Организации, занимающиеся внешнеторговой деятельностью, должны с 16 ноября 2011 г. применять нормы Указа Президента РБ от 09.08.2011 № 347 "О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. № 178" (далее – Указ № 347).
Указ № 347 предоставил право Совету Министров и Нацбанку устанавливать по отдельным видам внешнеторговых договоров иные сроки завершения внешнеторговых операций и условия продления сроков их завершения, чем названные в Указе (подп. 1.6 п. 1 Указа № 347; подп. 1.5 п. 1 Указа № 178).
Данное право реализовано в совместном постановлении Совета Министров и Нацбанка РБ от 05.11.2011 № 1483/22.
Справочно: ранее установление таких сроков осуществлялось постановлением Правления Нацбанка РБ от 09.07.2009 № 101 "О проведении внешнеторговых операций" (далее – постановление № 101).
Новые сроки, действующие в отношении отдельных экспортно-импортных торговых операций
В отличие от постановления № 101 постановление № 1483/22:
1) ранее действующую норму (часть третья подп. 1.3 п. 1 постановления № 101) в отношении срока, установленного для резидентов, поставляющих дорогостоящую автотракторную технику и составляющую 720 календарных дней с даты отгрузки, дополнило такими видами товаров, как сельскохозяйственная, карьерная, подземная и специальная техника (подп. 1.1 п. 1 постановления № 1483/22).
Важно! Данный срок завершения внешнеторговых операций распространяется на товары ценой за единицу 100 000 евро;
2) предусмотрело срок поставки товаров в адрес ООО "Армяно-белорусский торговый дом "АР-БЕ" – не позднее 180 календарных дней с даты отгрузки товаров;
3) исключило индивидуальный срок завершения внешнеторговых операций для предприятий, осуществляющих поставку калийных удобрений, который ранее составлял 365 календарных дней (часть вторая подп. 1.3 п. 1 постановления № 101);
4) установило срок завершения внешнеторговых операций при приобретении резидентом товаров (выполнении работ, оказании услуг, передаче охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), период изготовления (выполнения, оказания) которых превышает сроки, установленные валютным законодательством.
Данный срок будет устанавливаться:
– в пределах срока, определенного внешнеторговым договором, но не позднее 180 календарных дней с даты проведения платежа.
Такое нововведение обусловлено спецификой осуществления внешнеторговых сделок по приобретению товаров (выполнению работ, оказанию услуг) не в готовом виде, а требующих изготовления (выполнения, оказания) за период времени, предусмотренный договором.
Важно! Эта норма не распространяется на приобретение готовых товаров (одномоментное оказание услуг, выполнение работ);
– при наличии ходатайства соответствующего вышестоящего государственного органа, облисполкома или Мингорисполкома, в подчинении (составе) которого он находится (для организаций без ведомственной подчиненности и индивидуальных предпринимателей – облисполкома или Мингорисполкома).
При возникновении обстоятельств, когда необходимо продлить данные сроки свыше 180 дней, резидент должен подать в Нацбанк ходатайство с пакетом документов, определенных постановлением Правления Нацбанка РБ от 22.04.2009 № 52 "Об утверждении Инструкции о порядке выдачиразрешений на продление сроков завершения внешнеторговых операций".
Справочно: в перечень документов, представляемых в главное управление валютного регулирования и валютного контроля (главное управление Нацбанка по области) для рассмотрения вопроса о выдаче разрешений на продление сроков завершения внешнеторговых операций (в т.ч. и на повторное продление срока), входят:
1) письменное заявление произвольной формы, содержащее:
– описание внешнеторговой операции (со ссылкой на прилагаемые к заявлению документы);
– сумму внешнеторговой операции;
– запрашиваемый срок завершения внешнеторговой операции с указанием конкретной даты ее завершения;
– обоснование продления завершения внешнеторговой операции, по которой испрашивается получение разрешения.
В заявлении, подписанном руководителем юридического лица (уполномоченным им лицом) или индивидуальным предпринимателем, в обязательном порядке указывают местонахождение юридического лица или индивидуального предпринимателя, контактные телефоны;
2) копия документа (документов), посредством которого(-ых) оформлена внешнеторговая операция;
3) информация от контрагента по сделке, письменно подтверждающего невозможность исполнения договорных обязательств в срок, установленный законодательством, либо письменное уведомление резидента о невозможности исполнения контрагентом по сделке договорных обязательств (при ее наличии);
4) копии документов (переписка, принятые решения, исполнительные листы) судебных органов об исполнении контрагентом по сделке обязательства (при их наличии);
5) копия разрешения, выданного главным управлением Нацбанка по области (при его наличии);
6) ходатайство республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству (представляют для продления срока завершения внешнеторговой операции, если необходимость представления такого ходатайства определяется главным управлением валютного регулирования и валютного контроля (главным управлением Нацбанка по области), за исключением юридических лиц, подчиненных Управлению делами Президента, другому государственному органу и иной государственной организации, подчиненным Президенту, Национальной академии наук Беларуси;
7) письменное заявление с обоснованием необходимости внесения изменений и (или) дополнений в разрешение;
8) копии документов (при их наличии), обосновывающих необходимость внесения изменений и (или) дополнений в разрешение.
Получить еще одно разрешение на продление неисполненной внешнеторговой операции можно лишь при наличии документа судебного (арбитражного, третейского) органа
Если нерезидент не исполнил свои обязательства по внешнеторговому договору по той внешнеторговой операции, на продление которой в свое время уже получено разрешение Нацбанка, получить новое разрешение на ее продление можно лишь при наличии соответствующего документа судебного (арбитражного, третейского) органа.
Кроме того, резидент не имеет возможности получить разрешение на продление срока завершения внешнеторговой операции, если им не завершена предыдущая операция, на которую было получено разрешение. Иными словами, если, например, резидент получил разрешение на продление срока поставки партии товара А, то он не вправе получить разрешение на продление срока более поздней по сроку поставки партии товара Б, пока не будет завершена поставка товара А в сроки, установленные выданным разрешением.
При рассмотрении вопроса выдачи разрешения Нацбанк будет принимать во внимание отсутствие в течение года до момента обращения резидента в Нацбанк фактов привлечения его к административной ответственности за нарушения в области внешнеторгового законодательства. Этот факт подтверждается либо информацией, которая может быть указана резидентом в заявлении на продление срока, либо документом, выданным органом, уполномоченным на применение мер воздействия.
В процессе выдачи разрешения Нацбанк также будет учитывать соответствие проводимой внешнеторговой операции требованиям национального валютного законодательства: наличие регистрационного номера сделки (при его необходимости), соответствие валюты платежа требованиям международных соглашений, наличие условий расчета и др.
Также если резидент повторно обращается за продлением срока по сделке, заключенной с нерезидентом, и при этом у него есть другие сделки с этим же нерезидентом, заключенные в течение года до момента обращения резидента в Нацбанк, то разрешение выдано не будет, поскольку имеет место ситуация, связанная с риском, вызванным сомнительной репутацией контрагента и его способностью надлежащего исполнения договорных обязательств.
Таким образом, при рассмотрении Нацбанком вопроса о выдаче разрешений станет возможным оценить предпринимательский риск резидента и экономическую обоснованность проведения им внешнеторговых операций.
Данные меры направлены в определенной степени и на снижение риска коммерческих просчетов резидента, которые могут привести к проблемам с исполнением обязательств, ухудшением финансовых показателей деятельности резидента, возникновению предпосылок для нарушения законодательства.