Точку в этой полемике поставил Указ№ 312: налог на прибыль, не уплаченный в связи с освобождением от обложения налогом на прибыль, предусмотренным в подп. 1.1 п. 1 ст. 140 НК (в ред., действовавшей до 1 января 2012 г.), подлежит внесению в бюджет с уплатой пени, начисленной за период со дня официального опубликования Указа № 312 и по день уплаты налога на прибыль включительно (подп. 1.1 п. 1 Указа № 312).
Эта норма действует в случаях, если в течение 2 лет с даты приобретения (строительства, сооружения, создания) объектов основных средств или даты окончания работ по реконструкции, модернизации объектов основных средств и объектов незавершенного строительства, по которым было применено освобождение, такие объекты основных средств и объекты незавершенного строительства полностью или частично:
1) не введены в эксплуатацию;
2) реализованы;
3) ликвидированы (за исключением ликвидации, обусловленной чрезвычайными обстоятельствами (пожар, авария, стихийное бедствие, дорожно-транспортное происшествие));
4) переданы безвозмездно (за исключением безвозмездной передачи в пределах одного собственника по его решению или решению уполномоченного им органа);
5) переданы в безвозмездное пользование;
6) переданы по разделительному балансу юридическому лицу, образованному в процессе реорганизации юридического лица, применявшего освобождение, в форме выделения или разделения.
При этом датой приобретения (строительства, сооружения, создания) объектов основных средств, датой окончания работ по реконструкции, модернизации объектов основных средств и объектов незавершенного строительства признают соответственно:
– дату получения или создания основных средств;
– дату окончания работ по реконструкции, модернизации объектов основных средств и объектов незавершенного строительства, подтверждаемую первичными учетными документами, оформленными в соответствии с законодательством (товарно-транспортными накладными, актами о приеме-передаче основных средств, актами сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ, актами о передаче не завершенного строительством объекта и другими документами), независимо от оплаты объектов основных средств и работ по реконструкции, модернизации объектов основных средств и объектов незавершенного строительства и применения освобождения от налогообложения по таким объектам.
Организация в январе 2011 г. приобрела основное средство производственного назначения стоимостью 50 млн. руб. и по итогу 2011 г. применила освобождение по налогу на прибыль в соответствии с подп. 1.1 п. 1 ст. 140 НК (в ред., действовавшей до 1 января 2012 г.). Сумма налога на прибыль, не уплаченная в бюджет в связи с применением льготы, составила 12 млн. руб. (50 млн. руб. × 24 %). В марте 2012 г. основное средство реализовано по договору купли-продажи.
Льгота в отношении данного основного средства прекращается и налог на прибыль, не уплаченный в связи с ее применением (12 млн. руб.), подлежит внесению в бюджет с уплатой пени, начисленной за период со дня официального опубликова-ния Указа № 312 и по день уплаты налога на прибыль включительно (подп. 1.1 п. 1 Указа № 312).
Так, данную сумму налога определяют пропорционально удельному весу стоимости этой части объекта основных средств или объекта незавершенного строительства в их общей стоимости, но не более суммы налога на прибыль, исчисленного с сумм прибыли, ранее освобожденной от обложения налогом на прибыль в соответствии с подп. 1.1 п. 1 ст. 140 НК (в ред., действовавшей до 1 января 2012 г.).
Объектами обложения НДС не признают обороты по реализации услуг (работ), оказываемых (выполняемых) органами внутренних дел (их подразделениями)
Отдельные нормы Указа № 312 распространяют свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2012 г. (п. 5 Указа № 312). Среди них нормы подп. 1.2 п. 1, в соответствии с которыми объектами обложения НДС не признают обороты по реализации на территории Республики Беларусь услуг (работ), оказываемых (выполняемых) органами внутренних дел (их подразделениями).
Для сравнения: по нормам подп. 1.13 п. 1 ст. 94 НК освобождению от НДС подлежат обороты по реализации на территории Республики Беларусь охранных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) Департаментом охраны МВД и его подразделениями, а также организациями, находящимися в его ведении.
Напомним, что в соответствии с нормами налогового законодательства обороты по реализации, непризнаваемые объектами обложения НДС, не отражают в налоговой декларации (расчете) по НДС.
Урегулирован вопрос исчисления экологического налога плательщиками, производящими незначительные объемы выбросов в атмосферный воздух
Неоднократно в 2012 г. рассматривалась проблема исчисления и уплаты экологического налога в отношении появившегося с 2012 г. объекта налогообложения: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от нестационарных источников выбросов и стационарных источников выбросов, которым не устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Проблема заключалась в том, что налоговое законодательство, установив такой объект налогообложения, не разработало методику исчисления экологического налога в отношении нестационарных источников выбросов.
Частично данная проблема была решена совместным письмом Минприроды и МНС РБ от 30.04.2012 № 03-1-9/1371-вн/2-2-23/10335 "Об учете выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, исчислении экологического налога и налога за добычу (изъятие) природных ресурсов", а также отдельными разъяснениями МНС.
Для урегулирования этой проблемы на уровне законодательного акта подп. 1.3 п. 1 Указа № 312 определено, что объектами обложения экологическим налогом не признают выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных и нестационарных источников выбросов, по которым не устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, при общих объемах выбросов каждого из загрязняющих веществ, указанных в приложении 6 к НК, в пределах значений, установленных в абз. 4–7 п. 2 ст. 205 НК.
То есть Указом № 312 предусмотрено применение установленных минимальных значений для всех источников выбросов в совокупности для исключения обязанности уплаты экологического налога плательщиками, производящими незначительные объемы выбросов в атмосферный воздух.
Данная норма также распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2012 г.
Для туристических организаций разработан механизм применения УСН в 2012 г.
Напомним, что в соответствии с нормами НК субъекты хозяйствования, осуществляющие туристическую деятельность, с 1 января 2012 г. имеют право на применение упрощенной системы налогообложения (далее – УСН).
Справочно: с 1 января 2012 г. из подп. 5.1.4 п. 5 ст. 286 НК исключена норма, не позволявшая туристическим организациям применять УСН.
Принятие Указа № 312 исправило данную несправедливость: подп. 1.7 п. 1 Указа № 312 предусматривает предоставление субъектам хозяйствования, осуществляющим туристическую деятельность, возможности применения УСН в 2012 г. Так, субъекты хозяйствования, осуществляющие туристическую деятельность, прошедшие государственную регистрацию с 1 октября 2011 г. до 1 января 2012 г. и желающие применять УСН с 1 января 2012 г., должны в течение 20 рабочих дней со дня официального опубликования Указа № 312 представить в налоговые органы по месту постановки на учет уведомление о переходе на УСН с указанием информации о выбранной налоговой базе (налоговых базах). При этом отметим, что с 1 января 2012 г. введен уведомительный порядок перехода на УСН.
Организации, осуществляющие туристическую деятельность и прошедшие государственную регистрацию до 1 октября 2011 г., желающие с 1 января 2012 г. применять УСН, помимо указания в уведомлении о переходе на УСН информации о выбранной налоговой базе (налоговых базах) также обязаны указать размер валовой выручки за первые9 месяцев 2011 г. и численность работников организации в среднем за этот период, которые должны соответствовать условиям применения УСН, установленным в п. 1 ст. 286 НК.
То есть применение этими организациями УСН прекращается и они осуществляют исчисление и уплату налогов, сборов (пошлин) и отчислений в бюджет либо государственные внебюджетные фонды, арендной платы за землю, отчислений в инновационные фон-ды, образуемые в соответствии с законодательными актами, в общем порядке начиная с месяца, следующего за отчетным периодом, в котором численность работников организации в среднем за период с начала года по отчетный период включительно, определенная в соответствии с частью второй п. 1 ст. 286 НК, превысила 100 человек, а валовая выручка нарастающим итогом в течение календарного года – 12 000 000 000 руб.
Субъекты хозяйствования, осуществляющие туристическую деятельность, которые желают воспользоваться предоставленным правом перехода на УСН, помимо уведомления о переходе на УСН:
1) не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в котором официально опубликован Указ № 312, должны представить налоговую декларацию (расчет) по налогу при УСН, налоговые декларации (расчеты) с внесенными изменениями и (или) дополнениями по налогам, сборам (пошлинам), арендной плате за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, уплаченным за период применения общего порядка налогообложения;
2) не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в котором официально опубликован Указ № 312, должны произвести уплату (доплату) налога при УСН за периоды, в которых применялся общий порядок налогообложения, без начисления пени и применения мер административной ответственности.