Изменения во взимании взносов от сумм компенсационных выплат
С 1 января 2014 г. существенно изменяется порядок взимания взносов в отношении компенсационных выплат. Ранее в п. 6 Перечня* были перечислены компенсации, предусмотренные законодательством РБ (кроме компенсаций, выплачиваемых за неиспользованный трудовой отпуск, вместо предупреждения о предстоящем высвобождении, за особые условия труда), и суммы, выплачиваемые в возмещение дополнительных расходов, связанных с выполнением работниками трудовых обязанностей.
___________________________
* Перечень выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие "Белгосстрах", утвержденный постановлением Совета Министров РБ от 25.01.1999 № 115 (далее – Перечень).
В п. 3 новой редакции Перечня указаны компенсации в целях возмещения работникам затрат, связанных с выполнением ими трудовых обязанностей, предусмотренные в гл. 9 Трудового кодекса РБ (далее – ТК), и суммы возмещения морального вреда, причиненного работникам.
Как видим, в Перечне указаны только те компенсационные выплаты, которые перечислены в гл. 9 ТК. Следовательно, на компенсации, предусмотренные иными актами законодательства, нужно начислять страховые взносы.
Например, ранее взносы не начислялись на компенсацию, предусмотренную п. 2 постановления Совета Министров РБ от 02.08.1999 № 1180 "Об утверждении Примерной формы контракта нанимателя с работником" (минимальная компенсация в размере 3 среднемесячных заработных плат за ухудшение правового положения работника в случае досрочного расторжения контракта из-за невыполнения или ненадлежащего выполнения его условий по вине нанимателя). С 1 января 2014 г. суммы таких компенсаций следует облагать страховыми взносами.
Средства, направленные на повышение квалификации работников, – не объект для начисления взносов в ФСЗН
В п. 4 новой редакции Перечня перечислены суммы средств работодателя, направленные:
– на обеспечение работников средствами коллективной и индивидуальной защиты, лечебно-профилактическим питанием, молоком или равноценными пищевыми продуктами, форменной одеждой и обмундированием в соответствии с законодательством;
– повышение квалификации или переподготовку работников в учреждениях образования РБ;
– приобретение путевок в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения РБ детям работников;
– медицинские осмотры в соответствии с законодательством, а также медицинскую помощь, в т.ч. на проведение операций, при наличии соответствующего подтверждения, выдаваемого в порядке, установленном Минздравом;
– поощрение работников за участие в спортивных мероприятиях;
– строительство (реконструкцию), покупку жилых помещений, погашение кредитов (ссуд), полученных на указанные цели, работникам, нуждающимся в соответствии с законодательством в улучшении жилищных условий.
На многие из указанных выплат и ранее не начислялись страховые взносы. Новыми в этом списке являются:
– средства, направленные на повышение квалификации или переподготовку работников;
– медицинские осмотры в соответствии с законодательством;
– медицинская помощь.
На выплаты, связанные с проведением операций, ранее взносы могли не начисляться как на материальную помощь, оказываемую в связи с увечьем или тяжелой болезнью (п. 13 прежней редакции Перечня). В этой части перечень выплат расширен, так как взносы не подлежат начислению в случае оказания любой медицинской помощи при наличии соответствующего подтверждения.
Усовершенствован механизм применения Перечня в отношении выплат, не образующих объект для начисления страховых взносов
При рассмотрении выплат, на которые не начисляются страховые взносы, в первую очередь необходимо обратиться к общим положениям Закона РБ от 29.02.1996 № 138-XIII "Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь" (далее – Закон), так как объект для начисления страховых взносов определяется именно Законом. Перечень же представляет собой перечисление исключений из общего правила, предусмотренного Законом. Он позволяет не начислять взносы на те выплаты, которые по общим правилам Закона включались бы в объект для начисления взносов.
При этом существует ряд выплат, которые не перечислены в Перечне, но взносы на них не начисляются, потому что они не образуют объект для их начисления.
Норма ст. 2 Закона предусматривает, что объектом для начисления обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты РБ (далее – ФСЗН) для работодателей и работающих граждан являются выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающих граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, кроме предусмотренных Перечнем, но не выше 4-кратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются обязательные страховые взносы.
Необходимо учитывать, что в данной норме речь идет не просто о гражданско-правовых договорах, а об отдельных их видах, так как в данном случае используется сокращение, предусмотренное ст. 1 Закона. Согласно ей плательщиками обязательных страховых взносов в ФСЗН являются работодатели – юридические лица (включая юридические лица с иностранными инвестициями, осуществляющие деятельность на территории Беларуси), их представительства, филиалы, индивидуальные предприниматели и частные нотариусы, адвокаты, предоставляющие работу гражданам по трудовым договорам, гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, физические лица, предоставляющие работу гражданам по трудовым договорам, а также юридические лица, предоставляющие работу на основе членства (участия) в юридических лицах любых организационно-правовых форм.
Таким образом, в Законе при определении плательщиков и объекта для начисления страховых взносов под гражданско-правовыми договорами понимаются договоры, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности.
Соответственно, если предметом гражданско-правового договора не является оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, то страховые взносы уплачивать не нужно. Так, выплаты по договорам купли-продажи, аренды, отчуждения и предоставления прав на объекты интеллектуальной собственности (при отсутствии обязательства об их создании), проценты по займам и т.д. не образуют объекта для начисления страховых взносов, и взносы на них не начисляются.
Именно поэтому из Перечня и были исключены определенные выплаты, в т.ч. доходы по акциям и другие доходы, получаемые от участия работников в управлении собственностью предприятия (дивиденды, проценты). Соответственно дивиденды и другие подобные выплаты, как и прежде, не являются объектом для начисления страховых взносов независимо от того, является ли участник (акционер) хозяйственного общества (собственник унитарного предприятия) работником общества (унитарного предприятия) или нет.
Выплаты, производимые по отдельным гражданско-правовым сделкам
Нельзя не отметить определенную непоследовательность практики применения законодательства о социальном страховании. Так, доходы в виде подарков работникам, включая материальную помощь, также выплачиваются на основании гражданско-правовой сделки, предметом которой не является оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности. Несмотря на это, на них взносы начисляются, что не соответствует положениям Закона.
Так, ранее в п. 13 Перечня была перечислена материальная помощь работникам:
– оказываемая в соответствии с действующим законодательством РБ, а также в связи с постигшим их стихийным бедствием, пожаром, хищением имущества, увечьем, тяжелой болезнью, смертью их близких родственников, вступлением в брак, рождением ребенка;
– находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Сохранена подобная норма и в п. 7 новой редакции Перечня. Отличие состоит лишь в том, что до 2014 г. Перечень исключал начисление взносов в отношении материальной помощи, оказываемой в соответствии с действующим законодательством, а теперь – в соответствии с законодательными актами.
Справочно: акты законодательства – это нормативные правовые акты, составляющие законодательство РБ; законодательные акты – Конституция РБ, законы РБ, декреты и указы Президента (Закон РБ от 10.01.2000 № 361-З "О нормативных правовых актах Республики Беларусь").
С другой стороны, новый Перечень не содержит выплат, которые ранее были предусмотрены п. 10, а именно единовременные выплаты и стоимость подарков работникам в связи с юбилейными датами их рождения (40, 50, 60 лет и последующие юбилейные даты), а также при увольнении в связи с выходом на пенсию.
С учетом складывающейся практики это позволяет предположить необходимость начисления страховых взносов на указанные выплаты с 1 января 2014 г.
Не содержится в новом Перечне и стоимость бесплатно выдаваемых работникам билетов на детские представления и (или) кондитерских наборов их детям в связи с праздником Нового года.
Однако если вести речь о подарках самим детям, то они, по мнению автора, как ранее, так и сегодня не являются объектом для начисления страховых взносов. Дети работников не являются субъектами правоотношений в сфере социального страхования, что исключает наличие плательщиков и объекта для начисления страховых взносов.
От редакции:
Обращаем внимание: официальная позиция ФСЗН заключается в том, что стоимость новогодних кондитерских подарков детям с 1 января 2014 г. является объектом для начисления страховых взносов (см. комментарий Е. Хлус, начальника управления методологии сбора платежей и профессионального пенсионного страхования ФСЗН Минтруда и соцзащиты РБ ("ГБ", 2014, № 1, с. 19)).
Дополнительные расходы, связанные с выполнением работниками трудовых обязанностей
Ранее в п. 6 Перечня были перечислены суммы, выплачиваемые в возмещение дополнительных расходов, связанных с выполнением работниками трудовых обязанностей. Новый Перечень не содержит соответствующей нормы, однако, по мнению автора, это не означает, что на такие суммы всегда должны начисляться страховые взносы.
Так, ранее на основании нормы п. 6 Перечня взносы не начислялись на суммы, затраченные нанимателем на приобретение проездных документов, выдаваемых работникам, чья работа связана с выполнением различных поездок в пределах населенного пункта. Теперь в Перечне нет соответствующей нормы, однако при предоставлении работникам проездных документов, так же как и предоставлении им служебного транспорта (перевозках работников) для выполнения трудовых функций, обязанность начислять взносы не возникает.
Обусловлено это тем, что в данных случаях не образуется объект для начисления взносов, так как отсутствует факт начисления выплат в пользу работника, а имеют место расходы нанимателя на ведение деятельности.