До 31 декабря 2010 г. для тары с емкостью 0,38, 0,51, 0,75 и 1,0 л можно применять акцизные марки обоих номиналов
Алкогольные напитки подлежат маркировке акцизными марками (за отдельными исключениями). Данная норма распространяется как на ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь алкогольные напитки, так и на произведенные в республике, разлитые в потребительскую тару (упаковку) и предназначенные для оборота на ее территории. Вышеизложенное определено ст. 19 и 20 Закона РБ от 27.08.2008 № 429-З "О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта" (далее – Закон).
Акцизные марки имеют различия в зависимости от вида алкогольного напитка и емкости потребительской тары, в которую они разлиты. Их номиналы определены п. 34 Положения о порядке изготовления и реализации акцизных марок для маркировки алкогольных напитков, произведенных на территории Республики Беларусь, маркировки ими алкогольных напитков, учета, хранения, уничтожения этих марок, контроля за их использованием, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 28.04.2008 № 618 "О некоторых вопросах оборота алкогольных напитков".
Так, до вступления в силу комментируемого постановления Совета Министров РБ от 13.12.2010 № 1807 (далее – постановление № 1807) для маркировки алкогольных напитков подлежали применению акцизные марки номиналом:
до 0,25 л – на тару емкостью до 0,25 л включительно;
от 0,26 до 0,38 л – на тару емкостью от 0,26 до 0,38 л;
от 0,38 до 0,51 л – на тару емкостью от 0,38 до 0,51 л;
от 0,51 до 0,75 л – на тару емкостью от 0,51 до 0,75 л;
от 0,75 до 1 л – на тару емкостью от 0,75 до 1 л;
от 1 л и более – на тару емкостью 1 л и более.
Как видим, если с тарой объемом ровно 0,25 л вопрос о подлежащем применению номинале акцизной марки решен четко, то для тары с емкостью 0,38, 0,51, 0,75 и 1,0 л имела место двусмысленность в вопросе, какой номинал надлежит применять. Эта двусмысленность разрешена комментируемым постановлением в пользу субъектов хозяйствования: до 31 декабря 2010 г. допустимо применять марки обоих номиналов. То есть для напитков, разлитых в потребительскую тару емкостью:
0,38 л, можно использовать номинал от 0,26 до 0,38 л или номинал от 0,38 до 0,51 л;
0,51 л, – номинал от 0,38 до 0,51 л или номинал от 0,51 до 0,75 л;
0,75 л, – номинал от 0,51 до 0,75 л или номинал от 0,75 до 1 л;
1 л, – номинал от 0,75 до 1 л или номинал от 1 л и более.
Причем данное правило имеет обратную силу: оно действует с 14 мая 2008 г., т.е. с момента вступления в силу постановления от 28.04.2008 № 618.
Это важно для тех организаций, которые, промаркировав напитки марками одного из указанных номиналов (например, маркой номинала от 0,26 до 0,38 л промаркировали напитки, разлитые в тару емкостью 0,38 л), столкнулись с тем, что контролирующие органы и суды истолковали это как маркировку напитков, произведенную марками ненадлежащего номинала. Соответственно это повлекло за собой применение к должностным лицам организаций ответственности или грозило им. Ведь алкогольные напитки, подлежащие маркировке акцизными марками образца, соответствующего виду алкогольного напитка и (или) объему его розлива, но не маркированные ими, а также маркированные с нарушением порядка маркировки, рассматриваются как не маркированные акцизными марками (п. 3 ст. 21 Закона). За это налагается штраф в размере от 450 до 500 базовых величин с конфискацией алкогольных напитков, являющихся предметом правонарушения, и выручки, полученной от их реализации. Он налагается на должностных лиц юридических лиц (подп. 2.10 п. 2 Декрета Президента РБ от 09.09.2005 № 11 "О совершенствовании государственного регулирования производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта"; далее – Декрет № 11).
С 1 января 2011 г. вопрос о применении номинала марки решен
С 1 января 2011 г. организации должны применять следующие акцизные марки:
– без указания номинала – на тару емкостью до 0,25 л включительно;
– номиналом до 0,25 л – на тару емкостью до 0,25 л включительно;
– номиналом от 0,26 до 0,38 л – на тару емкостью от 0,251 до 0,379 л включительно;
– номиналом от 0,38 до 0,51 л – на тару емкостью от 0,38 до 0,509 л включительно;
– номиналом от 0,51 до 0,75 л – на тару емкостью от 0,51 до 0,749 л включительно;
– номиналом от 0,75 до 1 л – на тару емкостью от 0,75 до 0,999 л включительно;
– номиналом от 1 л и более – на тару емкостью 1 л включительно и более.
Вступление постановления № 1807 в силу "задним" числом отменило противоправность действий организации и ее должностных лиц
С учетом того что постановление № 1807 вступило в силу "задним" числом, основания для административной ответственности, предусмотренной подп. 2.10 п. 2 Декрета № 11, в рассматриваемой ситуации маркировки алкогольных напитков акцизными марками ненадлежащего номинала не применяются.
То есть постановление № 1807 отменило противоправность действий организации и ее должностных лиц. При этом акт законодательства, устраняющий противоправность деяния или иным образом улучшающий (смягчающий) положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу. То есть он распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого акта законодательства в силу и в отношении которого постановление о наложении административного взыскания не исполнено (например, не уплачен штраф). Со дня вступления в силу акта законодательства, устраняющего противоправность деяния, соответствующее деяние, совершенное до его вступления в силу, не считается административным правонарушением (это положение закреплено в ст. 1.5 КоАП).
Если же должностное лицо суд уже успел привлечь к ответственности, но вынесенное постановление еще не исполнено, то оно не подлежит дальнейшему исполнению, так как согласно ст. 13.4 ПИКоАП суд, орган, ведущий административный процесс, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, вынесшие постановление о наложении административного взыскания, обязаны прекратить исполнение постановления в случае принятия акта законодательства, устраняющего противоправность деяния.
Пример 1
Постановление о привлечении должностного лица к ответственности по подп. 2.10 п. 2 Декрета № 11 за маркировку алкогольных напитков акцизными марками ненадлежащего номинала вынесено судом 14 октября 2010 г. На должностное лицо наложен штраф с одновременной конфискацией напитков. Постановление не обжаловано и вступило в законную силу 25 октября 2010 г. С указанной даты напитки перешли в собственность государства, а 7 декабря 2010 г. был уплачен штраф. То есть постановление полностью исполнено. Возврат штрафа и конфискованных напитков в связи со вступлением в силу комментируемого постановления осуществлен не будет.
Пример 2
Постановление о привлечении должностного лица к ответственности по подп. 2.10 п. 2 Декрета № 11 за маркировку алкогольных напитков акцизными марками ненадлежащего номинала вынесено судом 7 октября 2010 г. На должностное лицо наложен штраф с одновременной конфискацией напитков. Постановление обжаловано 16 октября 2010 г. и вступило в законную силу после рассмотрения жалобы вышестоящим судом 31 октября 2010 г. С указанной даты напитки перешли в собственность государства (в этой части постановление считается исполненным), а наложенный штраф до настоящего времени не уплачен. В связи со вступлением в силу комментируемого постановления штраф уплате не подлежит. Для прекращения дела в части наложенного штрафа следует заявить соответствующее ходатайство суду, вынесшему постановление. Ходатайство должно быть рассмотрено в соответствии со ст. 13.7 ПИКоАП в 3-дневный срок. Возврат конфискованных напитков осуществлен не будет, так как в этой части постановление считается исполненным еще 31 октября 2010 г.