____________________
* Постановление Совета Министров РБ от 13.12.2012 № 1147 "Об утверждении перечня контролирующих (надзорных) органов и (или) сфер контроля (надзора), которые применяют (в которых применяются) контрольные списки вопросов (чек-листы), определении требований к форме контрольного списка вопросов (чек-листа) и признании утратившим силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 1 апреля 2010 г. № 489" (далее – постановление № 1147).
* Постановление Совета Министров РБ от 13.12.2012 № 1147 "Об утверждении перечня контролирующих (надзорных) органов и (или) сфер контроля (надзора), которые применяют (в которых применяются) контрольные списки вопросов (чек-листы), определении требований к форме контрольного списка вопросов (чек-листа) и признании утратившим силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 1 апреля 2010 г. № 489" (далее – постановление № 1147).
Формы чек-листов должны быть утверждены и размещены на сайтах соответствующих контролирующих (надзорных) органов в Интернете до 15 января 2013 г.
Комментируемым постановлением упорядочены правила применения в деятельности контролирующих и надзорных органов контрольных списков вопросов (чек-листов) (далее – чек-листы) и при этом существенно расширена сфера применения чек-листа.
Основные правила применения чек-листа определены в Указе Президента РБ от 16.10.2009 № 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь" (далее – Указ № 510). Так, установлено, что чек-лист – это исчерпывающий перечень требований, которые могут быть предъявлены проверяемому субъекту в соответствии с законодательством и которые подлежат проверке соответствующим контролирующим (надзорным) органом. Указом № 510 также предусмотрено, что:
– перечень контролирующих (надзорных) органов и (или) сфер контроля (надзора), которые применяют (в которых применяется) чек-лист, утверждает Правительство.
Такой перечень утвержден:
до 15 января 2013 г. – постановлением Совета Министров РБ от 01.04.2010 № 489 (далее – постановление № 489);
с 15 января 2013 г. – постановлением № 1147;
Формы чек-листов утверждают министерства, иные республиканские органы государственного управления, концерны и они должны быть размещены на официальных сайтах контролирующих (надзорных) органов в Интернете.
Чек-лист используют для сбора информации об организациях и планирования на этой основе проверок
Как показывает анализ норм Указа № 510, чек-лист может быть применен в 2 целях:
1) для сбора информации о субъекте и планирования на этой основе проверок.
Так, при планировании проверок контролирующим (надзорным) органом может использоваться контрольный список вопросов (чек-лист), который направляют предполагаемому проверяемому субъекту, отнесенному к средней или низкой группам риска, для получения контролирующим (надзорным) органом информации, последующего анализа соблюдения проверяемым субъектом законодательства и определения необходимости назначения плановой проверки. Во всех случаях, когда постановлением № 1147 для соответствующего контролирующего (надзорного) органа и (или) сферы контроля (надзора) предусмотрено использование чек-листа, он является обязательным к применению контролирующим (надзорным) органом при планировании им проверок.
Такой субъект должен контролирующему (надзорному) органу представить информацию по контрольному списку вопросов (чек-листу) не позднее 10 рабочих дней со дня получения указанного списка (чек-листа). За неисполнение в установленный срок этой обязанности либо за представление чек-листа, содержащего заведомо недостоверные сведения, на виновных должностных лиц организации может быть наложен штраф в размере от 4 до 20 базовых величин (ст. 23.16 КоАП "Непредставление документов, отчетов и иных материалов");
2) в ходе проверки как форма отражения информации, полученной в процессе проведения проверки.
В этом случае чек-лист или его часть заполняет сам проверяющий (руководитель проверки) по тем вопросам, которые подлежат проверке, и чек-лист (или его часть) является неотъемлемой частью акта (справки) проверки.
Важно! По фактам, отраженным в чек-листе, проверяемая организация вправе по окончании проверки представить свои возражения.
Указанное использование чек-листа обязательно при проведении плановой проверки, если соответствующий контролирующий (надзорный) орган и (или) сфера контроля (надзора) предусмотрены в утвержденном комментируемым постановлением перечне. При проведении же внеплановой проверки вопрос использования чек-листа решают (по усмотрению) сами проверяющие.
С 15 января 2013 г. расширяют перечень контролирующих органов, имеющих право применять чек-листы
До 15 января 2013 г. (дата вступления в силу комментируемого постановления) действует перечень контролирующих (надзорных) органов и сфер контроля (надзора), которые применяют (в которых применяется) контрольный список вопросов (чек-лист), утвержденный постановлением № 489, который предусматривает применение чек-листа в очень ограниченных случаях:
– налоговыми органами – при осуществлении контроля за соблюдением законодательства, регулирующего производство и оборот алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий, оборот табачного сырья, рекламу алкогольных напитков и табачных изделий (в отношении всех проверяемых субъектов);
– органами и учреждениями государственного санитарного надзора – при осуществлении государственного санитарного надзора за соблюдением проверяемыми субъектами санитарно-эпидемиологического законодательства (в отношении деятельности парикмахерских (салонов красоты));
– органами государственного пожарного надзора – при осуществлении государственного пожарного надзора, надзора за соблюдением законодательства при осуществлении деятельности по обеспечению пожарной безопасности (в отношении проверяемых субъектов, относящихся к средней и низкой группе риска и эксплуатирующих торговые объекты (за исключением передвижных торговых объектов и торговых объектов общественного питания) с площадью торгового зала до 75 м2);
– концерном "Белнефтехим" – при осуществлении контроля за выполнением лицензиатами лицензионных требований и условий осуществления лицензируемого вида деятельности – оптовая и розничная торговля нефтепродуктами (при проверке складов хранения нефтепродуктов, автозаправочных станций).
Перечисленные органы продолжат применять чек-листы в указанных сферах и с 15 января 2013 г., но с учетом изменений, определенных постановлением № 1147.
Так, с 15 января 2013 г. органы и учреждения, осуществляющие государственный санитарный надзор, будут применять чек-лист при осуществлении государственного санитарного надзора за соблюдением санитарно-эпидемиологического законодательства всеми проверяемыми субъектами, а не только в отношении парикмахерских и салонов красоты, как ранее.
Кроме того, постановление № 1147 дополнительно предусмотрело применение чек-листа для целого ряда иных контролирующих (надзорных) органов и сфер контроля (надзора). Рассмотрим с помощью прилагаемой таблицы, какие новые органы, по каким сферам контроля (надзора) и в отношении каких проверяемых субъектов с 15 января 2013 г. будут применять чек-листы.
–––––––––––––––––––––––––––––––
* В таблице отсутствуют органы и сферы контроля, перечень которых ранее был определен постановлением № 489 и перенесен в постановление № 1147. – Прим. ред.
* В таблице отсутствуют органы и сферы контроля, перечень которых ранее был определен постановлением № 489 и перенесен в постановление № 1147. – Прим. ред.
** Местные исполкомы применяют чек-листы в соответствующей сфере контроля (надзора) на основании п. 4 постановления № 1147.
Справочно: у налоговых органов также расширилась сфера контроля (надзора). С 15 января 2013 г. они будут в т.ч. осуществлять контроль за деятельностью в сфере игорного бизнеса и соблюдением законодательства при осуществлении деятельности в этой сфере; а также за деятельностью организаторов азартных игр в части соблюдения ими законодательства о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности.
Постановлением № 1147 регламентировано, как в чек-листе должен быть изложен перечень требований, предъявляемых к проверяемому субъекту
Так, определено, что данный перечень не может носить общий или отсылочный характер, формируется контролирующим (надзорным) органом со ссылкой на структурные элементы нормативных правовых актов, в т.ч. технических нормативных правовых актов, устанавливающих требования, предъявляемые к проверяемому субъекту. Формулировки этих требований должны исключать возможность их различного толкования и предусматривать однозначные ответы.
Проверяемый субъект должен будет дать один из следующих ответов относительно соблюдения им требований законодательства, в т.ч. технических нормативных правовых актов:
"да" – если предъявляемое требование реализовано им в полном объеме;
"нет" – если предъявляемое требование не реализовано или реализовано не в полном объеме;
"не требуется" – если предъявляемое требование не подлежит реализации проверяемым субъектом и (или) контролю (надзору) применительно к данному проверяемому субъекту;
указать соответствующий количественный показатель – если предъявляемое требование подлежит количественной оценке.
В примечании субъект сможет дать любые пояснения, которые посчитает нужными, в т.ч. о причинах реализации требования законодательства не в полном объеме.
Важно! Любое требование в утвержденной соответствующим органом форме чек-листа должно сопровождаться указанием на нормативные правовые акты, в т.ч. технические нормативные правовые акты, в соответствии с которыми данное требование предъявляется к проверяемому субъекту.