Новации в сфере отходов потребления
Комментируемое постановление Совета Министров РБ от 04.06.2013 № 451 (далее – постановление № 451) установило новые:
– размеры и направления расходования средств, поступающих на текущий (расчетный) счет государственного учреждения "Оператор вторичных материальных ресурсов" (далее – оператор) от производителей и поставщиков товаров и тары (установлены на 2013 г.).
Справочно: производители и поставщики товаров и тары, перечисляющие средства оператору, – это организации и индивидуальные предприниматели, которые соответствуют 2 условиям:
1) осуществляют импорт потребительских товаров, упакованных в тару из пластмассы, стекла, на основе бумаги и картона, производство и (или) импорт товаров, указанных в приложении 1 к Указу Президента РБ от 11.07.2012 № 313 "О некоторых вопросах обращения с отходами потребления"* (далее – Указ № 313);
__________________________
* Гл. бухгалтер. – 2012. – № 29. – С. 15–23.
2) не применяют собственную систему сбора, обезвреживания и (или) использования отходов, образующихся после утраты потребительских свойств (подп. 1.2 п. 1 Указа № 313).
Исключение – производители и поставщики в части товаров и тары, указанных в подп. 1.3 п. 1 Указа № 313.
Направления расходования таких средств установлены в подп. 1.6 п. 1 Указа № 313;
– размеры компенсации юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям расходов по сбору (заготовке) единицы количества (массы) отходов товаров, названных в приложении 1 к Указу № 313, и пластмассовой, стекляннойтары, тары на основе бумаги и картона при условии их дальнейшего обезвреживания и (или) использования на территории Республики Беларусь (далее – компенсация);
– размеры платы, вносимой производителями и поставщиками товаров и тары на текущий (расчетный) счет оператора за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары.
Справочно: такие размеры платы установлены постановлением Совета Министров РБ от 31.07.2012 № 708 "О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 11 июля 2012 г. № 313"* (далее – размер платы).
__________________________
* Гл. бухгалтер. – 2012. – № 32. – С. 15–24.
Организации, осуществляющие сбор (заготовку) отходов товаров с 1 января 2013 г., вправе получить от оператора компенсацию
Основные задачи Указа № 313 – сократить объемы захоронения отходов потребления и предотвратить вредное воздействие этих отходов на окружающую среду, а также повысить уровень вовлечения в хозяйственный оборот вторичных материальных ресурсов. Появление возможности для компенсации расходов по сбору отходов товаров и тары должно стимулировать заготовительные организации к осуществлению сбора таких отходов.
Компенсация – один из основных механизмов достижения указанных целей.
Новые размеры компенсация установлены подп. 1.2 п. 1 постановления № 451. Так, увеличены размеры компенсации для отходов стекла, бумаги и картона, а также установлены размеры компенсации для полного перечня отходов товаров, названных в приложении 1 к Указу № 313. То есть если ранее компенсировались затраты по сбору (заготовке) лишь отходов тары, то теперь компенсируются затраты и по сбору (заготовке) отходов товаров.
Предыдущие размеры компенсации были установлены постановлением Совета Министров РБ от 29.12.2012 № 1236 (далее – постановление № 1236).
В табл. 1 приведена сравнительная характеристика размеров компенсации:
Таблица 1
Важно! Указанные компенсации не выдаются субъектам хозяйствования, которые осуществляют сбор (заготовку) отходов товаров, названных в приложении 1 к Указу № 313, и пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона, полученных из отходов производства и (или) переданных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям от юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, у которых отходы образовались в результате производственной деятельности.
Порядок получения компенсации определен постановлением Минжилкомхоза РБ от 14.08.2012 № 16 "О некоторых вопросах реализации Указа Президента Республики Беларусь от 11 июля 2012 г. № 313"* (далее – постановление № 16).
__________________________
* Гл. бухгалтер. – 2012. – № 37. – С. 16–21.
Постановление № 16 вступило в силу с 23 сентября 2012 г. и утвердило:
– Инструкцию о порядке компенсации юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям расходов по сбору (заготовке) отходов товаров и тары (за исключением полученных из отходов производства и (или) переданных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям от юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, у которых отходы образовались в результате производственной деятельности) при условии их дальнейшего обезвреживания и (или) использования на территории Республики Беларусь (далее – Инструкция);
– формы:
реестра производителей и поставщиков (приложение 1 к постановлению № 16);
реестра организаций, осуществляющих сбор (заготовку), сортировку (разделение по видам), подготовку к обезвреживанию и (или) использованию вторичных материальных ресурсов (приложение 2 к постановлению № 16).
С учетом вышеизложенного рассмотрим пример расчета суммы средств, выделяемых на компенсацию расходов по сбору (заготовке) отработанных масел согласно постановлению № 16.
Пример 1
Заготовительной организацией в отчетном квартале собрано от населения 3,5 т отработанных масел, относящихся по происхождению к отходам потребления. Размер средств на компенсацию расходов по сбору (заготовке) отработанных масел на 1 т равен 300 000 руб.
Соответственно сумма средств, выделяемых на компенсацию данной заготовительной организации за отчетный квартал, составит 1 050 000 руб. (3,5 × 300 000).
Важно! Подпункт 1.2 п. 1 постановления № 451 распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2013 г.
То есть предполагается, что размеры компенсации для отходов товаров применимы также для отходов товаров, собранных (заготовленных), использованных (обезвреженных) и (или) переданных для дальнейшего использования (обезвреживания) на территории Республики Беларусь с 1 января 2013 г.
При этом в соответствии с п. 3 постановления № 16 отчетным периодом при получении компенсации является квартал. Исходя из данного пункта, следует полагать, что по завершении текущего (II) квартала в заявление на получение компенсации не могут быть включены объемы отходов, собранных (заготовленных),использованных (обезвреженных) и (или) переданных для дальнейшего использования (обезвреживания) на территории Республики Беларусь в I квартале 2013 г.
В ближайшее время предполагается внесение изменений и дополнений в постановление № 16 либо появятся дополнительные разъяснения по данному вопросу.
Постановление № 451 установило новые размеры платы за услуги оператора и уточнило срок вступления их в силу – с 1 июля
Производители и поставщики товаров и тары, не применяющие собственную систему сбора отходов потребления, должны вносить на текущий (расчетный) счет оператора за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары плату, размеры которой установлены:
– до 1 июля 2013 г. – постановлением Совета Министров РБ от 31.07.2012 № 708;
– с 1 июля 2013 г. – указанным постановлением в ред. постановления № 451.
В табл. 2 приведена сравнительная характеристика размеров платы:
Таблица 2
Как видим, размер платы для указанных видов тары увеличился в 2 и 1,8 раза соответственно.
Отметим, что производители и поставщики должны перечислять на текущий (расчетный) счет оператора плату не позднее 22-го числа месяца, следующего за кварталом, на который приходится:
– по стеклянной таре, таре на основе бумаги и картона, произведенной для упаковки потребительских товаров непосредственно производителями этих товаров, – дата отгрузки потребительских товаров, упакованных в пластмассовую, стеклянную тару, тару на основе бумаги и картона;
– по ввозимым товарам, названным в приложении 1 к Указу № 313 (т.е. в т.ч. по стеклянной таре, таре на основе бумаги и картона), а также ввозимым потребительским товарам, упакованным в рассматриваемые виды тары, – дата выпуска таких товаров в соответствии с таможенными процедурами выпуска для внутреннего потребления, реимпорта, переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления, свободной таможенной зоны, таможенного склада, свободного склада либо дата принятия на учет указанных товаров, таможенное декларирование и выпуск которых в соответствии с законодательством не производятся (часть четвертая подп. 1.5 п. 1 Указа № 313).
Несмотря на то что плата по названным видам тары (по которым изменились размеры) за II квартал 2013 г. будет вноситься на текущий (расчетный) счет оператора после 1 июля, расчет суммы платы надо производить по "старым" размерам (т.е. без учета постановления № 451).
С учетом вышеизложенного рассмотрим пример расчета суммы платы, вносимой при ввозе потребительских товаров, упакованных в тару на основе бумаги и картона, после 1 июля 2013 г.
Пример 2
Юридическое лицо во 2-м полугодии 2013 г. ввезло для реализации населению 700 единиц товара, упакованного в картонные коробки. Масса одной коробки – 50 г.
Масса фактически ввезенной тары составит в данном случае 0,035 т (50 × 700 / / 1 000 000). Размер платы равен 140 000 за 1 т. Соответственно сумма платы будет равна 4 900 руб. (0,035 × 140 000).
В аналогичной ситуации при ввозе товаров до 1 июля 2013 г. сумма платы составила бы 2 450 руб.