Указом Президента РБ от 06.06.2011 № 231 "О некоторых вопросах стимулирования развития высокоэффективных производств" (далее – Указ № 231) предусмотрен порядок освобождения от уплаты определенной суммы налога на прибыль в 2011–2013 гг.
Возможность не уплатить налог на прибыль касается не всех организаций, а именно тех, которые реализуют бизнес-планы развития и обеспечивают ежегодно в 2011–2013 гг. достижение показателей по рентабельности продаж в промышленности и удельному весу отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции выше нижней границы уровней, соответственно установленных в ежегодно принимаемых указах Президента о важнейших параметрах прогноза социально-экономического развития на очередной год.
В Указе № 231 определено, что освобождение от уплаты налога на прибыль касается организаций, включенных в перечень, утверждаемый Советом Министров по согласованию с Президентом. Перечень из 26 организаций (далее – организации) утвержден постановлением Совета Министров РБ от 20.09.2011 № 1262 "О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 6 июня 2011 г. № 231".
Совет Министров ежегодно должен утверждать порядок определения суммы освобождаемого от уплаты налога
Совету Министров поручено ежегодно в течение 2011–2013 гг. устанавливать порядок определения организациями суммы превышения налога (подп. 3.4.2 п. 3 Указа № 231).
Определять сумму налога на прибыль, освобождаемую от уплаты по итогам работы за 2012 г., организации будут в соответствии с постановлением Совета Министров РБ от 01.08.2012 № 723 (далее – Положение-2012).
Особенности определения освобождаемой от уплаты суммы налога за 2012 г.
Организации уже определяли сумму превышения по итогам работы за 2011 г. согласно постановлению Совета Министров РБ от 04.08.2011 № 1045 (далее – Положение-2011). Сравним 2 порядка.
Во-первых, п. 1 Положения-2012 содержит норму Указа № 231, которой не было в Положении-2011, а именно: порядок определения организациями суммы превышения применяется при выполнении ими условий, установленных в подп. 1.1 п. 1 Указа № 231.
Такими условиями по итогам 2012 г. являются:
– достижение показателей по рентабельности продаж в промышленности и удельному весу отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции выше нижней границы уровней, соответственно установленных в ежегодно принимаемых указах Президента о важнейших параметрах прогноза социально-экономического развития на очередной год;
– отсутствие несвоевременного (неполного) перечисления в бюджет налогов, сборов(пошлин), подлежащих уплате согласно законодательству в 2012 г.
В данном случае речь идет о всех налогах, сборам (пошлинах), а не только о налоге на прибыль. Что касается налога на прибыль, то необходимо своевременно и в полном объеме перечислять в бюджет текущие платежи. В 2011 г. освобождение можно было применять при отсутствии задолженности по налогам, сборам (пошлинам) на 31 декабря 2011 г. В 2012 г. Положение-2012 такой нормы не содержит.
Во-вторых, хоть это и не указано в подп. 2.2 п. 2 Положения-2012, корректировка суммы налога на прибыль 2011 г. производится согласно подп. 1.1 п. 1 Указа № 231 только в связи с изменением налоговых ставок, налоговых льгот. Самыми распространенными изменениями в 2012 г. были отмена льготы по капитальным вложениям и снижение ставки налога на прибыль с 24 % до 18 %.
В-третьих, в Положении-2012 учтены разъяснения по порядку определения суммы превышения по итогам 2011 г. Письмом Минэкономики, МНС и Минфина РБ от 22.05.2012 № 20-02-03/3670/2-2-23/10389/03-1-16/7133 "О порядке применения норм Указа Президента Республики Беларусь от 6 июня 2011 г. № 231" было разъяснено, что исходя из действующей нормы Указа № 231 при определении суммы превышения налога на прибыль в отчетном году сумма налога на прибыль за предыдущий год, скорректированная с учетом применения коэффициентов, предусмотренных Указом № 231, не может быть ниже суммы, подлежащей уплате в предыдущем году. То есть при применении норм Указа № 231 уменьшение суммы налога на прибыль за предыдущий год, используемой для определения суммы превышения налога на прибыль за текущий год, не предусмотрено.
Порядок определения суммы превышения налога на прибыль приведен в следующей таблице:
__________________________
* При наличии операций, по которым произошли другие изменения, кроме снижения основной ставки налога на прибыль и отмены льготы по капитальным вложениям, необходимо выполнить соответствующие корректировки.
* При наличии операций, по которым произошли другие изменения, кроме снижения основной ставки налога на прибыль и отмены льготы по капитальным вложениям, необходимо выполнить соответствующие корректировки.
В-четвертых, как и в 2011 г., сумма превышения налога на прибыль определяется в целом за 2012 г. (п. 3 Положения-2012).
В-пятых, как и ранее, при отсутствии налогового обязательства по налогу на прибыль за 2011 г., в 2012 г. организация не имеет права на применение льготы в соответствии с Указом № 231. То есть если в вышеприведенной таблице стр. 3 равна нулю, то положения Указа № 231 не применяются.
В-шестых, в 2012 г. высвобождаемые средства отражаются в бухгалтерском учете согласно п. 14 Инструкции по бухгалтерскому учету государственной поддержки, утвержденной постановлением Минфина РБ от 31.10.2011 № 112.
Д-т 99 – К-т 68
– начислен налог на прибыль;
Д-т 68 – К-т 98
– на сумму налога на прибыль, освобожденную от уплаты*.
__________________________
* Корреспонденция счетов составлена редакцией.
В-седьмых, необходимо учитывать положения Указа № 231 о порядке использования средств, высвобожденных в связи с освобождением от уплаты налога на прибыль.
Так, высвобождаемые средства остаются в распоряжении организаций и направляются ими в году, следующем за отчетным (в 2013 г.), на научные исследования и разработки, разработку высокотехнологичной продукции, модернизацию, техническое переоснащение производства и повышение качества продукции, сертификацию производства в соответствии с международными стандартами, а также на погашение кредитов, займов, полученных на эти цели, и уплату процентов по ним. Нецелевое использование высвобождаемых средств влечет утрату права на освобождение от уплаты в бюджет суммы превышения налога и взыскание с организаций данных сумм согласно законодательству.