Постановление Минфина РБ от 31.10.2011 № 112 (далее – постановление № 112) содержит 2 инструкции, регламентирующие порядок учета государственной поддержки и безвозмездной помощи.
Принятие данного документа обусловлено проведением дальнейшей работы по гармонизации отечественной бухгалтерской отчетности, ее сближению с МСФО и содержит следующие отличительные особенности формирования информации о государственной поддержке и безвозмездной помощи в бухгалтерском учете и отчетности отечественных коммерческих и некоммерческих организаций.
Справочно: при разработке Инструкции по бухгалтерскому учету безвозмездной помощи применялись положения МСФО № 20 "Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи", а также следующие нормативные правовые акты РБ:
– Указ Президента РБ от 22.10.2003 № 460 "О международной технической помощи, предоставляемой Республике Беларусь";
– Декрет Президента РБ от 28.11.2003 № 24 "О получении и использовании иностранной безвозмездной помощи";
– Указ Президента РБ от 01.07.2005 № 300 "О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи".
Источниками информации, использованными при разработке Инструкции по бухгалтерскому учету государственной поддержки (далее – Инструкция по учету господдержки), являются:
– МСФО № 20 "Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи";
– Указ Президента РБ от 28.03.2006 № 182 "О совершенствовании правового регулирования порядка оказания государственной поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям".
Инструкция по бухгалтерскому учету безвозмездной помощи
Концептуально изменился подход к бухгалтерскому учету финансовой помощи. До 1 января 2012 г. законодательством были предусмотрены 2 варианта ее отражения в бухгалтерском учете и отчетности:
1) финансовая помощь признавалась в бухгалтерском балансе в составе капитала и отражалась на счете 86 "Целевое финансирование" без отражения ее на счетах бухгалтерского учета финансовых результатов и в отчете о прибылях и убытках;
2) финансовая помощь признавалась в отчете о прибылях и убытках в составе доходов организации и отражалась на счете 92 "Внереализационные доходы и расходы" с последующим отражением в составе капитала через нераспределенную прибыль.
В связи с принятием постановления № 112 финансовую помощь, полученную коммерческими организациями, следует рассматривать исключительно в качестве дохода и отражать в отчете о прибылях и убытках на счетах 90-7 "Прочие доходы по текущей деятельности" или 91 "Прочие доходы и расходы".
При этом финансовую помощь, предоставленную государством для приобретения основных средств, нематериальных активов, коммерческие организации первоначально должны отражать в качестве доходов будущих периодов, которые признаются в составе доходов в сумме начисленной амортизации в течение срока полезного использования указанных активов.
Финансовую помощь, предоставленную государством для финансирования текущих расходов, первоначально коммерческие организации должны также отразить в качестве доходов будущих периодов с последующим отнесением в состав доходов в тех периодах, в которых понесены соответствующие расходы, возмещаемые за счет этой финансовой помощи.
Финансовую помощь, компенсирующую расходы прошлых периодов, коммерческие организации должны отражать в составе доходов организации.
Если организация приобретает основные средства, нематериальные активы частично за счет финансовой помощи, ей необходимо дополнительно рассчитывать так называемый корректирующий коэффициент, используемый для определения суммы финансовой помощи, учитываемой в составе доходов будущих периодов и ежемесячно списываемой в состав прочих доходов организации на счета 90-7 "Прочие доходы по текущей деятельности" или 91 "Прочие доходы и расходы".
Важно! По объектам основных средств, приобретенным (полученным) с привлечением средств финансовой помощи, амортизационные отчисления организации включают в состав прочих расходов в пределах указанных средств финансовой помощи, отраженных в составе прочих доходов организации (часть вторая п. 45 Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной постановлением Минэкономики, Минфина и Минстройархитектуры РБ от 27.02.2009 № 37/18/6).
Пример
Организация приобрела оборудование, учитываемое в бухгалтерском учете в составе основных средств. Первоначальная стоимость оборудования составляет 10 млн. руб. Для его приобретения организации была предоставлена финансовая помощь в размере 4 млн. руб., которая использована на указанные цели в полном объеме. Годовая норма амортизации по приобретенному оборудованию составляет 20 %.
Для отражения финансовой помощи в бухгалтерском учете будут сделаны следующие записи (см. таблицу).
Некоммерческие организации отражают финансовую помощь в бухгалтерском балансе в составе капитала непосредственно на счете 86 "Целевое финансирование".
Аналогичный порядок бухгалтерского учета применяют в отношении безвозмездной помощи, предоставляемой коммерческим и некоммерческих организациям в рамках международной технической помощи, иностранной безвозмездной помощи и безвозмездной (спонсорской) помощи. Коммерческие организации отражают указанную помощь в составе доходов будущих периодов с последующим отнесением в состав прочих доходов по мере ее использования, некоммерческие организации – в составе средств целевого финансирования.
Бухгалтерский учет государственной поддержки
Порядок бухгалтерского учета государственной поддержки, изложенный в Инструкции по учету господдержки, не распространяется на виды государственной поддержки, перечисленные в п. 2 указанной Инструкции.
В целях изложения порядка бухгалтерского учета государственной поддержки в одном нормативном правовом акте предусмотрена отмена постановлений Минфина РБ от 22.04.2008 № 72 и от 18.03.2008 № 38. При этом положения по бухгалтерскому учету налогового кредита и средств, высвобождаемых в результате предоставления льгот по налогам, изложены в Инструкции по учету господдержки.
Таким образом, принятие постановления № 112 позволит устранить имеющиеся различия между национальным законодательством и МСФО в подходах к признанию, оценке и раскрытию информации о государственной поддержке и повысит сопоставимость информации отчетности организаций РБ.