Сфера применения торгов
Процедура закупок путем проведения торгов или иных конкурентных процедур касается двух основных сфер:
1) государственных закупок за счет бюджетных средств в соответствии с Законом Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)»;
2) закупок в строительстве в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве» (далее – Указ № 591). Он предусматривает обязательное проведение подрядных торгов при заключении договоров о строительстве объектов, финансирование строительства которых осуществляется за счет:
– средств республиканского и (или) местных бюджетов (полностью или частично), в т.ч. государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных (выданных) под гарантии Правительства, облисполкомов и Мингорисполкома, – при стоимости строительства объектов 6 000 базовых величин (БВ) и более;
– иных источников, в т.ч. средств государственных организаций и хозяйственных обществ, акции (доли в уставном фонде) которых находятся в государственной собственности, – при стоимости строительства объектов 100 000 БВ и более.
В торгах есть плюсы, но есть и минусы…
Конкурентные процедуры закупок наряду с положительными сторонами имеют и отрицательные. Прежде всего они связаны с демпингом: один из участников предлагает низкую цену, объявляется победителем, а затем в ходе выполнения работ различными способами повышает ее. В результате отсекаются добросовестные участники (в экономической теории это именуется «отрицательный отбор»). Это одна из причин, по которой комментируемый документ (далее – Указ № 380) решил отказаться от обязательного проведения торгов в строительстве.
В каких случаях будут проводиться торги в 2017 г.
Указом № 380 предусмотрено, что с 1 января 2017 г. при строительстве:
1) закупки работ и услуг осуществляются путем проведения подрядных торгов либо переговоров;
2) закупки товаров осуществляются путем проведения торгов, переговоров или биржевых торгов.
Торги обязательны примерно в тех же случаях, что и ранее согласно Указу № 591, т.е. при строительстве |*|:
а) жилых домов, а также объектов, строительство которых финансируется полностью или частично за счет бюджетных средств – при стоимости строительства 6 000 БВ и более;
б) за счет средств государственных организаций и хозяйственных обществ, акции (доли) которых находятся в государственной собственности, – при стоимости строительства 100 000 БВ величин и более.
Когда закупки возможны без проведения торгов
Закупки без проведения торгов (в т.ч. путем переговоров) возможны, в частности, когда:
1) торги признаны несостоявшимися в силу того, что участник-победитель не определен или участник-победитель отказался от заключения договора;
2) генподрядчик заключает договоры с субподрядчиками о выполнении (оказании) отдельных видов проектных, изыскательских, строительных, монтажных, специальных и иных работ (услуг) по строительству;
3) заключаются договоры:
а) о выполнении работ по текущему ремонту;
б) о строительстве, выполнении работ, оказании услуг, приобретении товаров, необходимых для строительства, в целях ликвидации аварийных или чрезвычайных ситуаций;
в) на ведение авторского надзора за строительством при невозможности осуществления разработчиком проектной документации такого надзора.
Кроме того, в подп. 1.8 п. 1 Указа № 380 перечислены некоторые другие случаи, когда проведение закупок не обязательно (при строительстве жилых домов из конструкций панельного, крупнопанельного и объемно-блочного домостроения; государственные инвестиционные программы и др.).
Наконец, требования Указа № 380 не распространяются на строительство:
а) одноквартирных и блокированных жилых домов, газопроводов от места присоединения до жилого дома, полностью финансируемых за счет средств граждан;
б) объектов, полностью финансируемых за счет средств иностранных инвесторов.
Отметим, что большинство случаев, исключающих проведение закупок (торгов), были перечислены и в Указе № 591.
Важно! В процедурах закупки |**| товаров (работ, услуг) при строительстве не могут участвовать субъекты предпринимательской деятельности, включенные в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 23.10.2012 № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств» в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере.
Указ № 380 действует временно
Указ № 380 вступает в силу в полном объеме с 1 января 2017 г. и действует до 1 января 2019 г. Его временный срок действия можно объяснить, видимо, тем, что Договор о ЕАЭС, а именно Протокол о госзакупках (приложение № 25), устанавливает, что каждое из государств-членов обеспечивает национальный режим в сфере закупок в отношении:
– товаров, работ и услуг, происходящих с территорий других государств-членов;
– потенциальных поставщиков и поставщиков других государств-членов.
Но государство-член вправе в одностороннем порядке, определенном своим законодательством о закупках, установить в исключительных случаях изъятия из национального режима на срок не более 2 лет (п. 31).