Организации, которые из государств Таможенного союза ввозят в республику алкогольную, непищевую спиртосодержащую продукцию и непищевой этиловый спирт, должны промаркировать сопроводительные документы контрольными знаками
Обязанность маркировать контрольными знаками сопроводительные документы при ввозе на территорию Республики Беларусь с территории государств – участников Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26.02.1999 алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта определена ст. 22 Закона РБ от 27.08.2008 № 429-З "О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта" (далее – Закон № 429-З). Такая же обязанность предусмотрена и при вывозе указанных товаров.
Образцы названных контрольных знаков утверждены постановлением Минфина РБ от 28.10.2005 № 129 "Об утверждении образцов контрольных знаков, предназначенных для маркировки сопроводительных документов на ввозимые (вывозимые) на таможенную территорию Республики Беларусь с таможенной территории государств – участников Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года юридическими лицами алкогольную продукцию (за исключением ввоза (вывоза) пива с объемной долей этилового спирта 7 и более процентов, ввоза алкогольных напитков, маркированных акцизными марками Республики Беларусь, вывоза алкогольных напитков, маркированных их производителем в соответствии с требованиями законодательства страны назначения), непищевую спиртосодержащую продукцию и непищевой этиловый спирт" (далее – постановление № 129).
Комментируемое постановление Минфина РБ от 20.08.2013 № 58 привело положения постановления № 129 в соответствие с таможенным законодательством Таможенного союза. Фактически по тексту указанного постановления слова "таможенная территория" заменены на слово "территория". Обусловлено это следующим.
Дело в том, что таможенным законодательством Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России не предусмотрено понятий "таможенная территория Республики Беларусь", "таможенная территория Республики Казахстан" и "таможенная территория Российской Федерации". В ст. 2 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС) приведено понятие единой таможенной территории Таможенного союза, которую составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территории государств – членов Таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства – члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией.
Отметим, что схожее с предусмотренным Законом № 429-З требование установлено также Указом Президента РБ от 10.06.2011 № 243"О маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками" (далее – Указ № 243). Однако нормы комментируемого постановления не затрагивают положения этого Указа.
Справочная информация
Действие Указа № 243 распространяется на товары, перечень которых определен постановлением Совета Министров РБ от 29.07.2011 № 1030 "О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 10 июня 2011 г. № 243". В него входят масло растительное, соки фруктовые, соки овощные, минеральные и газированные воды, пиво солодовое, слабоалкогольные напитки с объемной долей этилового спирта не более 7 %, масло моторное, моющие средства, стеклоомывающие, моющие и чистящие средства для стекол, кофе, чай, антифризы, обувь, принтеры, вычислительные машины (ноутбуки), мобильные телефоны, аудиокассеты, видеокассеты, компакт-диски, мониторы, телевизоры, часы.
Организации должны указанные товары маркировать контрольными (идентификационными) знаками. Приобретение, хранение, использование, транспортировка и реализация таких товаров на территории Республики Беларусь юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями) без контрольных (идентификационных) знаков либо с нанесенными на них контрольными (идентификационными) знаками в нарушение установленного законодательством порядка запрещена. Маркировку контрольными (идентификационными) знаками осуществляют:
– юридические лица (индивидуальные предприниматели), ввозящие на территорию Республики Беларусь товары:
в отношении которых в соответствии с законодательством не совершаются таможенные операции и не осуществляется таможенный контроль, – за пределами Республики Беларусь либо на территории уполномоченных складов;
в отношении которых в соответствии с законодательством совершаются таможенные операции и осуществляется таможенный контроль, – за пределами Республики Беларусь либо на таможенном складе после помещения товаров под таможенную процедуру таможенного склада;
– производители товаров в местах их производства, упаковки (переупаковки), хранения – до начала их транспортировки и (или) реализации;
– юридические лица (индивидуальные предприниматели), осуществляющие торговлю товарами, возвращенными покупателями, и (или) комиссионную торговлю непродовольственными товарами на основании заключенных с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, договоров комиссии, – до предложения этих товаров для продажи, в т.ч. до их выставления в месте продажи, демонстрации их образцов или предоставления сведений о них в месте продажи.
Контрольные знаки при вывозе с территории Республики Беларусь за пределы таможенной территории Таможенного союза для целей маркировки товаров подлежат помещению под таможенную процедуру экспорта в соответствии с требованиями таможенного законодательства Таможенного союза (Инструкция о порядке реализации, учета, хранения и уничтожения контрольных (идентификационных) знаков, утвержденная постановлением МНС РБ от 09.08.2011 № 32 "О некоторых вопросах маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками").
Вывоз контрольных знаков с территории Республики Беларусь на территорию государств – членов Таможенного союза для целей маркировки товаров осуществляется с оформлением товарно-транспортной накладной или товарной накладной.
Экспорт – это таможенная процедура, при которой товары Таможенного союза вывозятся за пределы таможенной территории Таможенного союза и предназначаются для постоянного нахождения за ее пределами (ст. 212 ТК ТС). Товары помещаются под такую процедуру при выполнении следующих условий (ст. 213 ТК ТС):
– уплата вывозных таможенных пошлин, если не предусмотрены льготы по уплате вывозных таможенных пошлин.
Ставки вывозных таможенных пошлин установлены в отношении следующих категорий товаров: семена рапса или кользы (Указ Президента РБ от 21.05.2010 № 272 "Об установлении ставки вывозной таможенной пошлины на семена рапса"); лесоматериалы (Указ Президента РБ от 09.10.2010 № 522 "Об установлении ставок вывозных таможенных пошлин на лесоматериалы"); кожевенное сырье (Указ Президента РБ от 01.02.2011 № 40 "Об установлении ставок вывозных таможенных пошлин на кожевенное сырье"); нефть и нефтепродукты (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2010 № 1932);
– соблюдения запретов и ограничений.
Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами – членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, утвержден решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 № 134.
Важно! Экспортируемые контрольные знаки под указанные условия фактически не подпадают, так как на них не установлены ни вывозные таможенные пошлины, ни указанные ограничения или запреты. В отношении их также не уплачивают таможенные сборы за совершение таможенных операций (Указ Президента РБ от 13.07.2006 № 443 "О таможенных сборах").