3 ноября 2011 г. подписан Указ № 497, который вступит в силу с 1 января 2012 г.
Указ Президента РБ от 03.11.2011 № 497 "Об оказании поддержки организациям физической культуры и спорта" (далее – Указ № 497) устанавливает виды поддержки организаций физической культуры и спорта. Поэтому, прежде чем определить, подпадают ли организации, которым оказывается поддержка и которые ее оказывают, под действие Указа № 497, необходимо выяснить вопрос статуса "организации физической культуры и спорта".
Для применения норм Указа № 497 следует определить статус организации, которой оказывается поддержка
К организациям физической культуры и спорта (далее – спортивные организации) относятся федерации (союзы, ассоциации) по виду (видам) спорта, клубы по виду (видам) спорта, специализированные учебно-спортивные учреждения и иные организации, предметом деятельности которых в соответствии с учредительными документами являются (ст. 11 Закона РБ "О физической культуре и спорте"):
1) развитие физической культуры и (или) спорта (вида спорта);
2) подготовка спортивного резерва и (или) спортсменов высокого класса;
3) физкультурно-оздоровительная и (или) спортивно-массовая работа с гражданами;
4) проведение спортивных мероприятий и (или) участие в них, в т.ч. подготовка спортсменов (команд спортсменов) и представление спортсменов (команд спортсменов) от своего имени на спортивных соревнованиях;
5) учебно-методическое обеспечение системы физической культуры и спорта.
Внимание! Данный перечень является исчерпывающим, поэтому одно из этих оснований обязательно должно быть в учредительном документе (уставе) организации.
Виды поддержки могут быть различными
Указом № 497 определены виды поддержки спортивных организаций (выделение из средств местных бюджетов субсидий, предоставление налоговых льгот и преференций и т.д.). Одним из них является безвозмездная передача юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями спортивным организациям в соответствии с законодательством и с учетом отдельных особенностей денежных средств (в т.ч. путем направления на оплату товаров (работ, услуг) для спортивных организаций по договорам о переводе долга), безвозмездного оказания услуг (выполнения работ) и (или) безвозмездной передачи имущества, в т.ч. имущественных прав, с включением сумм расходов по оказанию такой безвозмездной (спонсорской) помощи в состав внереализационных расходов для целей налогообложения. Данный вид поддержки является спонсорской помощью, общие основы которой заложены Указом Президента РБ от 01.07.2005 № 300 "О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи" (далее – Указ № 300). В связи с этим порядок и условия ее оказания регулируются Указом № 300 с особенностями, установленными Указом № 497.
Общие правила оказания спонсорской помощи
1. Не любая "передача" является спонсорством. Исключения установлены Указом № 300. Например, в контексте спонсорства в спорте можно назвать следующие случаи, не относящиеся к нему:
– передача основных средств от одной государственной организации другой;
– выделение денежных средств юридическим и физическим лицам из бюджета, государственных внебюджетных фондов;
– передача имущественных прав на результаты научно-технической деятельности, созданные полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, а также за счет средств государственных внебюджетных фондов, в соответствии с актами Президента, регулирующими порядок приобретения таких имущественных прав и распоряжения ими;
– передача основных средств между организациями, имущество которых находится в собственности общественных объединений инвалидов, если такая передача не предусматривает переход (не связана с переходом) права собственности на такие средства – касательно инвалидного спорта.
2. Спонсорскую помощь оформляют обязательно в письменной форме. При этом форма договора не является произвольной, а должна соответствовать примерной форме, определенной постановлением Совета Министров РБ от 13.07.2005 № 779.
Сторонам договора о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи необходимо помнить, что форма договора примерная и может быть дополнена условиями, обеспечивающими интересы сторон. Например, в договор можно включить норму, предусматривающую ответственность сторон за неисполнение или несвоевременное исполнение своих обязательств: за непредставление или нарушение сроков представления отчета об использовании безвозмездной (спонсорской) помощи, за нецелевое использование полученной безвозмездной (спонсорской) помощи и т.д. От полноты включенных норм договора зависит степень защиты интересов сторон по договору.
3. Существенным условием такого рода договора является указание цели оказываемой финансовой помощи.
При этом цели предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи определены п. 2 Указа № 300. Их перечень является исчерпывающим и не может быть изменен по усмотрению сторон. В рамках спонсорства в спорте можно обозначить следующие цели:
– создание и укрепление материально-технической базы;
– поддержка олимпийского и паралимпийского движения Беларуси, игровых видов спорта, проведение организациями физической культуры и спорта, профессиональными союзами, их организационными структурами, объединениями таких союзов и их организационными структурами физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой работы, спортивных мероприятий и участие в них, в т.ч. подготовка спортсменов (их команд), строительство и содержание физкультурно-спортивных сооружений.
Нельзя забывать, что цель оказания спонсорской помощи можно конкретизировать, разбив ее на конкретные направления, установленные в соответствии с п. 4 Указа № 497.
4. В договоре о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи в обязательном порядке необходимо указать:
– организацию, индивидуального предпринимателя, предоставляющих безвозмездную (спонсорскую) помощь;
– получателя такой помощи;
– размер (сумму, расчет стоимости) оказываемой безвозмездной (спонсорской) помощи;
– порядок представления получателем безвозмездной (спонсорской) помощи (за исключением получателей – физических лиц) организации, индивидуальному предпринимателю, оказавшим такую помощь, отчета о ее целевом использовании.
5. Договор о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи считается заключенным с момента его согласования в порядке, установленном Указом № 300.
Отметим, что для получения согласования направляются уже подписанный сторонами договор и решение руководителя (или коллегиального органа управления) юридического лица. Спортивные организации, принимающие безвозмездную (спонсорскую) помощь, обязаны вести учет всех операций по использованию полученной безвозмездной (спонсорской) помощи, а также представлять спонсору отчет в произвольной форме о ее целевом использовании.
Старое – не всегда ненужное
Указом № 497 сохранены подходы, установленные действующими в настоящее время указами Президента РБ от 01.03.2010 № 116 "О дополнительных мерах государственной поддержки отдельных видов спорта" (далее – Указ 116) и от 03.11.2009 № 531 "О некоторых вопросах деятельности отдельных организаций физической культуры и спорта" (далее – Указ № 531), которые оправдали себя на практике. Это:
– упрощение механизма оказания спонсорской помощи спортивным организациям (предоставлять помощь спортивным организациям без ограничения ее размера; при предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи в виде денежных средств не указывать в договоре виды товаров (работ, услуг), которые будут приобретены спортивными организациями (выполнены, оказаны для них) на эти средства), возможность ее поэтапного оказания – в соответствии с графиками, составленными на основании соглашения между этими спортивными организациями и лицами, оказывающими такую поддержку;
– закрепление права местных исполнительных и распорядительных органов за счет средств местных бюджетов оказывать поддержку в виде субсидий на частичное финансирование (не более 40 % суммы средств, исчисленной исходя из норм и нормативов для бюджетных организаций) согласно перечню видов расходов на обеспечение работы клубов по игровым видам спорта. Данная норма ранее содержалась в постановлении Совета Министров РБ от 29.12.2000 № 2040 (признано утратившим силу с 1 января 2011 г.). Право на такую поддержку из местных бюджетов помимо клубов по игровым видам спорта (баскетбол, бейсбол, волейбол, водное поло, гандбол, мини-футбол, мотобол, пляжный волейбол, пляжный футбол, хоккей с мячом, хоккей на траве, хоккей с шайбой, футбол) приобрели иные спортивные организации, команды которых участвуют в чемпионате Республики Беларусь и (или) чемпионатах, розыгрышах кубков других государств по игровым видам спорта и показывают высокий спортивный результат;
– право спортивных организаций передавать, в т.ч. на возмездной основе, права на теле-, радио- и иные способы трансляции спортивных соревнований, продавать билеты на проводимые ими либо с их участием спортивные соревнования;
– право спортивных организаций, созданных в форме общественных объединений, ассоциаций, союзов осуществлять без образования коммерческих организаций и (или) участия в них виды предпринимательской деятельности, определенные п. 8 Указа № 497 (данная норма в настоящее время предусмотрена Указом № 531).
Внимание! Право осуществлять передачу прав на трансляцию, а также предпринимательскую деятельность без образования коммерческой организации сегодня принадлежит только Национальному олимпийскому комитету (НОК), общественному объединению "Паралимпийский комитет Республики Беларусь", национальным федерациям (союзам, ассоциациям) по виду (видам) спорта, а с 1 января 2012 г. – и любым другим спортивным организациям, созданным в форме общественных объединений, например клубам по видам спорта.
Льготы и преференции для спонсоров по списку отменены
В отличие от действующего сегодня механизма закрепления спонсоров за спортивными организациями Указ № 497 определяет только перечень спортивных организаций, при поддержке которых спонсоры будут иметь налоговые льготы и иные преференции, устанавливаемые этим же Указом:
– НОК РБ;
– Паралимпийский комитет Республики Беларусь;
– ТПЧУП "Белорусский клуб биатлона";
– клубы и иные организации физической культуры и спорта, команды которых участвуют в чемпионате Республики Беларусь и (или) чемпионатах, розыгрышах кубков других государств по игровым видам спорта.
Указом № 497 предусмотрены направления использования денежных средств, работ, услуг и имущества, в т.ч. имущественных прав, полученных спортивными организациями в соответствии с этим Указом, а также средств, высвобождаемых за счет налоговых льгот.
Внимание! Предусмотренные сметой средства, работы, услуги и имущество, в т.ч. имущественные права, полученные спортивными организациями от спонсоров и (или) из местного бюджета, а также средства, высвобождаемые за счет налоговых льгот, предоставляемых Указом № 497, и средства из иных источников не могут использоваться спортивными организациями на цели, расходы на которые предусмотрены за счет доходов, полученных от предпринимательской деятельности.
Указом № 497 для спортивных организаций установлены преференции в виде уменьшения валовой прибыли на сумму прибыли, использованной ими на цели, определенные этим Указом.
Таким образом, Указ № 497 решил имеющуюся на сегодня проблему отсутствия ответственности при непредставлении спонсору отчета об использовании спонсорских средств, а также при необеспечении направления 25 % от спонсорских средств на развитие детско-юношеского спорта и спортивной инфраструктуры.
Условия оплаты труда будут различными
К новшествам Указа № 497 можно отнести наделение клуба по игровым видам спорта правом самостоятельно устанавливать условия оплаты труда работников за счет средств, полученных от спонсорской помощи, только при условии достижения клубом высоких спортивных результатов на европейских клубных турнирах по игровым видам спорта и в Континентальной хоккейной лиге, в т.ч. Молодежной, в течение 2 календарных лет, следующих за спортивным сезоном, в котором они были достигнуты. Уровень таких результатов будет определять Минспорта. Подтверждением достижения клубом по игровым видам спорта названных результатов является размещение информации о них (протоколов, турнирных таблиц) на официальных сайтах международных спортивных федераций по игровым видам спорта, проводящих эти турниры, или официальных сайтах данных турниров.
Деньги спонсоров теперь могут "работать самостоятельно"
Указ № 497 впервые закрепил право спортивных организаций на размещение во вклады (депозиты) в банках РБ денежных средств, полученных от спонсоров в соответствии с этим Указом.
До принятия этой нормы на практике складывалась ситуация, когда полученные от спонсоров денежные средства "не работали", так как целью их использования являлись задачи, финансирование которых не происходило сразу после перечисления спонсорской помощи (например, строительство ледовой площадки не требовало одномоментной оплаты или спортивная форма для спортивной школы приобреталась по договору, в котором оплата была предусмотрена после поставки товара, и т.д.).
По сравнению с действующим до 31 декабря 2011 г. Указом № 116, срок действия которого был бессрочным, Указ № 497 действует лишь 1 год – с 1 января до 31 декабря 2012 г.