Конец 2010 г. ознаменовался серьезными решениями государственных органов в части управления экономическими процессами. Речь идет о 2 важнейших документах:
– Директиве Президента РБ от 31.12.2010 № 4 "О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь" (далее – Директива № 4);
– постановлении Совета Министров РБ от 22.12.2010 № 1874 "Об утверждении показателей прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 год" (далее – постановление № 1874).
Директива № 4: практическое воплощение в жизнь теперь будет зависеть от механизма ее реализации
Обратим внимание на такие важнейшие положения Директивы № 4, как:
– установление принципа, что в случае неясности или нечеткости предписаний актов законодательства суды, другие государственные органы и иные государственные организации, должностные лица принимают решения в пользу субъектов предпринимательской деятельности и граждан;
– введение в практику обязательного общественного обсуждения проектов актов законодательства, которые могут оказать существенное влияние на условия осуществления предпринимательской деятельности;
– обязанность Совета Министров и Нацбанка РБ разработать и утвердить план мероприятий по реализации положений Директивы № 4, через выполнение которого и будет реализовываться запланированное серьезное изменение актов законодательства в сфере предпринимательской и хозяйственной деятельности в 3-месячный срок.
Прогнозные показатели утверждены
Содержание постановления № 1874 символизирует постепенный переход от директивного характера управления экономикой со стороны Правительства РБ как государственного (публичного) органа к прогнозному и стратегическому планированию осуществления видов экономической деятельности. Постановление № 1874 утверждает (без относительно форм собственности и подчинения):
– макроэкономические показатели прогноза социально-экономического развития административно-территориальных единиц Республики Беларусь на 2011 г.;
– макроэкономические показатели прогноза социально-экономического развития по видам экономической деятельности.
Стремление к выполнению данных показателей – задача соответствующих государственных органов, которая выполняется не административным доведением каких-либо задач, показателей до конкретных организаций, а созданием условий для соответствующей деятельности, чтобы упомянутые макроэкономические показатели были исполнены по области (г. Минску) или виду экономической деятельности.
Анализ же утвержденных постановлением № 1874 показателей прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 г., подп. 2.2 п. 2, подп. 4.1 п. 4, п. 5 данного постановления свидетельствуют, что Правительство РБ выступает в данном случае не как публичный орган, а как собственник имущества (в данном случае государственного), который имеет право определять задачи по эффективному использованию этого имущества в государственных унитарных предприятиях и хозяйственных обществах с долей государства.
Очевидно, упомянутые документы, а также разрабатываемые Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы, программа действий Правительства РБ будут способствовать через раскрепощение деловой инициативы и творческого потенциала граждан формированию развитой конкурентной среды, внедрению новых производственных и управленческих технологий, развитию инновационной деятельности, созданию новых рабочих мест, насыщению рынка товарами и услугами, увеличению налоговых поступлений в бюджет государства, повышению благосостояния и качества жизни.
От редакции:
Таким образом, в Директиве № 4 закреплена установка на либерализацию и развитие частного предпринимательства. Это означает, что в дальнейшем в соответствии с ней будет совершенствоваться вся законодательная база в этой области. Директива № 4 затрагивает практически все сферы деятельности: налогообложение, охрану труда, банковские и информационные взаимоотношения.
О ценообразовании
Поскольку Директивой № 4 предусмотрено государственное ценовое регулирование только в отношении продукции организаций монополистов и социально значимых товаров, ожидается принятие соответствующих документов, отменяющих требования по жесткому регулированию цен и способствующих развитию конкурентной среды.
О регулировании оплаты труда
В Директиве № 4 есть направления по исключению излишнего регулирования рынка труда. В связи с этим предполагается для предприятий негосударственной формы собственности отменить тарифную ставку 1-го разряда как обязательную. Кроме того, ожидается выход документов, позволяющих отменить ряд ограничений по найму рабочей силы и выплате заработной платы.
О налогообложении и бухучете
Готовится документ, позволяющий микроорганизациям, применяющим упрощенную систему налогообложения, использовать упрощенное ведение бухгалтерского учета.
Поскольку вопросу формирования инновационных фондов тоже уделяется особое внимание, предполагается также выход новых документов, регулирующих их создание и использование.
Контрольная деятельность
Директива № 4 коренным образом меняет акцент в отношении контрольной деятельности. Контроль будет носить предупредительный характер, т.е. поможет избегать ошибок и безбоязненно принимать управленческие решения. Ожидается также внесение изменений в документы, регулирующие контрольную деятельность.