Во-первых, уточнена терминология НК в отношении имущественных прав. Реализацией этих прав будут признавать не только их передачу, но и передачу права на их использование.
Внесение данного уточнения обусловлено следующим: реализацией имущественных прав признается передача имущественных прав одним лицом другому лицу на возмездной или безвозмездной основе вне зависимости от способа приобретения имущественных прав или формы сделки (ст. 31 НК). В связи с этим реализацию имущественных прав признают объектом обложения НДС, прибыль от реализации имущественных прав облагают налогом на прибыль, доходы в виде роялти признают объектом обложения налогом на доходы, а выручку от реализации имущественных прав включают в валовую выручку, облагаемую налогом при упрощенной системе налогообложения.
Законодательные нормы ст. 983 Гражданского кодекса РБ предусматривают, что правообладатель исключительного права на объект интеллектуальной собственности может передать это право другому лицу полностью или частично, разрешить другому лицу использовать объект интеллектуальной собственности и имеет возможность распорядиться им иным образом.
Автору или иному правообладателю принадлежит право разрешать или запрещать другим лицам использовать произведение (воспроизводить произведение, распространять оригинал или экземпляры произведения посредством продажи или иной передачи права собственности, осуществлять публичный показ оригинала или экземпляров произведения, публичное исполнение произведения, передачу произведения в эфир, переводить произведение на другой язык и т.д. (ст. 16 Закона РБ от 17.05.2011 № 262-З "Об авторском праве и смежных правах").
Во-вторых, внесены изменения в ст. 33 НК, направленные на установление мировой практики порядка налогообложения инжиниринговых, дизайнерских услуг, услуг авторского и технического надзора за строительством, непосредственно связанных с недвижимым имуществом.
Данная новация позволит исключить необходимость обложения НДС в Беларуси услуг по проектированию, дизайну, надзору при строительстве (реконструкции, ремонте) недвижимого имущества за рубежом в том случае, когда они будут оказываться белорусским субпроектировщиком белорусскому генпроектировщику, что, в свою очередь, исключит двойное налогообложение таких услуг.
Приведенные определения "транспортное средство" и "единица железнодорожного подвижного состава" соответствуют терминам, содержащимся в Техническом регламенте Таможенного союза "О безопасности железнодорожного подвижного состава", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 № 710.
Налог на добавленную стоимость (гл. 12 НК)
1. Отдельные положения гл. 12 НК приведены в соответствие с нормами указов Президента РБ:
от 17.01.2012 № 36 "О внесении изменений и дополнения в указы Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2005 г. № 546 и от 4 апреля 2009 г. № 175";
от 17.01.2012 № 38 "О функционировании магазинов беспошлинной торговли";
от 24.02.2012 № 107 "Об освобождении от налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Республики Беларусь некоторых категорий товаров";
от 25.04.2012 № 202 "О мерах по развитию перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования";
от 24.05.2012 № 241 "О некоторых вопросах создания и деятельности ювелирного холдинга";
от 04.07.2012 № 294 "О порядке распоряжения государственным имуществом";
Декрета Президента РБ от 23.02.2012 № 2 "О внесении дополнений и изменений внекоторые декреты Президента Республики Беларусь".
2. Глава 12 дополнена ст. 92, устанавливающей особенности налогообложения для плательщиков налога при упрощенной системе налогообложения, уплачивающих НДС. Данной категории плательщиков предоставлена возможность в 2013 г. и последующих годах осуществлять уплату налога с применением принципа "по оплате".
3. В состав объектов обложения НДС предусмотрено включение оборотов по прочему выбытию товаров, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли в магазинах беспошлинной торговли, а также определен момент фактической реализации при прочем выбытии таких товаров.
4. Дополнительно внесена норма, определяющая порядок применения ставки НДС в размере 20 % при прочем выбытии товаров, а также ставки НДС в размере 0 % при реализации производителями товаров владельцу магазина беспошлинной торговли для последующей их реализации в указанных магазинах.
5. В гл. 12 внесено дополнение о том, что объектом обложения НДС не признается безвозмездная передача государственного имущества.
6. С 1 января 2013 г. объектом налогообложения не будет признаваться как стоимость работ (услуг), приобретенных (оплаченных) плательщиком для своих работников, так и стоимость работ (услуг), приобретенных (оплаченных) плательщиком для пенсионеров (бывших работников), которые на дату увольнения имели право на пенсию по возрасту на общих основаниях.
8. С 1 января 2013 г. исключены налоговые льготы по НДС по следующим направлениям:
а) по оказанию услуг связи физическим лицам (внесены соответствующие корректировки в подп. 1.21 п. 1 ст. 94 НК);
б) оказанию юридической помощи адвокатами, юридическими консультациями и адвокатскими бюро.
Юридические консультации образуются территориальными коллегиями адвокатов и не являются юридическими лицами. Коллегии адвокатов и адвокатские бюро освобождены от всех налогов, а также от представления налоговых деклараций (ст. 63 и 329 НК). Адвокаты, осуществляющие свою деятельность индивидуально, не являются индивидуальными предпринимателями и как физические лица не исчисляют НДС.
в) оказанию услуг по привлечению и (или) доверительному управлению денежными средствами, имуществом организаций и физических лиц, ценными бумагами, форвардными и фьючерсными контрактами, опционами и иными аналогичными финансовыми инструментами срочного рынка, денежными средствами, переданными для приобретения ценных бумаг, форвардных и фьючерсных контрактов, опционов и иных аналогичных финансовых инструментов срочного рынка (подп. 1.38 п. 1 ст. 94 НК).
9. Введена дополнительная норма, предусматривающая освобождение от НДС товаров, произведенных обучающимися в процессе обучения (подп. 1.29 п. 1 ст. 94 НК).
а) в части применения банками освобождения от НДС при управлении (обслуживании) кредитами, которые были выданы не этими, а другими банками.
13. Внесены редакционные изменения в ст. 96 в части отмены льготы по НДС при ввозе транспортных средств и ввозе ветеринарных средств. Дополнительно в ст. 96 НК внесены изменения, предусматривающие ограничение по пользованию и распоряжению (путем взыскания сумм НДС в случае нецелевого использования) в отношении следующих ввозимых товаров:
– технических средств, которые не могут быть использованы иначе как для профилактики инвалидности и (или) реабилитации инвалидов;
– товаров, получаемых в качестве международной технической помощи;
– оборудования и приборов для научно-исследовательских целей;
– технологического оборудования, предназначенного для реализации инвестиционных проектов, финансируемых за счет внешних государственных займов (кредитов), ввозимого резидентами Парка высоких технологий, а также предназначенного для объектов, связанных с реализацией инвестиционных проектов, реализуемых в рамках заключенных инвестиционных договоров между инвестором и Республикой Беларусь;
– иных товаров.
15. Внесена дополнительная норма в подп. 1.2.2 п. 1 ст. 102 НК, согласно которой для подтверждения отнесения товаров к продовольственным, в отношении которых может применяться ставка НДС в размере 10 %, необходимо включение данной группы в Перечень, утверждаемый Президентом. Вопросы отнесения отдельных товаров к продовольственным товарам находятся в компетенции Минсельхозпрода.
16. С 2013 г. исключена ставка НДС в размере 0,5 %, применяемая в настоящее время при налогообложении ввозимых на территорию Республики Беларусь из государств – членов Таможенного союза обработанных и необработанных алмазов во всех видах и других драгоценных камней для производственных нужд.
17. С 1 января 2013 г. положения ст. 102 НКдополнены нормами, предусматривающими возможность применения нулевой ставки НДС в отношении следующих оборотов по реализации:
– бункерного топлива для заправки воздушных судов иностранных авиакомпаний, выполняющих международные полеты, международные воздушные перевозки;
– услуг, оказываемых непосредственно в аэропортах Республики Беларусь и воздушном пространстве Республики Беларусь, по обслуживанию, включая аэронавигационное обслуживание воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки и (или) международные полеты, по перечню таких услуг, утверждаемому Советом Министров.
18. Внесены дополнения в ст. 102 НК в целях однозначного определения периода, за который может быть произведен возврат сумм НДС, в частности: при получении документов после отражения оборотов по реализации в налоговой декларации (расчете) по НДС обороты по реализации товаров с применением ставки НДС в размере 0 % отражаются (с одновременным уменьшением ранее отраженных оборотов по этим товарам) в налоговой декларации (расчете) того отчетного периода, срок представления которой следует после получения документов, либо того отчетного периода, в котором получены документы, но не более 3 лет со дня наступления срока уплаты НДС в связи с отсутствием документов, подтверждающих вывоз товаров.
С 2011 г. порядок отражения оборотов с нулевой ставкой был изменен. Если подтверждающие документы плательщик получает по истечении 180-дневного срока, то корректировку оборотов и уменьшение исчисленной суммы НДС производят в декларации текущего налогового периода.
20. Внесены дополнения в п. 7 ст. 102 НК в части упрощения порядка применения нулевой ставки НДС при реализации экспортируемых товаров в Российскую Федерацию и Республику Казахстан. Так, в налоговый органнеобходимо будет представлять не полный пакет документов, как в настоящее время, а только таможенную декларацию, заверенную таможенным органом государства – члена Таможенного союза.
21. Положения ст. 102 НК дополнены нормами, предусматривающими возможность применения нулевой ставки НДС при реализации товаров по системе Tax Free. Условия, порядок и сроки возврата НДС при приобретении товаров по вышеуказанной схеме определены ст. 102-1 НК.
Внимание! Возврат НДС иностранному гражданину возможно будет производить через специального оператора системы Tax Free по стоимости товара, по которому производится возврат НДС, превышающей 800 тыс. руб. по одному кассовому чеку, при условии подтверждения вывоза такого товара за пределы территории Таможенного союза.
– товары, освобожденные от НДС;
– товары, облагаемые НДС по ставке 10 %;
– подакцизные товары.
Для магазинов Tax Free в части оборотов по реализации товаров, по которым производят возврат НДС иностранным гражданам, будет установлена ставка НДС в размере 0 %.
22. Внесены корректировки в пп. 2 и 3 ст. 106 НК в части исключения обязанности определения налоговых вычетов по НДС по оборотам по реализации работ, услуг, имущественных прав, местом реализации которых не признается территория Республики Беларусь, и подлежащих отнесению на затраты.
23. С 1 января 2013 г. исключено требование поступления выручки от реализации товаров (работ, услуг), облагаемой по нулевой ставке НДС, на счета в белорусских банках для принятия к вычету в полном объеме сумм НДС, относящихся к таким оборотам по реализации.
24. Статья 107 НК дополнена нормой, определяющей перечень документов, на основании которых суммы "ввозного" НДС принимаются к вычету по товарам, ввозимым из России или Казахстана.
25. В ст. 107 НК включены положения о первичных учетных документах, созданных в электронном виде. Это предоставит право плательщикам использовать при исчислении налогов ТТН-1 и ТН-2 установленного образца не только на бумажном носителе, полученные через АСБД, но и созданные в соответствии с установленным порядком в электронном виде.
26. С 1 января 2013 г. переработчику будет предоставлено право принимать к вычету "ввозной" НДС в полном объеме под нулевую ставку либо зачитывать его в пределах суммы налога, исчисленной по реализации в случае, если экспорт не подтвержден либо продукт переработки реализован заказчиком на территории Республики Беларусь.
Уплаченный при ввозе товаров НДС принимается к вычету их собственником. В рассматриваемом случае переработчик не является собственником ввезенного сырья, однако "ввозной" НДС в бюджет республики уплачивается им. В действующих условиях белорусская организация не имеет права принять к вычету уплаченный ею при ввозе товара НДС. Законом предоставлено право переработчику принимать к вычету "ввозной" НДС в полном объеме под нулевую ставку НДС либо засчитывать его в пределах сумм налога, исчисленной от реализации.
Глава 13 "Акцизы"
1. С 1 января 2013 г. внесены дополнения в ст. 122 и 123 НК, которые обусловлены необходимостью предоставления плательщику права относить суммы акцизов на стоимость приобретенных (ввезенных) подакцизных товаров не в момент уплаты соответствующих сумм акцизов, а в момент списания приобретенных (ввезенных) подакцизных товаров.
2. Приложение 1 к НК изложено в новой редакции, что обусловлено необходимостью индексации ставок акцизов на подакцизные товары.
3. Подп. 1.3 п. 1 ст. 113 НК конкретизирован на предмет непризнания объектом налогообложения дальнейшей реализации товаров, которые ввозятся на территорию Республики Беларусь, по которым установлены твердые ставки акцизов, и подакцизных товаров, которые освобождены от акцизов в соответствии с законодательством.
5. В связи с переходом с 1 января 2013 г. на налогообложение акцизов по принципу начисления соответствующие изменения внесены в ст. 118 НК.