В связи с имевшей место с 1 октября 2012 г. корректировкой Указа Президента РБ от 16.10.2009 № 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь" (далее – Указ № 510) из-под сферы действия Указа № 510 были выведены проверки, проводимые любыми контролирующими (надзорными) органами в отношении представительств иностранных организаций на территории Республики Беларусь при прекращении их деятельности.
С 1 января 2013 г. налоговые органы будут проводить такие проверки в порядке, урегулированном ст. 71–78 НК. Во многом этот порядок схож с тем, что установлен Указом № 510, однако есть и некоторые отличия. Например, если Указ № 510 жестко регламентировал продолжительность проверки таких представительств: она могла длиться не более 30 рабочих дней, а ее продление (не более чем на 15 рабочих дней) или приостановление (не более чем на 3 месяца, а при направлении запросов в иностранные государства – 6 месяцев) могло осуществляться только министром по налогам и сборам, – то НК допускает продление общего срока проверки (30 рабочих дней) на любой срок по решению начальника инспекции МНС или его заместителя (п. 5 ст. 71 НК).
– в случае ликвидации организации;
– в случае прекращения действия заключенного международного договора, на основании которого открыто представительство, если это предусмотрено договором;
– по решению организации, открывшей представительство;
– по решению суда в случае нарушения законодательства РБ;
– в случае истечения срока действия разрешения на открытие или продление срока деятельности представительства.
Указанные случаи предусмотрены пп. 24 и 25 Положения о порядке открытия и деятельности в Республике Беларусь представительств иностранных организаций, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 22.07.1997 № 929.
После прекращения деятельности представительства иностранная организация обязана выполнить процедуры, связанные с прекращением его деятельности, и в месячный срок представить в МИД Беларуси соответствующий пакет документов, в т.ч. копии справки об отсутствии задолженности перед бюджетом по взимаемым налоговыми органами платежам и справки об отсутствии задолженностей перед бюджетом по платежам, взимаемым таможенными органами, и обязательств, не прекращенных перед таможенными органами. Копии документов заверяются печатью организации либо подписью лица, уполномоченного на совершение действий по прекращению деятельности представительства.
Обращение за такими справками повлечет за собой назначение налоговыми и таможенными органами внеплановых проверок представительств. При этом таможенные органы будут проводить такую проверку в соответствии с порядком, установленным гл. 19 Таможенного кодекса Таможенного союза.
Таможенные органы наделены правом провести по месту нахождения плательщиков, имеющих задолженность, мероприятия по выявлению имущества плательщика и его дебиторов
В силу изменений, внесенных в ст. 78 НК, проводить мероприятия по выявлению имущества плательщика, а также его дебиторов (далее – мероприятия) смогут наряду с налоговыми (они имели такое право и ранее) и таможенные органы. Провести мероприятия таможенные органы будут вправе в любом случае при наличии у плательщика не исполненного в установленные сроки налогового обязательства, неуплаченных пеней (как правило, недоимка по таможенным платежам возникает по результатам проводимых таможенными органами таможенных проверок). Такие мероприятия будут проводиться по месту нахождения плательщика и (или) по месту нахождения его имущества.
Решение о проведении мероприятий вправе принять руководитель таможенного органа или его заместитель. Оформляется принятое решение уведомлением о проведении мероприятий, форма которого должна быть утверждена в ближайшее время ГТК.
Доступ должностных лиц таможенных органов на территорию или в помещение плательщика в целях проведения мероприятий будет возможен при предъявлении этими лицами уведомления о проведении мероприятий и служебных удостоверений. Для доступа в жилые помещения, иные законные владения индивидуального предпринимателя помимо или против его воли потребуется еще и санкция прокурора, а также участие не менее 2 понятых.
Мероприятия должны проводиться в присутствии плательщика или его представителя, как правило, в течение 1 рабочего дня. По их результатам должностные лица таможенного органа должны:
1) при выявлении дебиторской задолженности – оформить справку с указанием в ней наличия у плательщика дебиторской задолженности;
2) при выявлении у плательщика иногоимущества – наложить в установленном ст. 54 НК порядке арест на него.
В НК закреплено право налоговых органов осуществлять мониторинг
При осуществлении мониторинга налоговые органы должны будут руководствоваться требованиями Положения о порядке проведения мониторинга, утвержденного Указом № 510. Обратим внимание, что согласно этому документу:
– мониторинг заключается в наблюдении, анализе, оценке, установлении причинноследственных связей и проводится для оперативной оценки фактического состояния объектов и условий деятельности субъекта мониторинга на предмет соответствия требованиям законодательства, а также в целях выявления и предотвращения причин и условий, способствующих совершению нарушений;
– при проведении мониторинга контролирующие и надзорные органы и их должностные лица не вправе использовать полномочия, предоставленные им для проведения проверок. При этом должностные лица указанных органов вправе входить лишь на такие территории и объекты, которые являются общедоступными (торговый зал магазина в период его работы и т.п.), а на иные территории и объекты (складские, служебные помещения и т.п.) – только с согласия субъекта. Одновременно они вправе использовать доступные средства Интернета, видео- и телекоммуникационные ресурсы дистанционного контроля (надзора).
Таким образом, мониторинг, по общему правилу, должен быть "незаметен" для субъекта и никоим образом не обременять его и не отвлекать от обычной деятельности (не секрет, что с любой проверкой нормальная работа служб организации затрудняется, а работники вынуждены отвлекаться на выполнение требований проверяющих, создание им условий для проверки и т.п.).
В то же время в случае обнаружения в ходе мониторинга нарушений законодательства, создающих угрозу национальной безопасности, причинения вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде, должностное лицо контролирующего (надзорного) органа выносит требование (предписание) о приостановлении (запрете) деятельности субъекта, цехов (производственных участков), оборудования, производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), эксплуатации транспортных средств.
Если выявленные нарушения (недостатки) такой угрозы не представляют, то субъекту будут даны рекомендации по устранению выявленных в ходе мониторинга нарушений (недостатков), которые субъект вправе устранить добровольно, проинформировав об этом контролирующий (надзорный) орган в установленный им срок. В таком случае в отношении субъекта и его должностных лиц не могут быть применены меры ответственности. Вместе с тем субъект и (или) его должностные лица несут ответственность в 2 случаях:
– если они не устранили добровольно выявленные нарушения (недостатки) в установленный для этого срок;
– если нарушения выявлены повторно, т.е. ранее уже выявлялись контролирующим (надзорным) органом в ходе предыдущего мониторинга.
Налоговые органы лишены права приостанавливать на время проведения оперативной проверки розничную торговлю (оказание услуг, выполнение работ)
С учетом изменений, внесенных Указом Президента РБ от 26.07.2012 № 332 "О некоторых мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь" (далее – Указ № 332) в Положение о порядке организации и проведения проверок, утвержденное Указом № 510, приостановление (запрет) деятельности проверяемого субъекта, цехов (производственных участков), оборудования, производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), эксплуатации транспортных средств допустимо только:
– по требованию (предписанию), вынесенному только таким контролирующим (надзорным) органом, чьи полномочия на это специально оговорены в законодательных актах (указах, декретах Президента или законах РБ);
– при выявлении нарушений законодательства, создающих угрозу национальной безопасности, причинения вреда жизни и здоровью населения, причинения вреда окружающей среде.
Именно по этой причине из ст. 81 НК исключено ранее предусмотренное в ней право налоговых органов приостанавливать на время проведения внеплановой тематической оперативной проверки (на срок не более 2 суток) розничную торговлю (оказание услуг, выполнение работ) проверяемых субъектов для снятия остатков товара и проверки соблюдения порядка приема наличных денежных средств и осуществления валютных операций, порядка использования кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров.
При выездных проверках, проводимых в связи с ликвидацией организации, налоговые органы вправе применить расчетный метод исчисления сумм налогов и сборов
Напомним, что при отсутствии у проверяемого субъекта или непредставлении им документов бухгалтерского, налогового учета и (или) других документов, связанных с налогообложением, контролирующий (надзорный) орган в пределах своей компетенции вправе определять, если иное не предусмотрено Президентом, размер причитающихся к уплате в бюджет сумм налогов, сборов (пошлин) одним из следующих способов:
– на основании сведений о движении денежных средств по счетам в банке и (или) сведений о проверяемом субъекте, полученных от других государственных органов, юридических и физических лиц;
– расчетным методом на основании сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, осуществляющих аналогичные виды деятельности (п. 17 Указа № 510).