Налогообложение деятельности в сфере туризма
1. Туристические организации могут воспользоваться упрощенной системой налогообложения (УСН) в 2012 г., если не позднее 14 августа представят в налоговые органы по месту постановки на учет уведомление о переходе на УСН.
С 1 января 2012 г. туристическая деятельность исключена из перечня видов деятельности, при осуществлении которых организации не вправе применять УСН (подп. 5.1.4 п. 5 ст. 286 Налогового кодекса РБ (далее – НК), в ред., действовавшей до 1 января 2012 г.). Тем не менее туристические организации с начала 2012 г. не смогли воспользоваться предоставленным им правом на применение УСН, поскольку в силу п. 2 ст. 287 НК уведомление о переходе на УСН с 2012 г. должно было быть представлено организацией, изъявившей желание перейти на УСН, не позднее 31 декабря 2011 г. А Закон № 330-З, который предоставил такое право туристическим организациям, был подписан только 30 декабря 2011 г. (далее – Закон № 330-З)
Указ № 312 хоть и с опозданием, но позволил туристическим организациям воспользоваться УСН в 2012 г. Для этого такие организации должны в течение 20 рабочих дней со дня его официального опубликования (т.е. не позднее 14 августа 2012 г.) представить в налоговые органы по месту постановки на учет уведомление о переходе на УСН с указанием информации о выбранной налоговой базе (налоговых базах). При этом организации, прошедшие государственную регистрацию до 1 октября 2011 г., обязаны указать в уведомлении размер валовой выручки за первые 9 месяцев 2011 г. и численность работников организации в среднем за этот период, которые одновременно должны соответствовать следующим условиям применения УСН:
– численность работников организации в среднем за указанные 9 месяцев не должна превышать 100 человек;
– размер валовой выручки нарастающим итогом за 9 месяцев не должен превышать 9 млрд. бел. руб. (определение валовой выручки производится в соответствии с положениями ст. 288 НК, в ред., действовавшей на 1 октября 2011 г.).
Кроме того, для применения указанными организациями УСН в 2012 г.:
– численность работников организации в среднем за период с начала 2012 г. по июнь 2012 г. включительно и размер валовой выручки, исчисляемой нарастающим итогом за этот период, не должны превышать соответственно 100 человек и 12 млрд. бел. руб.;
– численность работников организации в среднем за 2011 г. и размер валовой выручки, исчисляемой нарастающим итогом за 2011 г., не должны превышать соответственно 100 человек и 12 млрд. бел. руб., если организация прошла государственную регистрацию в период с 1 октября 2011 г. до 1 января 2012 г.
Соответствующие указанным условиям и принявшие решение о применении УСН в 2012 г. организации:
– не позднее 20 августа 2012 г. (если отчетный период составляет квартал – 20 октября 2012 г.) представляют налоговую декларацию (расчет) по налогу при УСН, а также уточненные налоговые декларации (расчеты) по налогам, сборам (пошлинам), арендной плате за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, уплаченным за период применения общего порядка налогообложения;
– не позднее 22 августа 2012 г. (если отчетный период составляет квартал – 22 октября 2012 г.) производят уплату (доплату) налога при УСН за периоды, в которых применялся общий порядок налогообложения, без начисления пени и применения мер административной ответственности.
2. С 1 января 2012 г. организации, оказывающие туристические услуги, могут воспользоваться предоставленным НК освобождением от НДС по организации путешествий любых туристов (а не только иностранных) в пределах Республики Беларусь, а также льготой по налогу на прибыль в части оказываемых физкультурно-оздоровительными, туристическими, туристско-гостиничными и горнолыжными комплексами, домами охотников и (или) рыболовов, мотелями, кемпингами услуг по размещению туристов.
До 1 января 2012 г. в соответствии с подп. 1.31 п. 1 ст. 94 НК от НДС освобождались обороты по реализации на территории Республики Беларусь туристических услуг по организации путешествий иностранных туристов в пределах Республики Беларусь по перечням таких услуг, утверждаемым Президентом, и услуг гидов-переводчиков, экскурсоводов, оказываемых иностранным туристам. Кроме того, подп. 1.11 п. 1 ст. 140 НК предусматривалось освобождение от налогообложения прибыли организаций от оказываемых гостиницами услуг – в течение 3 лет с начала осуществления этой деятельности на туристических объектах, вводимых в эксплуатацию начиная с 2006 г., по перечню таких объектов, утвержденному Президентом (высвобождаемые средства необходимо было направлять на финансирование строительства, реконструкции туристических объектов, благоустройства прилегающих территорий, а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели).
С 2012 г. НК предусмотрено:
– освобождение от НДС оборотов по реализации на территории страны туристических услуг по организации путешествий всех туристов в пределах Республики Беларусь по перечням таких услуг, утверждаемым Президентом, и услуг гидов-переводчиков, экскурсоводов, оказываемых в пределах Республики Беларусь (в т.ч. и национальным туристам);
– освобождение от налога на прибыль прибыли организаций не только от оказываемых гостиницами услуг, но и от оказываемых физкультурно-оздоровительными, туристическими, туристско-гостиничными и горнолыжными комплексами, домами охотников и (или) рыболовов, мотелями, кемпингами услуг по размещению туристов – в течение 3 лет с начала осуществления этой деятельности на туристических объектах, введенных в эксплуатацию начиная с 2006 г., по перечню таких объектов, утвержденному Президентом.
Однако до издания Указа № 312 плательщики не могли воспользоваться предоставленнымНК освобождением от НДС по туристическим услугам по организации путешествий туристов (кроме иностранных) в пределах Республики Беларусь, а также льготой по налогу на прибыль в части оказываемых физкультурно-оздоровительными, туристическими, туристско-гостиничными и горнолыжными комплексами, домами охотников и (или) рыболовов, мотелями, кемпингами услуг по размещению туристов, поскольку Президентом был установлен перечень услуг по организации путешествий, оказываемых только иностранным туристам, а перечень объектов, при осуществлении деятельности на которых освобождается от налогообложения прибыль организаций, полученная от оказания физкультурно-оздоровительными, туристическими, туристско-гостиничными и горнолыжными комплексами, домами охотников и (или) рыболовов, мотелями, кемпингами услуг по размещению туристов, установлен не был (Указ Президента РБ от 02.06.2006 № 371 "О некоторых мерах государственной поддержки развития туризма в Республике Беларусь").
Данное несоответствие было исправлено Указом № 312, которым утверждены и с 1 января 2012 г. введены в действие перечни:
– туристических услуг по организации путешествий туристов в пределах Республики Беларусь, обороты по реализации которых освобождаются от обложения НДС;
– туристических объектов, при осуществлении деятельности на которых прибыль организаций, полученная от оказываемых гостиницами услуг, от оказываемых физкультурно-оздоровительными, туристическими, туристско-гостиничными и горнолыжными комплексами, домами охотников и (или) рыболовов, мотелями, кемпингами услуг по размещению туристов, освобождается от обложения налогом на прибыль в течение 3 лет с начала осуществления этой деятельности.
Налогообложение деятельности в сфере высоких технологий
1. Указом № 312 признан утратившим силу с 1 января 2012 г. Указ Президента РБ от 04.12.2008 № 662 "О налогообложении высокотехнологичных организаций" (далее – Указ № 662).
Указом № 662 был утвержден перечень высокотехнологичных организаций, включенных в Реестр высокотехнологичных производств и предприятий, прибыль которых, полученная от реализации высокотехнологичных товаров (работ, услуг) собственного производства (кроме торговой и торгово-закупочной деятельности), облагается налогом на прибыль по ставке, уменьшенной на 50 %.
В то же время с начала текущего года в НК предусмотрен ряд льгот для производителей инновационных и высокотехнологичных товаров, которыми (в отличие от Указа № 662) могут воспользоваться все организации, отвечающие установленным требованиям. Рассмотрим эти льготы подробнее. От обложения налогом на прибыль освобождаются:
во-первых, прибыль организаций, полученная от реализации товаров собственного производства, которые являются инновационными в соответствии с перечнем, определенным Советом Министров (далее – перечень инновационных товаров) (подп. 1.13-2 п. 1 ст. 140 НК).
Важно! До настоящего времени соответствующий перечень не утвержден.
Для целей применения этой льготы необходимо соблюдать следующие правила:
– к товарам собственного производства, которые являются инновационными в соответствии с перечнем инновационных товаров, относятся товары, произведенные в период действия сертификата продукции собственного производства, выданного в установленном порядке, дата реализации которых приходится на период, в течение которого такие товары содержатся в перечне инновационных товаров. Копию сертификата организация представляет в налоговый орган по месту постановки ее на учет;
– организации должны вести раздельный учет объемов товаров собственного производства, произведенных в период действия сертификата продукции собственного производства;
во-вторых, прибыль организаций, полученная от реализации товаров собственного производства, которые являются высокотехнологичными в соответствии с перечнем, определяемым Советом Министров по согласованию с Президентом (далее – перечень высокотехнологичных товаров), в случае если доля выручки, полученная от реализации таких товаров, составляет более 50 % общей суммы выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, включая доходы от предоставления в аренду (финансовую аренду (лизинг)) имущества (подп. 1.13-3 п. 1 ст. 140 НК).
Еще одна льгота определена п. 7 ст. 142 НК. Так, прибыль организаций, полученная от реализации товаров собственного производства, включенных в перечень высокотехнологичных товаров, облагается налогом на прибыль по ставке 10 %, за исключением случая, установленного подп. 1.13-3 п. 1 ст. 140 НК, т.е. когда организация вправе полностью прольготировать прибыль, полученную от реализации таких товаров.
Справочно: соответствующий перечень утвержден постановлением Совета Министров РБ от23.06.2012 № 574 "Об утверждении перечня высокотехнологичных товаров Республики Беларусь".
Для целей применения 2 последних льгот:
– к товарам собственного производства, которые являются высокотехнологичными в соответствии с перечнем высокотехнологичных товаров, относятся товары, произведенные в период действия сертификата продукции собственного производства, выданного в установленном порядке, дата реализации которых приходится на период, в течение которого такие товары содержатся в перечне высокотехнологичных товаров. Копию сертификата организация представляет в налоговый орган по месту постановки ее на учет;
– организации должны вести раздельный учет объемов товаров собственного производства, произведенных в период действия сертификата продукции собственного производства.
2. Указ № 312 согласовал нормы Указа Президента РБ от 03.01.2007 № 1 "Об утверждении Положения о порядке создания субъектов инновационной инфраструктуры" (далее – Указ № 1)с НК в части применения пониженной 10%-й ставки налога на прибыль для научно-технологических парков, их резидентов и центров трансфера технологий: подтверждение Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь (далее – ГКНТ) о соблюдении соответствующих условий плательщики должны представлять в налоговые органы самостоятельно.
Пониженная 10%-я ставка налога на прибыль для научно-технологических парков (далее – технопарки), центров трансфера технологий и резидентов технопарков предусмотрена при условии, что деятельность технопарков, центров трансфера технологий соответствует направлениям деятельности, определенным законодательством, а деятельность резидентов технопарков является в соответствии с законодательством инновационной. Основанием для применения пониженной ставки согласно НК является подтверждение ГКНТ о соблюдении технопарками, центрами трансфера технологий и резидентами технопарков указанного условия, которое должны получать сами плательщики и представлять в налоговый орган по месту постановки на учет ежегодно не позднее установленного законодательством срока представления налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль (п. 6 ст. 142 НК).
Однако до настоящего времени подп. 2.3 п. 2 Указа № 1 предусматривалось, что подтверждение о соблюдении условий рассматриваемой льготы представляется в налоговый орган по месту постановки на учет технопарка,центра трансфера технологий, резидента технопарка непосредственно ГКНТ (ежегодно до 1 апреля года, следующего за отчетным, а также по запросам налоговых органов, направляемым в течение календарного года, – за истекший период текущего календарного года). Указом № 312 нормы Указа № 1 согласованы с НК (т.е. подтверждение ГКНТ о соблюдении соответствующих условий должно представляться плательщиками в налоговые органы самостоятельно), а ГКНТ поручено выдавать плательщикам соответствующее подтверждение о соблюдении (несоблюдении) условий применения пониженной ставки ежегодно не позднее 5 дней до истечения установленного законодательством срока представления налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль, т.е. не позднее 15 марта.
3. Указ № 312 в связи с изменившимся с 1 января 2011 г. порядком исчисления и уплаты налога на прибыль исключил из Указа № 1 норму, касающуюся условий применения льготы по налогу на прибыль.
Так, в подп. 2.3 п. 2 Указа № 1 содержалась норма о том, что при неподтверждении ГКНТ соблюдения технопарками, центрами трансфера технологий и резидентами технопарков выполнения условий применения рассматриваемой льготы сумма, на которую была уменьшена подлежащая уплате сумма налога на прибыль в результате использования налоговой льготы, подлежит уплате в бюджет на основании требования налогового органа не позднее 1 месяца со дня направления данного требования плательщику, а в случае неуплаты в указанный срок – взыскивается в установленном порядке. Обусловлено это тем, что в связи с изменившимся с 1 января 2011 г. порядком исчисления и уплаты налога на прибыль (текущими платежами в течение календарного года с окончательным перерасчетом по итогам календарного года) возникновение ситуации, когда плательщик может воспользоваться льготой "авансом", исключено.