Плата за сбор отходов потребления
Указ Президента РБ от 11.07.2012 № 313 "О некоторых вопросах обращения с отходами потребления" (далее – Указ № 313) ввел на территории Беларуси специальную плату за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары (далее – плата) как инструмент отношений между оператором и обязанными лицами.
Размер платы для каждой категории товаров, названной в приложении 1 к Указу № 313, и тары устанавливает Совет Министров. Судя по данным таблицы "Информация о размере платы, внесенной производителями и поставщиками на текущий (расчетный) счет оператора" (приложение 3 к Указу № 313), размер платы будет установлен:
– для тары – в виде фиксированной цены от массы, условного объема или площади тары;
– для товаров – в виде процента от стоимости товара (без учета НДС).
Плата должна рассчитываться исходя из количества:
1) произведенных и реализованных на территории Республики Беларусь товаров, названных в приложении 1 к Указу № 313.
При определении количества товаров для расчета платы необходимо учесть, что датой реализации произведенных в Беларуси товаров считается дата их отгрузки согласно оформленным документам.
Если производитель потребительских товаров (например, жидкого мыла) в Беларуси сам производит тару пластмассовую, стеклянную, бумажную или картонную, то количество тары следует рассчитывать по документам на отгрузку потребительских товаров, упакованных в эту тару;
2) ввезенных на территорию Республики Беларусь товаров, названных в приложении 1 к Указу № 313.
При определении количества ввезенных товаров для расчета платы надо учесть, что датой ввоза в Беларусь товаров, названных в приложении 1 к Указу № 313, и ввоза в Беларусь потребительских товаров, упакованных в тару, считают:
– или дату таможенного декларирования в соответствующей таможенной процедуре;
– или дату принятия на учет этих товаров организацией, если не требуется таможенное декларирование;
3) ввезенной на территорию Республики Беларусь тары в качестве упаковки потребительских товаров.
Исчисление платы необходимо производить ежеквартально.
Производители и поставщики должны перечислять оператору плату не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, и представлять информацию о размере платы по форме согласно приложению 3 к Указу № 313. Размер платы уменьшается исходя из фактического количества собранных плательщиком отходов потребления (часть вторая подп. 1.4.2 п. 1 Указа № 313).
Основанием для перечисления платы является договор между обязанным лицом и оператором.
Справочно: форму договора устанавливает Совет Министров (на момент публикации комментария такая форма отсутствует).
Плата, внесенная обязанными лицами, включается в затраты на производство и реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав и учитывается при налогообложении.
Плата от обязанных лиц, поступившая на счет оператора, не облагается налогами (сборами), пошлинами.
При этом производители и поставщики, которые самостоятельно обеспечили сбор отходов в количестве, установленном Указом № 313, не должны вносить указанную плату.
Справочно: оператор – специальная некоммерческая государственная организация, которая будет осуществлять координацию деятельности в сфере обращения со вторичными материальными ресурсами. Оператор, в частности, имеет право:
– на заключение договоров с обязанными лицами на сбор;
– обезвреживание, использование отходов потребления;
– ведение реестра обязанных лиц;
– возврат (зачет) средств обязанным лицам, если эти лица излишне уплатили плату.
Порядок сбора, использования, обезвреживания отходов потребления
Обязанные лица могут самостоятельно обеспечить сбор, использование и обезвреживание отходов потребления. Соответствующие требования установлены в абз. 2 подп. 1.2 и подп. 1.4.1 п. 1 Указа № 313.
Субъекты вправе создать собственную систему сбора отходов потребления и их использования, обезвреживания. Такой системой будет признаваться наличие на любом праве (собственности, аренды и т.д.):
– сети стационарных, передвижных приемных заготовительных пунктов для заготовки отходов от населения;
– сети специальных контейнеров для сбора и удаления отходов потребления;
– производственной линии (цеха, заводы) для промышленной сортировки на виды отходов потребления.
Важно! Обязанные лица не могут пользоваться услугами по сбору отходов потребления от третьих лиц (например, организаций ЖКХ, частных компаний, оказывающих услуги по удалению отходов потребления). Собранные по таким договорам отходы потребления не будут зачтены в выполнение обязанности, установленной Указом № 313.
Для выполнения обязанности недостаточно только собрать отходы потребления. Собранные отходы потребления должны быть использованы или обезврежены (что подлежит использованию, а что – обезвреживанию, зависит от самих отходов товаров и тары). Обязанность считается выполненной, если собрано и использовано, обезврежено отходов потребления в процентном количестве, указанном в подп. 1.4.1 п. 1 Указа № 313. При этом неважно, отходы товаров и тары каких производителей фактически собраны.
Пример 1
Обязанность по сбору возникла для организации, ввозящей холодильники иностранного производства. К зачету будут приняты отходы холодильников любых марок, собранные на территории Беларуси.
Указ № 313 предоставил право обязанным лицам:
– самостоятельно создать мощности для использования, обезвреживания отходов товаров и тары;
– заключить договоры с третьими лицами, деятельность которых связана с использованием, обезвреживанием отходов.
В отличие от сбора отходов потребления в этом аспекте обязанному лицу Указом № 313 предоставлена альтернатива.
Затраты обязанных лиц на организацию и функционирование собственной системы сбора отходов потребления (кроме затрат на приобретение, создание амортизируемого имущества) включаются в затраты этих лиц, учитываемые при их налогообложении (подп. 1.8 п. 1 Указа № 313).
Ответственность за невыполнение обязанности
Комментируемым Указом № 313 установлена ответственность к следующим субъектам:
1) производители и поставщики.
За невыполнение обязанности по сбору, обезвреживанию, использованию отходов товаров и тары юридические лица и индивидуальные предприниматели могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа. Размер штрафа равен 2-кратной плате, которая должна была быть перечислена оператору обязанным лицом.
Пример 2
Организация ввозит на территорию страны потребительские товары, упакованные в пластмассовую тару. За полугодие размер платы за фактически поставленную пластмассовую тару составил 1 млн. руб.
Организация не обеспечила сбор отходов пластмассовой тары от населения. Следовательно, штраф будет равен 2 млн. руб.
Обратим внимание на следующее. Привлечение субъектов к такой ответственности будет производиться по правилам административного процесса. Так, наложение административного взыскания не освобождает физическое или юридическое лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой было наложено указанное взыскание (ч. 4 ст. 7.1 Кодекса РБ об административных правонарушениях). В Указе № 313 ничего не сказано об освобождении субъектов от выполнения обязанности при привлечении их к административной ответственности. Соответственно производители и поставщики, привлеченные к административной ответственности, все равно должны будут выполнить установленную этим Указом обязанность.
Важно! Ответственность руководителей и иных должностных лиц производителей и поставщиков Указом № 313 не предусмотрена;
2) руководитель оператора, руководитель юридического лица и индивидуальный предприниматель, которые получили средства от оператора.
За неправильное расходование средств фонда, сформированного за счет платы от производителей и поставщиков, руководитель оператора привлекается к административной ответственности в виде штрафа в размере от 10 до 50 базовых величин. Аналогичный штраф может быть наложен на руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя при незаконном, нецелевом использовании средств, полученных от оператора.
Кроме того, субъект, который получил незаконно средства от оператора или осуществил нецелевое их расходование, обязан возвратить эту сумму средств на счет оператора с начислением процентов в размере ставки рефинансирования Нацбанка, установленной на дату возврата (часть первая подп. 1.16 п. 1 Указа № 313).
Согласно положениям Указа № 313 производитель и поставщик не несут никакой ответственности за неправильное использование оператором или иными лицами средств из фонда, сформированного за счет платы от производителей и поставщиков.
Справочно: координацию деятельности в сфере обращения со вторичными материальными ресурсами будет осуществлять Минжилкомхоз (подп. 1.1 п. 1 Указа № 313).