При пересчете это приведет к увеличению прибыли и налога на прибыль.
Кроме того, с 1 января 2010 г. отменены ограничения по отнесению на затраты, учитываемые при налогообложении, расходов на рекламу, маркетинговые, консультационные и информационные услуги, а также расходов по содержанию служебного легкового автотранспорта. Значит, надо увеличить затраты, учитываемые при налогообложении прибыли за прошлый год, путем полного включения в их состав вышеуказанных расходов. Это приведет к уменьшению прибыли налога на прибыль за прошлый год.
Затраты, учитываемые для целей налогообложения, фактически составили в прошлом году 90 млн. руб. С учетом корректировки на расходы, по которым сняты ограничения, они равны 94 млн. руб. Валовая прибыль организации 2009 г. с учетом изменений в законодательстве, произошедших в 2010 г., – 6 млн. руб. (100 – 94). Налог на прибыль составляет 1,44 млн. руб. (6 млн. руб. × 24 %).
Рассчитаем прибыль 2009 г. с учетом коэффициента, учитывающего прогнозный индекс цен (109,5 %) и установленного соответствующим органом государственного управления индивидуального задания (110 %).
Налог на прибыль за 2009 г., скорректированный на вышеуказанные коэффициенты, составит 1,73 млн. руб. (1,44 млн. руб. × 109,5 % × 110 %).
Если за 2010 г. сумма налога на прибыль – 2,5 млн. руб., то превышение налога на прибыль по сравнению с 2009 г. – 0,77 млн. руб. (2,5 – 1,73).
В целом сумма превышения НДС и налога на прибыль по организации в 2010 г. по сравнению с 2009 г. составит 5,0633 млн. руб. (4,2933 млн. руб. +0,77 млн. руб.).
Сумма превышения налогов определяется ежемесячно без нарастающего итога или нарастающим итогом с начала года?
Сумма превышения налогов в соответствующий период 2010 г. определяется нарастающим итогом с начала года.
НДС исчисляется нарастающим итогом с начала года. Налог на прибыль также исчисляется нарастающим итогом с начала года. Это позволяет сумму превышения также определять нарастающим итогом с начала года.
При расчете превышения налогов может возникнуть проблема, связанная с тем, что у налога на прибыль и НДС могут оказаться разные отчетные периоды.
Отчетным периодом по налогу на прибыль признается для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, – календарный квартал, а для остальных плательщиков этого налога – по их выбору календарный месяц или календарный квартал (п. 2 ст. 143 НК).
Таким образом, в отличие от НДС по налогу на прибыль плательщики могут переходить на ежеквартальное исчисление налога независимо от размера выручки.
В Положении только разъяснено, что сумму превышения можно определять по одному налогу, если по второму у организации не было налоговых обязательств в 2009 г. Интересующая нас ситуация ни в Указе № 187, ни в постановлении № 736 не описана.
До получения разъяснений по этому вопросу организациям, перешедшим на ежеквартальное исчисление одного из налогов и участвующим в эксперименте, можно рекомендовать в добровольном порядке возвращаться к ежемесячному исчислению налогов.
Уплата плательщиками НДС ежеквартально прекращается, и они осуществляют его уплату ежемесячно начиная с месяца, следующего за отчетным кварталом, в котором ими принято решение об отказе от уплаты НДС ежеквартально. О принятом решении плательщики информируют налоговые инспекции путем проставления соответствующей отметки в налоговой декларации (расчете) по налогу на добавленную стоимость, подаваемой не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Такой порядок перехода установлен в п. 5 ст. 108 НК.
Аналогичный порядок перехода применяется и по налогу на прибыль, что разъяснено в п. 6 ст. 143 НК.
Отметим, что процесс перехода на ежемесячную уплату налога – процедура длительная.
Пример 4
Организация 15 июля 2010 г. приняла решение вернуться на ежемесячное исчисление и уплату налога. Исчислять налог ежемесячно она сможет только с октября 2010 г. (месяца, следующего за отчетным кварталом, в котором принято решение об отказе от уплаты налога ежеквартально). О принятом решении организация должна поставить в известность налоговую инспекцию путем проставления соответствующей отметки в налоговой декларации (расчете) по налогу за 2-й квартал 2010 г., подаваемой не позднее 20 июля 2010 г.
При отсутствии у организации в 2009 г. налоговых обязательств по уплате одного из налогов общая сумма превышения налогов в соответствующий период 2010 г. определяется без учета этого налога. Такие разъяснения содержатся в п. 6 Положения № 736.
Уплата организациями в 2010 г. налогов, по которым в 2009 г. отсутствовали налоговые обязательства, производится в установленном порядке.
Пример 5
В 2009 г. организация применяла ставку НДС в размере 0 %. В результате этого налог в бюджет она не уплачивала, а получала из бюджета возмещение "входного" налога. В таком случае в 2010 г. НДС уплачивается в общем порядке, а сумма превышения определяется только по налогу на прибыль.