Нормы этого документа направлены на обеспечение приведения предписаний по вопросам лицензирования, содержащихся в ранее изданных Главой государства нормативных правовых актах, в соответствие с Указом от 1 сентября 2010 г. № 450 "О лицензировании отдельных видов деятельности" и предусматривают внесение в такие акты изменений и (или) дополнений в целях актуализации регламентируемых ими порядка осуществления отдельных видов деятельности и связанных с ними процедур.
Так, учитывая изменение наименований отдельных лицензируемых видов деятельности, внесены изменения в Указы Президента Республики Беларусь от 4 апреля 2003 г. № 134, от 26 августа 2008 г. № 444, от 3 марта 2010 г. № 129.
В связи с отменой Указом № 450 лицензирования соответствующих видов деятельности скорректированы нормы Указов от 20 мая 1998 г. № 268, от 5 октября 1999 г. № 581, от 19 октября 1999 г. № 614, от 14 сентября 2003 г. № 407, от 23 октября 2003 г. № 465, от 24 марта 2005 г. № 148, от 8 декабря 2005 г. № 580, от 9 января 2006 г. № 15, от 2 июня 2006 г. № 368, от 2 июня 2006 г. № 372, от 17 июля 2006 г. № 452, от 4 мая 2007 г. № 209, от 7 мая 2007 г. № 214, от 10 апреля 2008 г. № 201, от 11 мая 2010 г. № 243.
Принимая во внимание изменение уровня нормативного правового регулирования отношений в сфере лицензирования, конкретизированы нормы Указа от 28 июня 2007 г. № 302.
В целях обеспечения комплексности правового регулирования одновременно с корректировкой Указа от 8 декабря 2005 г. № 580 "О некоторых мерах по повышению эффективности ведения охотничьего хозяйства и рыбохозяйственной деятельности, совершенствованию государственного управления ими" по вопросам лицензирования в этот акт вносятся изменения, направленные на уточнение порядка заключения договоров аренды охотничьих (рыболовных) угодий, внесения в такие договоры изменений либо прекращения их действия и другое.
Особое значение имеют нормы Указа № 284, предусматривающие внесение корректировок в Положение о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденное Указом № 450.
Данные изменения направлены на:
уточнение отдельных процедурных моментов, которые касаются исключительно деятельности лицензирующих органов, а также обеспечивают внутреннюю согласованность или уточнение требований Положения и не влияют на правовое положение субъектов хозяйствования;
улучшение условий осуществления предпринимательской деятельности, что полностью согласуется с проводимой в настоящее время государством политикой либерализации экономической деятельности, а также отвечает и способствует практической реализации требований Директивы Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4.
Так, в частности, Указом № 284:
окончательно закреплено требование об отмене "автоматического" (без принятия решения лицензирующего органа) прекращения действия лицензии в случае нарушения лицензиатом срока обращения за внесением в нее изменений и (или) дополнений;
устранены определенные пробелы в рег-ламентации порядка деятельности лицензиата –юридического лица, реорганизованного в форме присоединения к нему другого юридического лица, имеющего лицензию на аналогичный вид деятельности;
упрощена процедура доступа на рынок транспортных услуг в отношении индивидуальных предпринимателей;
отменена необходимость получения лицензии:
в рамках деятельности в области промышленной безопасности:
монтажа объектов магистральных нефте-, газопроводов, нефтепродуктопроводов, газораспределительной системы и газопотребления;
проектирования (конструирования), монтажа, наладки, обслуживания, диагностирования, ремонта узлов и механизмов, подконтрольных Госпромнадзору технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте и подлежащих экспертизе промышленной безопасности, стреловых самоходных кранов, аттракционов, паровых котлов с давлением пара не более 0,07 МПа и водогрейных котлов с температурой нагрева воды не выше 115 °C единичной тепловой мощностью 100 кВт и более;
в рамках деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду:
использования отходов 1–3 классов опасности в процессе научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ, а также образовавшихся в результате проведения таких работ;
использования отходов 1–3 классов опасности юридическим лицом, иностранной организацией, индивидуальным предпринимателем, если такие отходы образовались в результате деятельности этого юридического лица, иностранной организации, индивидуального предпринимателя;
обезвреживания отходов в процессе научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ, а также образовавшихся в результате проведения таких работ;
с 7 до 3 лет снижен минимальный специальный стаж работы для руководителя юридического лица – соискателя лицензии на деятельность в сфере игорного бизнеса;
конкретизированы лицензионные требования (условия), предъявляемые к соискателю лицензии (лицензиату) на право розничной торговли алкогольными напитками и (или) табачными изделиями. Кроме того, в случаях прекращения действия, аннулирования или отказа в продлении срока действия лицензии на данный вид деятельности закреплена возможность не только реализации образовавшихся остатков алкогольных напитков и (или) табачных изделий, но и их возврата поставщикам (в порядке, установленном Министерством торговли и Министерством по налогам и сборам);
применительно к отдельным видам деятельности сокращено количество предъявляемых к лицензиату требований и (или) условий, в том числе особых, а также грубых нарушений законодательства о лицензировании.
Например:
из числа грубых нарушений законодательства о лицензировании по деятельности в сфере игорного бизнеса исключено указание на несоблюдение требований и условий, установленных законодательными актами, регулирующими лицензируемую деятельность в сфере игорного бизнеса (неразмещение в доступном для ознакомления посетителей месте копии лицензии, информации о месте ознакомления с подлинником лицензии, выписки из пунктов 15–17 Положения об осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса на территории Республики Беларусь, утвержденного Указом от 10 января 2005 г. № 9, и т.п.);
сокращены лицензионные требования и условия, предъявляемые к соискателю лицензии (лицензиату) – владельцу транспортно- или оптово-логистического центра при осуществлении оптовой торговли и хранения алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий;
в рамках лицензирования страховой деятельности отменено требование к размеру собственного капитала к соискателю лицензии (лицензиату) в отношении определенных составляющих;
предъявляемое к соискателю лицензии (лицензиату) для оказания риэлтерских услуг требование (условие) о наличии в штате юридического лица определенного количества риэлтеров дифференцировано в зависимости от общей штатной численности (за исключением технического и вспомогательного персонала) такого юридического лица;
в связи с приведением в соответствие с требованиями Закона Республики Беларусь от30 декабря 2010 года "О внешней трудовой миграции" и Кодекса Республики Беларусь об образовании определенные изменения претерпели соответственно нормы глав 27 (деятельность, связанная с трудоустройством за пределами Республики Беларусь, сбором и распространением (в том числе в глобальной компьютерной сети Интернет) информации о физических лицах в целях их знакомства) и 33 (образовательная деятельность) Положения.
В частности, применительно к образовательной деятельности закреплено правило о том, что право на получение соответствующей лицензии имеют учреждения профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, дополнительного образования взрослых, учебно-педагогические комплексы, специальные профессионально-технические училища закрытого типа, специальные лечебно-воспитательные профессионально-технические училища закрытого типа, иные организации, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность;
закреплена возможность приостановления или прекращения лицензии в порядке, предусмотренном в пунктах 76 и 87 Положения:
в отношении деятельности, связанной с производством алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий – по одному или нескольким указанным в этой лицензии виду (группе) продукции;
в отношении оптовой торговли и хранения алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий – по одному или нескольким указанным в этой лицензии торговым объектам, включая складские помещения;
в отношении страховой деятельности – по одному или нескольким указанным в этой лицензии видам обязательного и (или) добровольного страхования.
Определенные изменения коснулись и норм Положения, определяющих особенности лицензирования ветеринарной деятельности, деятельности в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения, деятельности в области связи, деятельности по обеспечению пожарной безопасности, деятельности по технической защите информации, в том числе криптографическими методами, включая применение электронной цифровой подписи, деятельности, связанной с драгоценными металлами и драгоценными камнями, медицинской деятельности, охранной деятельности, фармацевтической деятельности.
Указ № 284 вступает в силу со дня его официального опубликования.
Подпункты 1.20.56–1.20.59 пункта 1 Указа № 284, определяющие особенности лицензирования оптовой торговли и хранения алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий применительно к соискателю лицензии (лицензиату) – владельцу транспортно- или оптово-логистического центра, вступают в силу через три месяца после официального опубликования этого Указа.
Работа по совершенствованию законодательства в сфере лицензирования отдельных видов деятельности будет продолжена Министерством экономики и далее.
В числе намеченных преобразований: сокращение количества лицензируемых видов деятельности (составляющих их работ и (или) услуг); введение бессрочного срока действия лицензий; оптимизация и сокращение лицензионных требований (условий), представляемых при обращении за выдачей лицензии документов, а также грубых нарушений законодательства о лицензировании; отнесение полномочий на принятие решения о прекращении действия, аннулировании лицензии в случае нарушения лицензиатом законодательства о лицензировании к исключительной компетенции суда и другое.
Материал опубликован на сайте http://www.economy.gov.by/