С 1 марта 2014 г. организации (индивидуальные предприниматели) обязаны при ввозе транспортных средств из-за пределов Республики Беларусь (в т.ч. из России или Казахстана) уплачивать утилизационный сбор.
Данная обязанность, а также виды и категории транспортных средств, в отношении которых надо уплачивать утилизационный сбор, определены Указом Президента РБ от 04.02.2014 № 64 "Об утилизационном сборе в отношении транспортных средств"* (далее – Указ № 64).
__________________________
* Гл. бухгалтер. – 2014. – № 7. – С. 10–15.
Так, рассматриваемый сбор уплачивают в отношении транспортных средств:
– ввозимых (ввезенных) и помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
В данном случае плательщиком будет выступать декларант таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления в отношении транспортного средства;
– ввезенных с территорий государств – членов Таможенного союза и подлежащих государственной регистрации на территории Республики Беларусь в соответствии с белорусским законодательством.
Плательщиком будет выступать юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), ввезшее в Республику Беларусь с территорий государств – членов Таможенного союза транспортное средство.
Взимание сбора возложено на таможенные органы.
Справочно: категории облагаемых сбором транспортных средств должны соответствовать классификации, предусмотренной Межгосударственным стандартом ГОСТ 31286-2005 "Транспорт дорожный. Основные термины и определения. Классификация".
Размер утилизационного сбора установлен в российских рублях
Размеры утилизационного сбора установлены комментируемым постановлением Совета Министров РБ от 27.02.2014 № 172 "О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 4 февраля 2014 г. № 64" (далее – постановление № 172).
Обратите внимание на основные моменты определения подлежащей уплате суммы утилизационного сбора.
1. Размеры (ставки) утилизационного сбора не привязаны к кодам транспортных средств по ТН ВЭД ТС (как это принято в отношении таможенных платежей).
В частности, этим сбором согласно Указу № 64 облагаются транспортные средства категории M1 (к категории М1 относятся транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, кроме места водителя, не более 8 мест для сидения), в т.ч. повышенной проходимости категории G, а также специальные и специализированные транспортные средства указанных категорий, в т.ч.:
– транспортные средства с электродвигателями, за исключением транспортных средств с гибридной силовой установкой;
– транспортные средства с рабочим объемом двигателя: не более 1 000 см3; свыше 1 000 см3, но не более 2 000 см3; свыше 2 000 см3, но не более 3 000 см3; свыше 3 000 см3, но не более 3 500 см3; свыше 3 500 см3;
– транспортные средства, ввозимые физическими лицами для личного пользования вне зависимости от объема двигателя.
Исходя из данных характеристик в постановлении № 172 предусмотрены базовая ставка 20 000 рос. руб. и соответствующие коэффициенты к ней. Ни в Указе № 64, нив постановлении № 172 "привязки" к ТН ВЭД ТС нет.
Пример 1
Из Германии импортируются 2 новых легковых автомобиля с бензиновыми двигателями объемом 1 600 и 1 800 см3. Согласно Указу № 64 и постановлению № 172 они оба относятся к позиции "транспортные средства категории М1, в том числе повышенной проходимости категории G, а также специальные и специализированные транспортные средства указанных категорий, с рабочим объемом цилиндров двигателя от 1 000 до 2 000 см3". На такие транспортные средства (с даты выпуска которых прошло до 3 лет) установлена базовая ставка сбора в размере 20 000 рос. руб. и коэффициент 1,34.
В свою очередь, по ТН ВЭД ТС указанные транспортные средства классифицируются различными кодами – 8703 23 191 0 и 8703 23 192 1 соответственно. При этом в отношении таких кодов установлены различные ставки ввозной таможенной пошлины – 25 %, но менее 1,25 евро за 1 см3 объема двигателя, и 25 %, но менее 1,8 евро за 1 см3 объема двигателя.
2. Базовые ставки утилизационного сбора установлены в российских рублях. К ним следует применять коэффициенты, зависящие от характеристик транспортного средства.
В табл. 1 рассмотрено, в каком размере указанный сбор будет подлежать уплате в отношении транспортных средств категории M1, в т.ч. повышенной проходимости категории G, а также специальные и специализированные транспортные средства указанных категорий.
3. Рассматриваемый сбор подлежит уплате исключительно в белорусских рублях, а подлежащая уплате сумма должна определяться по официальному курсу белорусского рубля к российскому рублю, установленному Нацбанком на день принятия таможенным органом документа, отражающего исчисление и уплату утилизационного сбора.
Форма такого документа, порядок его заполнения, представления, регистрации, внесения изменений и аннулирования определен постановлением ГТК РБ от 13.02.2014 № 4 "О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 4 февраля 2014 г. № 64" (далее – постановление № 4).
Важно! Факт регистрации представления указанного документа в таможенные органы отражается в графе А.
Пример 2
Легковые автомобили, указанные в примере 1, фактически ввезены 27 февраля 2014 г. и размещены на временное хранение. 3 марта 2014 г. в отношении данных товаров таможня принимает документ, отражающий исчисление и уплату утилизационного сбора. Подлежащая уплате сумма составит:
(20 000 рос. руб. × 2,56 × 270,5 бел. руб.) × 2 ед. = 27 699 200 бел. руб.,
где 270,5 бел. руб. – официальный курс белорусского рубля к российскому рублю, установленный Нацбанком на 3 марта 2014 г.
4. Отсрочки (рассрочки) по уплате утилизационного сбора не предоставляются.
Случаев освобождения от утилизационного сбора, кроме предусмотренных непосредственно Указом № 64, законодательством не установлено.
Справочно: утилизационный сбор уплачивается в доход республиканского бюджета, код платежа – 02013, перечисление денежных средств производится на единый счет 3600920000008, открытый Минфину в белорусских рублях в Нацбанке (код банка: 153005042).
Освобождение от утилизационного сбора должно быть подтверждено определенными документами
Случаи освобождения от утилизационного сбора перечислены в Указе № 64. Для их применения комментируемым постановлением № 172 определены документы, представляемые в таможенные органы для получения освобождения.
В частности, освобождаются от данного сбора транспортные средства, ввозимые (ввезенные) в Республику Беларусь и предназначенные для официального пользования дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями. Для получения такого освобождения потребуются документы, подтверждающие ввоз транспортного средства, выданные в установленном порядке МИД.
Утилизационный сбор не участвует в исчислении таможенных платежей
При ввозе из-за пределов Таможенного союза транспортных средств уплачиваются таможенные и иные платежи, взимаемые таможенными органами. В связи с этим остановимся на размере таких платежей, так как фактически утилизационный сбор является дополнительным платежом к фискальной нагрузке на импортеров рассматриваемых товаров.
При ввозе из-за пределов Таможенного союза и выпуске для внутреннего потребления транспортных средств подлежат уплате следующие платежи.
1. Таможенные сборы за совершение таможенных операций.
В отношении автотранспорта ставка такого сбора установлена в размере 50 евро в эквиваленте (Указ Президента РБ от 13.07.2006 № 443 "О таможенных сборах"; далее – Указ № 443). Таможенные сборы за совершение таможенных операций уплачиваются отдельно по каждой декларации на товары независимо от того, какое количество автотранспорта и какой стоимости будет задекларировано по такой декларации.
2. Ввозная таможенная пошлина.
Ввозная таможенная пошлина уплачивается по ставкам, установленным Единым таможенным тарифом Таможенного союза (далее – ЕТТ ТС), утвержденным решением Совета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) от 16.07.2012 № 54 "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза". В отношении отдельных транспортных средств применяются ставки, установленные решением Совета ЕЭК от 16.07.2012 № 55 "О применении Республикой Беларусь и Республикой Казахстан ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа Таможенного союза, в отношении отдельных категорий товаров" (далее – решение Совета ЕЭК № 55), которые выше ставок ЕТТ ТС.
Вместе с тем решением Совета ЕЭК от 23.12.2013 № 100 в решение Совета ЕЭК № 55 внесены изменения, фактически предусматривающие, что данное решение прекратит свое действие для Республики Беларусь с даты введения в Республике Беларусь утилизационного сбора на рассматриваемые товары, т.е. с 1 марта 2014 г.
В табл. 2 и 3 приведены действующие до 1 марта 2014 г. ставки ввозных таможенных пошлин на отдельные из транспортных средств и ставки ЕТТ ТС, которые применяются в отношении рассматриваемых товаров с 1 марта 2014 г.
Примечания:
1. Не приведена информация о транспортных средствах, оборудованных для проживания.
2. Ставки в евро применяются за 1 см3 объема двигателя.
3. Налог на добавленную стоимость.
НДС уплачивается в отношении автотранспорта по ставке 20 % (ст. 102 Налогового кодекса РБ). При этом сумма данного налога определяется от таможенной стоимости, увеличенной на подлежащую уплате сумму ввозной таможенной пошлины.
4. Антидемпинговая пошлина.
Решением Коллегии ЕЭК от 14.05.2013 № 113 (далее – решение Коллегии ЕЭК № 113) установлено применение антидемпинговой пошлины в отношении "ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза легких коммерческих автомобилей, представляющих собой моторные транспортные средства с полной массой от 2,8 т до 3,5 т включительно, с дизельным двигателем с рабочим объемом цилиндров не более 3 000 см3, с типом кузова "фургон" модификации "грузовой цельнометаллический фургон" (предназначен для перевозки грузов до 2 т включительно) либо модификации "комби – грузопассажирский фургон" (предназначен для комбинированной перевозки грузов и людей), происходящих из Федеративной Республики Германия, Итальянской Республики и Турецкой Республики, классифицируемых кодами 8704 21 310 0 и 8704 21 910 0 ТН ВЭД ТС".
Соответственно в отношении названных транспортных средств дополнительно к рассмотренным таможенным платежам требуется уплатить антидемпинговую пошлину. Ее размеры представлены в табл. 4.